Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер98.22 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Конспект урока по литературному чтению "Богатырская сказка про Илью Муромца"

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова "Богатыри"; аудиозапись М.Мусоргского "Богатырские ворота"; толковый словарь, книжная выставка "Дива былинные",презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний.

1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.

-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

испугом

восторгом

хвастаясь

2. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине.

Что такое былина?

О чем рассказывается в былинах?

Назовите героев русских былин.

О каких подвигах богатырей вы знаете?

( Слайды "Русские богатыри") Приложение1

II. Введение в тему урока.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.

III. Работа над "Сказкой про Илью Муромца".

Постановка проблемы.

Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.

- Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).

- Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно - то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец:(слайд)

Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)

":Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей.." :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись - "Илья из города Мурома".

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)

(Сообщения детей, слайды)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)

- Где Илья? Как вы догадались?

Чтение сказки по частям с комментированием.

После 1-й части:

- Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

- Что огорчило родителей?

Физкультминутка

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота" :

Дружно встали - раз, два, три -

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:

- Как понимаете "есть сын, да никуда не годящий?"

- Кто такой "странник"? ( Человек, который ходит пешком, странствует).

- Сколько это "чаша в полтора ведра"?

- Как понимаете "не прекословил" (не спорил), "тын" (забор из бревен или жердей).

Вопросы после второй части:

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

- Какой наказ они ему дали?

IV. Беседа о сюжете произведения.

- Где и когда происходили события?

- С чего все началось?

- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

ЦОР "Перетащи картинки" Приложение2

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие события были главными?

- Что вас удивило?

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание:

Задание 2 в тетради на стр.26. Прочитать 3-ю часть.

Найти пословицы о Родине (3-я группа)

Рассказ учеников о былинах

Былины название своё получили от слов "быль", "было". В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич:

Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло - одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством.

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых "черным-черно, как черных воронов": Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман:

Былина - это произведение народного творчества исторического содержания, которое нараспев сказывали в старину. Иногда былины называют "старинами", т.е. песнями о старине. Есть былины героические или богатырские. Они рассказывают о борьбе русского народа с врагами. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Из уст в уста передавались былины из одного поколения к другому. На званых пирах, на веселых торгах, на городских площадях и перекрестках дорог сказители-старцы вели свои рассказы о славной истории земли русской.

Вопросы викторины.

1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)

2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)

3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)

4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:

«Кем ты ни стал, что ни делал бы,

Не пекись о корысти своей, выгоде,

А берись, Илья, за такие дела,

Чтобы славные были да великие,

Чтобы всем от них было радостно…»?

(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)

5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)

6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)

7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)

8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)

9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)

10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)

11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)

12. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:

«Он сидит злодей на семи дубах,

На семи дубах, на сорока суках…»

(Соловей - разбойник)

13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)

14. Где прочитал Илья такие слова:

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

(На белом придорожном камне были высечены эти слова)

15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:

«Голоса у них горластые,

А щиты у них крестастые,

На них шлемы, будто ведра вверх дном,

Кони – лошади в булатной броне…»

(Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)

16. Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)

18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)

19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)

20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)

21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)

22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)

23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)

24. Узнай героя былины по описанию:

«А сидит-то царище, как свинище,

На девяти столах, на десяти скамьях,

А глазищи…

И черным – черны, и пустым – пусты.

Бородища-то…

Из трёх волосин, как из трёх ветлин

.А носище-то…

Будто палка – клин дровокольная».

(Мамай – татарский царь)

25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)

26. К кому обратил Илья такие слова:

«Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,

Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»

(К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)

27. Чем закончилась последняя битва с татарами?

(«На убег побежали короли – цари,

Впереди других царь Кучум летит»)

28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич? (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)

29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?

• Смелость города берёт.

• Дарёному коню в зубы не глядят.

• Друзья познаются в беде.

• Жить – Родине служить.

30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (В.Васнецов)

–У Ильи бы научиться

Родину любить!

Ни за деньги, ни за славу

Подвиги вершить!

–Пример любви святой к Отчизне

И нам не худо перенять.

Враги пусть смотрят с укоризной –

Найдутся рыцари опять.

– Не перестанет Русь святая

Родить для битв богатырей.

Не будет мать – земля родная

Быть под защитой сыновей!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск