Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала





Скачать 53.66 Kb.
НазваниеАрт терапия как способ раскрытия творческого потенциала
Дата публикации28.06.2013
Размер53.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
АРТ ТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ART THERAPY AS A WAY OF CREATIVE POTENTIAL EXPOSURE.

Рассоленко Наталья Александровна, Rassolenko Natalia Aleksandrovna

Дедкова Инна Федоровна, Dedkova Inna Fedorovna
Данная статья раскрывает явление арт-терапии, как одного из способов раскрытия внутренних способностей, связанных с творческой деятельностью, направленной на получение удовольствия, что позволяет в короткие сроки стабилизировать психо-эмоциональное состояние и жизненный настрой у людей, достигших зрелого возраста.
This article reveals the phenomenon of art therapy as a way of inner abilities exposure, associated with creative work aimed at making fun that allows to quickly stabilize psycho-emotional state and attitude to life among people who have reached the age of maturity
«Арт-терапия» в России явление относительно новое. С Английского языка данный термин можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством», но было бы не правильно рассматривать этот вид терапии исключительно через призму медицинской науки, хотя лечебные свойства ей, несомненно, присущи. Зачастую арт-терапия применяется, как способ достижения психической гармонизации, помогает найти пути к разрешению социальных конфликтов, используется в образовательной практике, и это далеко не все сферы ее применения.

Арт-терапия может проходить в виде любой творческой деятельности, либо в виде воздействия на человека различных видов искусства.

В нашей стране наблюдается растущий интерес к арт-терапии, в частности это можно объяснить тем, что этот вид терапии отражает потребность современного человека в более естественных видах востановления и гармонизации, в которых разум и чувства играют равную роль.[1]

В нашей статье мы рассмотрим возможность раскрытия творческого потенциала и развития инновационного мышления при помощи методов проведения арт-терапии.

Не секрет, что в современном обществе бытует мнение о том, что творческой личностью не становятся, творческим человек рождается, зачастую под воздействием всеобщих убеждений, человек начинает применять это бытующее мнение к себе или к людям его окружающим. Но мало ли кто помнит, насколько было развито творческое воображение в первые годы его жизни, когда человек в виде игры занимался вполне реальной творческой деятельностью, такой как рисование, лепка из пластилина, поставка представления в собственном театре кукол. Для ребенка, не обремененного внутренней самокритикой, не стремящегося попасть под существующие стандарты красоты и правильности, результатом подобной деятельности является собственное самоудовлетворение, удовольствие от процесса занятия творчеством. Но с возрастом ребенок становится подвержен неожиданному для него, зачастую однобокому взгляду взрослого человека - родителя. Именно неодобрение взрослого способствует развитию в ребенке неуверенности в собственных силах и способностях: «Ой, что это ты нарисовал? Ежика? Больше похоже на лохматую крыску». К сожалению, сами того не осознавая, родители часто применяют методы «кнута и пряника» по отношению к своим детям, считая это действенным методом воспитания, при этом, не понимая, что тем самым они искореняют простор детского воображения и мышления и губят еще только зарождающуюся уверенность в себе.

Так для примера рассмотрим ситуацию, когда ребенок, заигравшись начинает что-то рисовать на обоях, реакция взрослого на подобное действие в 90% из 100 будет следующей: «Маша, что ты делаешь, рисовать на обоях плохо, ты наказана, встань в угол», - вряд ли ребенок вынесет для себя правильной урок из такого наказания, ведь самое весомое, что для него было сказано в этот момент - «рисовать плохо». Далее начинает созревать внутренний самокритик «я нарисовал картинку, но она некрасивая», «кошка на моей картинке не похожа на кошку, значит это плохо». После этих первых шагов, наступает время начальной школы, где помимо родителей, ребенка начинают воспитывать учителя, а зачастую и другие дети, в этот момент главное не упустить момент, когда у ребенка могут возникнуть первые признаки появления комплексов связанных с творчеством, что в дальнейшем полностью лишит его возможности мыслить творчески и инновационно. Так в качестве примера, мы приведем ситуацию с мальчиком Кириллом. Учась в третьем классе, ребенок пришел после уроков с поникшим настроением и сказал родителям, что больше никогда не будет ничего рисовать. Родители были крайне удивлены подобным поведением их сына, поскольку рисование всегда было одним из его любимых занятий. После долгих расспросов выяснилось, что на уроке по изобразительному искусству учительница дала задание нарисовать вечерний закат у моря. Кирилл с энтузиазмов принялся за это дело, но не рассчитал количество желтой и синий краски на картинке за счет чего получился закат, с протекающими через него зелеными полосами. Вместо того, чтобы дать ребенку возможность перерисовать картинку учительница высмеяла его перед другими детьми и поставила неудовлетворительную оценку. Родителям понадобилось немало времени, чтобы убедить своего ребенка в том, что его рисунок ничуть не хуже, чем все остальные, но, не смотря на это, уроки по изобразительному искусству Кирилл в дальнейшем посещал без прежнего удовольствия, боясь повторить ошибку.

Такие «учителя» в жизни человека встречаются ни один, и ни два. Каждый, кто обладает определенным набором комплексов, готов привить эти комплексы людям, с которыми приходиться взаимодействовать. Со временем человек настолько убеждается в собственном несовершенстве, что перестает доверять себе, не прибегает к собственным внутренним ресурсам и пытается найти помощь в чужих способностях, знаниях и силе. Загнанный в тупик, человек обращается к психологам, пробует на себе различные терапии, но, как правило, результатом подобных лечении является временное самовнушение, мало кто находит помощь внутри себя.

Зачастую сложное заключается в простом. Чтобы открыть путь к творческому мышлению, человеку нужно снять те блоки, что были поставлены вышеупомянутыми «учителями». А именно сделать то, что делать когда-то было нельзя. В этом случае арт-терапия становится действенной методикой, направленной на реализацию творческих способностей человека.

В качестве эксперимента, нами было проведено мероприятие, на которое были приглашены люди, столкнувшиеся с проблемой нехватки инновационных идей. На стене были натянуты обои, куплена краска для рисования пальцами, а присутствующим было предложено в любом порядке рисовать все, что угодно на обоях используя в качестве кистей собственные руки.

Исследуемая группа состояла из 5 человек, все женщины в возрасте от 20 до 45 лет. В начале нашего эксперимента люди испытывали некоторую скованность. Краску брали аккуратно, стараясь сильно не пачкать руки, но через некоторое время, процесс приобрел более раскрепощенный характер, на обоях образовывались отпечатки от рук, витиеватые узоры, яркие пятна. У всех участников мероприятия наблюдалось приподнятое настроение, они активно взаимодействовали друг с другом, не смотря на то, что не были знакомы до этого и были представителями различных социальных групп. Участницы эксперимента не хотели останавливаться, стоит заметить, что вместо предполагаемого часа, данное мероприятие длилось около 3 часов. Вопросы чистоты и аккуратности отошли на второй план, все погрузились в творческий процесс безо всяких страхов и стеснений. После окончания эксперимента, мы попросила рассказать участниц о своих впечатлениях и о мыслях, которые сопровождали их во время всего процесса. Оказалось, что одна из женщин во время участия придумала название для магазина, который она собирается вскоре открывать, а другой наконец-то стала ясна тема исследования ее дипломного проекта, над которым она трудилась больше месяца. Остальные участницы отметили внутренний подъем, желание трудиться и двигаться вперед.

И это лишь минимальный результат, который может принести арт-терапия в вопросе раскрытия в творческого потенциала. Подобные мероприятия можно проводить на предприятиях, где стратегическая работа требует срочного креативного решения, а людям нужен поток вдохновения, в спортивных школах, где молодые спортсмены нуждаются в снятии внутренних блоков и во многих других общественных организациях, где работают люди с неудовлетворенной потребностью в творческой самореализации.

Список литераты:

1.Копытин А.И. «Теория и парктика арт-терапии». СПБ.,2002

2.Уильямс Х. «Говорящий рисунок, или как познать свое глубинное «Я». АСТ, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПоложение о конкурсе «Ученик года» Цели и задачи
...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия и возможности районной системы дополнительного образования для раскрытия творческого потенциала
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconТема «Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого...
Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconУроках биологии
...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПоложение о конкурсе "Ученик года 2008" Реализация национального проекта «Образование»
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconЦель: Способствовать раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка через живопись
«Рисование по мокрой бумаге как один из приемов непосредственного творческого самовыражения для старших дошкольников»
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconПоложение о конкурсе "Ученик года 2012/2013 года" Реализация национального проекта «Образование»
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconРеферат Арт терапия: ее значение в социокультурной реабилитации детей с проблемами в развитии
Арт – терапия: ее значение в социокультурной реабилитации детей с проблемами в развитии
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск