Скачать 247.42 Kb.
|
Департамент образования города МосквыГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический университетФакультет психологического консультированияПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)» РЕФЕРАТ ПО КУРСУ: «Арт-терапия» Специальность 020400-Психология Специализация 020414- Психологическое консультирование на тему: «Групповая арт-терапия» Выполнила: Коркушко Алиса Юрьевна Преподаватель: к.псих. н. Сидорова В. В. Москва 2008 г. Оглавление.
Список литературы………………………………………………………………...…………12
Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для терапии искусством существенную роль играли как фрейдовская теория бессознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Терапия искусством применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно. Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применения художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. Терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. В терапии искусством спонтанные рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Терапевты, занимающиеся психодина-мически ориентированной терапией искусством, подчеркивают важность понятия сублимации - непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов. Руководители групп в области терапии искусством, как правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы. Первоначально терапия искусством применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы. Таким образом, арт-терания – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» - понятийный аппарат. 2. Основные понятия арт-терапии. Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей в том, что он: 1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; 2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры; 3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений; 4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения; 5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств; 6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета; 7) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними; 8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии. 3. Основные процедуры арт-терапии. Структурной единицей индивидуальной и групповой форм арт-терапевтической работы является сессия. Данным термином принято описывать период отдельного арт-терапевтического взаимодействия, то есть каждую встречу арт-терапевта с одним клиентом или группой. Словом, формальная сторона арт-терапевтического процесса представлена определенным числом сессии (занятий). Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Терапевт, занимающийся терапией искусством, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания патопсихологии и групповой динамики. Процедурные аспекты терапии искусством зависят от теоретической и профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Изначально групповая терапия искусством начиналась как работа с замкнутыми индивидуумами в больничных условиях (Garai, 1978). Пациенты постепенно заинтересовывались произведениями других пациентов и становились более коммуникабельными. Сегодня некоторые пациенты стремятся к занятиям терапией искусством, так как они чувствуют ограничения в творческом самовыражении. Например, при неврозе навязчивых состояний пациенты склонны чрезмерно интеллектуализировать и слишком контролировать самих себя. Занимаясь спонтанным рисованием и лепкой, они могут разрушить свои ригидные защиты. Работая с шизофрениками, терапевты, занимающиеся терапией искусством, пытаются поддержать их в формировании позитивной Я-концепции. Фрагментарность мышления шизофреников проявляется в фрагментарности их произведений. Во многих европейских больницах не поощряется свободное выражение пациентами-шизофрениками своих внутренних чувств в художественном творчестве (Plokker, 1964). Они получают инструкции рисовать пейзажи, портреты, натюрморты с целью уменьшения тревожности и конкретизации своего диффузного мышления. Ограничением многих таких программ является их упор на оценку эстетического качества художественного творчества и относительное отрицание активного психотерапевтического лечения. 4. Формы арт-терапевтической работы. Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. Интенсивный характер отношений при индивидуальной психотерапии создает потенциально опасную ситуацию для клиента, способную провоцировать травматичный опыт. Доверие клиента к психотерапевту может возникнуть при наличии четких границ и структуры психотерапевтических отношений, а также при безусловном принятии его переживаний и изобразительной продукции. Изобразительную работу можно рассматривать как безопасный и естественный для клиента вид деятельности, который служит для него “транзитным пространством”, более надежным, чем слишком личные по своему характеру отношения переноса. Групповая же арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки; - связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; - дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого - поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; - повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; - развивает навыки принятия решений. Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она: предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.
Если рассматривать групповую арт-терапию как результат объединения методологии и техники групповой вербальной психотерапии с основными принципами арт-терапевтической работы, то такая «арт-психотерапия» существует не более нескольких десятилетий. В то же время, еще в первой половине ХХ века существовали некоторые аналоги групповой арт-терапии, которые, при всей проблематичности их отнесения к психотерапевтической деятельности, можно рассматривать как чрезвычайно важную эмпирическую основу для развития теории и практики арт-терапевтической работы с группами. Историю развития групповой арт-терапии невозможно рассматривать в отрыве от социально-политического, институционального и культурного контекстов. Поэтому, прежде чем перейти к описанию ее основных этапов, мы хотели бы обозначить некоторые контекстуальные факторы, имевшие наибольшую значимость для появления первых форм студийной работы с группами и сохраняющие свою роль в эволюции методов групповой арт-терапии в настоящее время.
Понятие пространства как одно из базовых в арт-терапии обычно рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это та атмосфера, которая складывается в процессе взаимодействия между психологом (арт-терапевтом, педагогом) и участниками арт-терапии на основе невербальной и вербальной коммуникации. Общий эмоциональный фон во многом определяется особенностями арт-терапевтических отношений. Во-вторых, это место, в котором происходит арт-терапевтический процесс, где хранятся изобразительные средства, материалы, продукты творческой деятельности участников арт-терапии. Каждый человек, приходящий в арт-терапевтический кабинет, использует его по-своему, устанавливая при этом уникальные отношения с арт-терапевтом и группой. В то же время, наличие определенных границ обеспечивает возможность для сохранения необходимой дистанции между ним и остальными участниками. Очевидно, что пространство должно обеспечивать высокую степень внутренней защищенности каждого вступающего в психотерапевтические отношения. Ведь именно этим определяется уровень доверия и открытости, необходимый для развития арт-терапевтического процесса. Утрата или угроза личному пространству вызывает, по меньшей мере, неприятные душевные переживания. Арт-терапевтический кабинет (постоянное помещение или школьный класс) должен быть достаточно просторным, состоять из нескольких условных зон. • «Рабочая зона»: места (стол и стул) для индивидуального творчества; столы для коллективной работы в малый группах. Общий стол (шкаф) для разнообразных изобразительных средств и материалов. Здесь же могут находиться песочница и емкость с глиной, используемые в некоторых арт-техниках. «Чистая зона»: круг из стульев (кресел) — пространство для групповой коммуникации и обсуждения изобразительной продукции. Свободное от мебели пространство с подходящим напольным покрытием для движения и танцев, игр, театрализации. Персональное место для арт-терапевта, по воз^ можности, вне прямого поля зрения участников, в стороне. Место для организации выставок творческих работ. Например, стена — для изобразительных работ; столы, стеллажи, полки — для композиций из глины, природного материала. Кроме того стены используются и для развешивания изобразительной продукции перед обсуждением. Хранилище — надежное место для хранения индивидуальных папок с изобразительной продукцией участников арт-терапии, каждый из которых должен быть уверен, что его творчество не станет предметом всеобщего обсуждения или иных манипуляций без личного на то согласия. Если кабинет предназначен только для младших школьников, в нем можно устроить «кукольный дом», разместить разнообразные игрушки (для куклотерапии), коробки — «квартиры». Из специального оборудования желательно наличие раковины и водопроводной воды, так как в работе используются краски, гуашь, глина, песок, грим и другие изобразительные средства. Общепризнанно, что арт-терапевтический кабинет является не только реальным физическим пространством, но и пространством символическим, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции. Поэтому важно детально продумать эстетическое оформление кабинета. Известна, в частности, особая восприимчивость некоторых людей к предметам интерьера (репродукциям, цвету мебели, стен, обоев и др.). Любая деталь может сыграть как позитивную, так и негативную роль в арт-терапевтическом процессе. Расположение мебели должно при необходимости легко изменяться, чтобы каждый участник мог занять место в соответствии со своими предпочтениями, и тем самым обозначить «персональную территорию» как элемент индивидуального арт-терапевтического пространства. К тому же способность предметно-пространственной среды к самым разнообразным, порой неожиданным трансформациям стимулирует творческую активность. Обычно за каждым участником закрепляется выбранное им рабочее место и набор необходимых материалов, что важно по нескольким причинам. Во-первых, и пространство, и предметы, находящиеся в нем, становятся для субъекта собственной, безопасной, комфортной и привычной территорией. Постепенно складывается устойчивая система ассоциаций и реагирования на привычные условия. Во-вторых, это вызвано необходимостью поддержания относительного порядка в арт-терапевтическом ка-бинете, особенно в работе с младшими школьниками. Тем более что детям позволено вести себя совершенно свободно и пользоваться материалами любым образом. Все пространство арт-терапевтического кабинета авторы называют «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть свои психические травмы и зажечься искрой творчества. Благодаря занятиям он обретает уверенность в себе, а это, соответственно, позволяет ему решать проблемы, связанные с обучением, общением с членами своей семьи и сверстниками. Итак, специальным образом организованное пространство позволяет создать необходимую для эффективного арт-терапевтического процесса атмосферу доброжелательности и безопасности, что, несомненно, влияет на качество ожидаемых результатов. 7. Групповая динамика в арт-терапевтической группе. Арт-терепевтическая группа, как и любая другая малая группа имеет свои стадии развития. Это периоды групповой деятельности, отличные друг от друга позициями и чувствами участников, определяющими психологическую атмосферу в группе. Обычно выделяют три фазы развития группы. 1. Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей. 2. Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы. 3. Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Группа не всегда проходит три фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а затем постепенно с позиции руководителя переходит на позицию наблюдателя. В кратковременных группах (8—18 часов) трудно в полной мере отследить эволюцию фаз групповой работы. В более продолжительных группах, особенно ориентированных на личностное развитие участников, эти фазы наблюдаются достаточно четко. Наш опыт проведения различных тренинговых групп показывает, что законы групповой динамики по-прежнему действуют. На них не влияют ни погода, ни изменение политической ситуации. С одной стороны, это дает ощущение стабильности, а с другой — сообщает о том, насколько сильно мы зависим от кого-то. 4. Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем. Участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными. 5. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Самое важное отличие групповой динамики в арт-терапевтической группе заключается в том, что развитие проявления второго этапа развития группы могут быть выражены не так явно. А так же все процессы и механизмы развития группы более мягкие и незаметные. 8. Этапы групповой арт-терапевтической работы. Оптимальное число участников группы от 3 до 15 человек. Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и содержанием работы. Если основная цель занятия – коррекция каких-либо отклонений в эмоциональной или волевой сфере личности, предпочтительны однородные по составу группы. Организация гетерохронных групп допустима, когда это не вредит эмоциональному самочувствию и психическому здоровью остальных участников. Материалы: разнообразные изобразительные средства и материалы в достаточном количестве. Важно, чтобы у каждого участника был полный индивидуальный наборвсего необходимого для работы. Структура занятия. Основные процедуры. (Этапы названы условно, их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.) - настрой («разогрев»); - актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; - индивидуальная изобразительная работа (разработка темы); - этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации); - коллективная работа (театральная, ритуальная драматизация); - заключительный этап. Рефлексивный анализ. Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Для настроя на спонтанное творчество используются также разнообразные приемы, принадлежащие к фонду арт-терапии, в том числе: рисование пальцем, мелками, углем, песком, пластилином… В содержании второго этапа полезно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Содержание второго этапа полезно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчество. Отмечен положительный эффект при сочетании «арт» и танцевально-двигательной терапии. Безусловно, необходимо принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии. Для занятий лучше подбирать малознакомые мелодичные композиции без текста, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с. мягким мелодико-ритмическим рисунком, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания устанавливается с общего согласия. Причем, необходимо изменить композицию или выключить музыку, если этого хочет хотя бы один из присутствующих. Итак, замысел данного этапа состоит в поиске человеком адекватного собственному настроению и эмоциональному состоянию образа посредством музыки, движений, спонтанного танцу. Третий этап занятия предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством способствуют раскрытию внутренних сил человека. Таким образом, человек невербальным языком образно сообщает о себе, учится понимать и анализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать. В арт-терапевтическом процессе познание собственного внутреннего Я сопровождается его интеграцией с внешней реальностью. В дальнейшем происходит перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение вне терапевтического опыт. Несомненно, участники различаются степенью готовности к экспрессии, контакту с руководителем группы, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые воспринимают изобразительную деятельность как создание реалистичных, красивых рисунков. Поэтому необходимо убедительно разъяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с валидными критериями известных проективных методик. Вместе с тем следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов. Лишь принимая во внимание все многообразие ассоциаций, вызываемых образом, можно сделать более верную интерпретацию. На четвертом этапе каждому участнику предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, арт-терапевту, личных особенностей и определяется самим субъектом. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует. По тому, как и что именно рассказывает человек, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. Пятый этап — коллективная работа в малых группах. Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Доказано, что ритуальный характер действий повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества. В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний. К тому же, в процессе совместной работы успешнее формируются рефлексивные умения, способствующие среди прочего формированию адекватного самовосприятия. Итак, этап коллективной работы, основанный на совместной творческой деятельности и групповой коммуникации, активизирует групповые процессы, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, т. е. смоделирован как потенциальное условие социализации участников арт-терапии. | Заключительный шестой этап предполагает рефлексивный анализ работы в безопасной обстановке группы. В таком взаимодействии обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии», «психологического поглаживания» посредством доброжелательных высказываний, так называемого положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства. Постепенно корректируется образ «Я». Доверие, которое формируется на занятиях, позволяет участникам спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу. Завершая занятие, важно подчеркнуть успех каждого и всей группы в целом. Итак, предложенная модель и некоторые необходимые комментарии по ходу описания очерчивают логику и последовательность этапов занятия. В каждом конкретном случае оно наполняется определенным содержанием и приемами работы в зависимости от целей и места в общей структуре арт-терапевтического процесса. А в реальной практике сопровождается уникальными по богатству и разнообразию эмоциональными проявлениями, ярко выраженными в невербальной и вербальной формах. Ч В тематически-ориентированных структурированных группах тема занятия чаще всего задается руководителем. Однако в отдельных ситуациях она может выбираться участниками в процессе коллективного обсуждения.
В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем. В зарубежной педагогической практике общепризнанна система М. Либман: • темы, связанные с освоением изобразительных материалов; • общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников; • темы, связанные с исследованием системы отношений, образа Я; • темы, имеющие особую значимость при парной работе, а также темы, предназначенные для работы с семьями; • темы для совместной изобразительной деятельности участников группы. 10. Заключение. Итак, терапия искусством может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"; средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. Структурной единицей индивидуальной и групповой форм арт-терапевтической работы является сессия. Данным термином принято описывать период отдельного арт-терапевтического взаимодействия, то есть каждую встречу арт-терапевта с одним клиентом или группой. Словом, формальная сторона арт-терапевтического процесса представлена определенным числом сессии (занятий). Понятие пространства как одно из базовых в арт-терапии обычно рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это та атмосфера, которая складывается в процессе взаимодействия между психологом (арт-терапевтом, педагогом) и участниками арт-терапии на основе невербальной и вербальной коммуникации. Общий эмоциональный фон во многом определяется особенностями арт-терапевтических отношений. Во-вторых, это место, в котором происходит арт-терапевтический процесс, где хранятся изобразительные средства, материалы, продукты творческой деятельности участников арт-терапии. Основные плюсы групповой арт-терапии заключаются в том, что она: - предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; - во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”. Арт-терепевтическая группа, как и любая другая малая группа имеет свои стадии развития. 1. Ориентация и зависимость 2. Конфликты и протест 3. Сплоченность и сотрудничество 4. Развитие синергии 5. Завершение работы группы Самое важное отличие групповой динамики в арт-терапевтической группе заключается в том, что развитие проявления второго этапа развития группы могут быть выражены не так явно. А так же все процессы и механизмы развития группы более мягкие и незаметные. Структура арт-терапевтического занятия: - настрой («разогрев»); - актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; - индивидуальная изобразительная работа (разработка темы); - этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации); - коллективная работа (театральная, ритуальная драматизация); - заключительный этап. Рефлексивный анализ. Таким образом групповая арт-терапия имеет ряд своих плюсов и преимуществ перед индивидуальной терепией. По мимо этого она имеет ряд своих особенностей, которые психолог-ведущий группы должен учитывать при работе. Список литературы.
|
Реферат по курсу: «Арт-терапия» Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,... | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии» | Реферат Арт терапия: ее значение в социокультурной реабилитации детей с проблемами в развитии Арт – терапия: ее значение в социокультурной реабилитации детей с проблемами в развитии | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –... | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Использование символов в искусстве и в психотерапии | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Целительные аспекты визуального искусства | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Возможности использования маски в психотерапевтической работе с людьми с психической патологией» | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)» | Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | ||
Реферат по курсу: «Название дисциплины» «Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении... | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые... | ||
Перформанса не писала- вы не были на курсе Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат... | Практическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт» Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»... | ||
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные... | Отделение инновационных арт-технологий основные сведения об отделении Отделение инновационных арт-технологий (инарт) имеет три ступени обучения. Каждая ступень длится 3 года |