Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию»





Скачать 160.55 Kb.
НазваниеРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Дата публикации07.11.2014
Размер160.55 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»



РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арт-терапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование

на тему:

«Возможности использования маски в психотерапевтической работе с людьми с психической патологией»
Выполнила:

Куракина Н.М.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

Москва 2010 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Арт-терапия в работе с психическими заболеваниями………………4

Глава 2. Применение маскотерапии при психических заболеваниях…………7

§ 1. Обоснование использования маскотерапии………………………………9

§ 2. Область применения маскотерапии………………………………………10

§ 3. Эффективность маскотерапии…………………………………………….11

Выводы……………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………….14

Введение.

«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся делать то, что и в мыслях себе представить не можем. Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана. Маски скрывают, творят, влюбляются» (Alekos Fashions Paris, 1978, цит. по Fotopoulos, 1980). [1]

С масками мы сталкиваемся намного чаще, чем можем себе это представить: каждый из нас имеет свой особый ассортимент масок на каждую конкретную ситуацию. Маски мы постоянно наблюдаем, включая телевизор, смотря спектакль, находясь в обществе.

Маски являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они дают нам разнообразие творить, действовать, чувствовать грань между «Я» и «не Я».

Однако, одевая маску, например, в театре, актер как бы показывает, что то, что будет сейчас твориться на сцене, не относится к реальности, но тем не менее обладает истинными чувствами, эмоциональным зарядом, посылом к зрителям.

В маске одновременно сочетаются изобразительное искусство и драма, арт-терапия и драма-терапия. Маску можно рассматривать как произведение искусства или разновидность скульптуры. Ее можно двигать с помощью движений тела или просто воображением. Именно эта полимодальность маски делает ее работу уникальной и ни на что не похожей. [1]

Как известно, люди, страдающие душевными заболеваниями, не имеют «Я» с четким центром, границами и содержанием. Понятия о себе у них размыты, часто они не могут определить где «заканчиваются» они и «начинается» кто-то другой. Именно поэтому работа с маской может оказаться действенной при таких заболеваниях, как шизофрения или аутизм, ведь именно маска будет в этом случае являться неким физическим объектом, проводником между реальностью, настоящим лицом пациента и его внутренним миром.

Глава 1. Арт-терапия в работе с психическими заболеваниями

То, что отличает арт-терапию от занятий изобразительным искусством в качестве средства занятости, хорошо передает само определение арт-терапии. Это отличие связано не только с возможностью творческого самовыражения пациента в условиях контакта с психотерапевтом, но и с тем, что в арт-терапевтической работе изобразительная продукция обладает символическим измерением. [3]

Применение арт-терапевтических методов в работе с психиатрическими пациентами представляется весьма перспективным, поскольку позволяют затронуть те проблемы пациентов, которые не могут быть решены только медикаментозными препаратами или общепринятыми для психиатрических больниц психотерапевтическими средствами: психообразовательными и другими групповыми психосоциальными занятиями.

Преимуществом арт-терапии в психиатрической среде является то, что она дает возможность доступа к сложным, трудновербализуемым переживаниям пациентов, становится альтернативным методом общения с больными, способом их самовыражения и самопонимания. Выражение своих переживаний на языке образов и символов является наиболее адекватным для пациентов с серьезными психологическими нарушениями, формированными на самых ранних довербальных этапах индивидуального развития. Когда неосознаваемые психические переживания невозможно объяснить словами, их можно выразить с помощью зрительных образов, минуя цензуру сознания. При этом эмоциональная безопасность обеспечивается тем, что процесс рисования создает условия для социально приемлемого выражения негативных и агрессивных эмоций (периодически переполняющих этих пациентов) посредством механизмов так называемого графического. [5]

В работе с душевнобольными арт-терапию начали использовать раньше, чем в каких бы то ни было других областях. Обратив внимание на склонность некоторых пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно отражаются на состоянии больных, передовые клиницисты стали поддерживать эту деятельность. [2]

В зависимости от этапов лечебно-реабилитационного процесса можно говорить о следующих направлениях практического применения арт-терапии в психиатрии:

а) Применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, проводимое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара;

б) Применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или декомпенсации, применяемое в основном в амбулаторной практике, на базе дневных стационаров, диспансеров, социальных общинных центров, в рамках негосударственных программ помощи душевнобольным и инвалидам и т. д.

Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения.

Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, связанных, в частности, с «синдромом госпитализма», потерей трудоспособности, ограничением социальных контактов и т. д. [2]

В конце прошлого столетия британские арт-терапевты применяли методы данного подхода к больным с расстройством питания. При этом использовались проективные арт-терапевтические техники, спонтанные игры, раскрашивание лица и создание фантастического мира, а включение в группу способствовало развитию и исследованию социальный взаимоотношений пациента.

Как результат арт-терапевтических вмешательств в данную группу пациентов можно отметить изменение оценки в восприятии пациентов самих себя, которая основана на идентификации с повторяющимися темами спонтанных рисунков и их дальнейшее изменение. [3]

Эффективность арт-терапии значительно повышается в совместном использовании с другими формами работы с клиентом, она должна быть частью мультидисциплинарного подхода к лечению психических заболеваний. [3]

Арт-терапевтические группы для больных психической патологией в основном носят студийный, открытый характер. Посещающие студию пациенты, в большинстве случаев, малоразговорчивы и, в силу имеющихся у них хронических душевных заболеваний, вряд ли могли бы участвовать в более жестко структурированных и предполагающих высокую вербальную активность и способность к саморефлексии арт-терапевтических занятиях. Поэтому студийная форма работы в наибольшей степени отвечает их особенностям, позволяя им, например, приходить в студию в любой момент, когда она открыта, и включаться в изобразительную деятельность, когда у них появляется в этом желание. Обсуждение работ носит неформальный характер и выражается, главным образом, в проявлении интереса к творчеству друг друга или одобрения. [4]

Индивидуальная художественная деятельность таких больных (испытывающих трудность в установлении вербальных контактов с другими), ориентированная на создание эстетически значимой продукции, отвечает их потребностям, в частности, потребности в укреплении личных границ и поддержке их хрупкого или аморфного “я” посредством получения прямой эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта и группы. Значительную роль для таких пациентов может иметь фактор психотерапевтических отношений и поддержка со стороны других членов группы. Однако если отсутствуют условия для их самостоятельной работы и получения поддержки за пределами арт-терапевтической группы (что вполне вероятно, с учетом ограниченных коммуникативных возможностей таких пациентов), у них может формироваться зависимость от психотерапевта и других членов группы, в связи с чем, таким пациентам может требоваться длительная помощь. [2]

Важной частью арт-терапевтической работы следует считать создание условий, способствующих генерализации и поддержанию достигнутых психотерапевтических изменений. К таковым можно отнести развитие у пациентов навыков активной саморегуляции и выражения своих чувств и мыслей, укрепление их идентичности и самостоятельности, а также формирование у них устойчивой системы социально значимых связей, интересов и увлечений. [2]

Глава 2. Применение маскотерапии при психических заболеваниях

Впервые использование маски для лечения непосредственно психических заболеваний стал применять Гагик Микаэлович Назлоян. Как он пишет в своей работе «Маскотерапия: методика и техника»: «Маскотерапия – комплекс методов диагностики и лечения психических расстройств, основанный на триадной структуре психотерапевтического взаимодействия (врач – пациент – скульптурный портрет)». [7]

Изготовление маски является одной из техник портретного метода психотерапии, разработанного Г. М. Назлояном. [8]

Автор данного метода по образованию врач-психиатр, поэтому портретный метод психотерапии разрабатывался в психиатрических отделениях. Гагик Микаэлович в своих работах с больными придерживался идеи К. Ясперса о необходимости «вживания», «вчувствования» в суть переживаний больного, непосредственного созерцания его «души». Таким образом, не теряя клинических позиций, в руках терапевта оказывался «инструмент» эмпатии и сострадания. Терапевтический контакт с больным в этом случае предметный; предметом служит становящееся во времени произведение искусства, цель которого состоит в материализации зеркального облика пациента. [8]

Главным остается метод скульптурной психотерапии, который сначала проводился в поддержку лекарственной терапии, как некий альтернативный способ ведения клинической беседы. Как пишет Г. М. Назлоян: «Однако уже на первых сеансах были зафиксированы во многом неожиданные психотерапевтические явления, которые стали бурно развиваться в нашей практической деятельности. Со временем были выработаны новые способы лечения душевнобольных и обучения стажеров этой достаточно сложной технике». [8]

Изготовление маски больного может длиться несколько сеансов, итогом которых служат интуитивно улавливаемая завершенность промежуточных масок.

Время одного сеанса может длиться от нескольких секунд до многих часов. Смена масок происходит то слишком медленно, то с калейдоскопической быстротой. Эти маски, как при работе над твердым материалом, проходят путь от общего к частному, от яйца до конкретного и индивидуального человеческого образа. Причем переходы эти имеют вид снятия слоев. Врач-скульптор доходит до определенного предела, стилистически законченной маски, т. е. до закрытия формы. О завершенности образов косвенно свидетельствует и тот факт, что, сфотографированные после каждого сеанса, они создают гармонический ряд (от яйцевидной до итоговой формы). Последовательность сделанных профессиональным фотографом снимков выстраивается с трудом, так как они отображают процесс работы, «середину» сеанса. Затем происходит мучительное «изнашивание» образа, и врач готовится к «распаковке» нового значения. Он, повинуясь деструктивному импульсу, вначале «разрывает» форму (дизъюнкция), создает новое качество на одной из деталей лица (пликация). Часто это область правого глаза, или лба, а к концу лечения - область уха. Возникшее качество требует выравнивания под него всего портрета. Врач-скульптор как бы снимает еще одно «покрывало» не только с пластилиновой маски, но и с больной души. Так он объясняет это себе и так интерпретирует свою работу больному и окружающим. [8]

Постепенное возникновение реалистической (аналитической) оценки своего лица порождает сильные переживания, разрушающие привычный ход мышления больного, "привязывающие" его к своему зарождающемуся образу, заставляющие часто (иногда "тайно") подходить к зеркалу для изучения отдельных деталей лица, искать сходства с портретом. Единственным двигателем творчества терапевта-портретиста являются чувства сострадания и своей ответственности перед больным, его жалобы и откровения, проникающие в самое существо эстетических переживаний терапевта. [6]


§ 1. Обоснование использования маскотерапии

Г. М. Назлоян, работая в психиатрической клинике, заметил: «Каждый случай, попадавший в поле нашего внимания, выходил за пределы книжных описаний, нуждался в индивидуальном подходе, чего нельзя было достичь в условиях стационара, где терапия напоминает конвейер, а многие врачебные функции отданы на откуп младшему и среднему медицинскому персоналу». [7]

В основу идей Г. М Назлояна легла концепция патологического отчуждения, аутизма. Ее выдвинул швейцарский психопатолог, один из классиков психиатрии Ойген Блейлер. Как пишет сам автор метода: «Нас интересовало не только творчество душевнобольных, но и различные формы нарушения творческих функций. Общий корень всех этих форм мы нашли в феномене патологического отчуждения. И поскольку стандарты психофармакологического воздействия на аутистические расстройства не определены, возникла необходимость в усилении психотерапевтического компонента терапии психозов». [8]

Терапевтической мишенью, вокруг которой строится весь процесс психотерапии, является основной патогенетический фактор, наблюдаемый при любых психических и психосоматических нарушениях. Это феномен патологического отчуждения (аутизм), тесно связанный с нарушением адекватного восприятия  зеркального образа Я, искажением и разрушением внутреннего диалога, что ведет к дезадаптации и нарушению контактов с внешним миром. [6]

Сью Асе говорит следующее про использование масок: «Многие маски, с которыми я работаю, наносятся прямо на лицо. Когда маска с лица снимается, у многих возникает чувство, как будто им подарили жизнь. Отчужденность, возникающая, когда маска высыхает на лице, и вы лежите под теплым одеялом, близость другого человека, накладывающего маску на лицо, - создают ощущение восстановление своих сил или воскрешения <…> Когда маска высыхает, участники могут работать с ней в группе, рассказывая, как подрезали края, вырезали отверстия, раскрашивали, - при этом они часто говорят об ощущении, как будто маска сама себя сделала». [1]

§ 2. Область применения маскотерапии

Большинство психотерапевтических техник традиционно связано с лечением неврозов. Невротик, в отличие от психотика, способен рассматривать свои патологические переживания в одной плоскости с терапевтом. Значительное место отводится сумме конкретных переживаний, или болезненных фрагментов. Невротик как личность является полноценным соучастником лечебного процесса, чего нельзя сказать о психотике.

Существует множество направлений в психотерапии, который ставят в центр психиатрического взгляда личность. Эти фундаментальные направления имеют лишь один недостаток: они не опираются на глобальный психопатологический феномен, в котором сконцентрировано множество разрозненных симптомов психического заболевания.

Психотические и невротические расстройства обычно имеют два исхода: они либо классифицируются по классификации болезней, либо сводится к той или иной системе интерпретации психопатологических явлений. Классические пример - принцип определения психозов по исходу патологического состояния и психоаналитическая концепция дифференцированного бессознательного. [7]

Портретная же терапия, и в частности маскотерапия, направлена от общего к частному, оставляя в поле зрения врача только те клинические симптомы, которые позволяют следить за динамикой текущего состояния пациента.

Камнем преткновения для традиционных техник психотерапии оказывается сопротивление психотиков («недоступность», «сторожевой пункт»), которое в портретной психотерапии успешно преодолевается. Причем преодоление сопротивления в классических школах преследует цель выявить скрытую информацию, патологические знаки, нуждающиеся в расшифровке и оказании глубокого лекарственного или словесного воздействия. Для маскотерапии сам факт преодоления сопротивления гораздо важнее, возникновение диалога с больным является самоцелью и порой исчерпывает лечебный процесс. [8]


§ 3. Эффективность маскотерапии

Оценка эффективности проводилась на опыте консультаций более трехсот случаев параноидной шизофрении.

Методы диагностики и лечения психических заболеваний сформировались не только на основе проведенных нами теоретических исследований, но и в процессе работы в психиатрических стационарах, где осуществлялись их апробация и усовершенствование. Именно в ходе практической лечебной работы была доказана польза портретного метода для пациентов этих учреждений, оказано содействие их лечению

Большое значение придавалось одновременной работе с родственниками пациента, – метод параллельного лечения опекунов душевнобольных преодолевая важный социальный стрессор, подавляя коммуникативную девиацию в семье пациента.

К тому же благодаря технике маски пациенты с первых же дней включены в сложную систему реабилитационных мероприятий. А через короткое время они начинают ассистировать лечащему врачу, передавая свой опыт другим пациентам.

М. Лэмберт и А.Бергин предлагают следующий перечень общих факторов, связанных с успешным исходом психотерапии: катарсис, идентификация с психотерапевтом, уменьшение социальной изоляции, позитивные отношения, снятие напряжения, терапевтический альянс во взаимодействии, компетентность психотерапевта, теплота, уважение, принятие, эмпатия, аутентичность терапевта, доверие. [8]

Выводы

1) Маскотерапия является комплексом методов диагностики и лечения психических расстройств, основанный на триадной структуре психотерапевтического взаимодействия (врач – пациент – скульптурный портрет).

2) Терапевтической мишенью, вокруг которой строится весь процесс психотерапии - феномен патологического отчуждения (аутизм), тесно связанный с нарушением адекватного восприятия  зеркального образа Я, искажением и разрушением внутреннего диалога, что ведет к дезадаптации и нарушению контактов с внешним миром

3) Изготовление маски больного может длиться несколько сеансов, итогом которых служат интуитивно улавливаемая завершенность промежуточных масок.

4) Маскотерапия распространяется на широкий круг психических заболеваний: от невротических до психотических.

5) Маскотерапия является эффективным инструментом при лечении психических заболеваний.

Заключение

Маскотерапия Г. М. Назлояна является уникальным методом в лечении психических заболеваний, и может применяться как достойная альтернатива психофармакологическому лечению.

Являясь одной из областей арт-терапии, маскотерапия широко применяется не только в работе с тяжелой психической патологией, но так же может использоваться при запросах клиентов без психических нарушений.

Эффективность маскотерапии связана, на мой взгляд, именно с тем, что сам метод является ответом на глубинные кризисы и переживания пациента. С помощью маски укрепляется чувство идентичности, так давно потерянное у душевно больных.

Использование маски позволяет вжиться, вчувствоваться в переживания больного, и, таким образом, помочь ему справляться с мучительными переживаниями.

Список литературы:

1) Дженингс С., Минде А. Д. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии./ Пер. с англ. И. Динерштейн. – М.: изд-во Эксмо, 2003 г. – 384 с, илл.

2) Копытин А. И. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://art-therapy.ru/70.htm

3) Копытин А. И. Арт-терапия. Хрестоматия. Сост. и общая редакция А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001. – 320 с: ил.

4) Копытин А. И. Групповая арт-терапия. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://art-therapy.ru/70.htm

5) Косенко В.Г., Хлопина И.В., Порошин Ю.Г., Александрова Л.А., Патракова Е.Г., Добрякова М.Г.Опыт применения групповой арт-терапии в комплексном стационарном лечении больных, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. ГУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница № 1» ДЗ Краснодарского края. Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.ssmu.ru/bull/08/5/1_40.pdf

6) Кюн С. Применение арт-терапии в терапии психозов. Маскотерапия. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://psychoart.ucoz.com/publ/1-1-0-2

7) Назлоян Г. М. Маскотерапия: методика и техника. - М: 2005 г., 298 с.

8) Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.koob.ru/nazloyan_g/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Целительные аспекты визуального искусства
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Использование символов в искусстве и в психотерапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПерформанса не писала- вы не были на курсе
Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию»
Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Название дисциплины»
«Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconОсобенности лечения и тракционно-экстензионной терапии на аппарате
Срок лечения – 10-12 дней. Лечение включает фармакопунктуру, медикаментозную инфузионную терапию, физиотерапевтические процедуры,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПрактическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт»
Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск