Скачать 126.88 Kb.
|
Департамент образования города МосквыГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический университетФакультет психологического консультированияПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)» РЕФЕРАТ ПО КУРСУ: «Введение в арт-терапию» Специальность 020400-Психология Специализация 020414- Психологическое консультирование на тему: «Многообразие направлений и подходов в арт-терапии: история арт-терапии» Выполнила: Заозёрова Н.А. Преподаватель: к.псих.н., доцент Сидорова В.В. Москва 2010 Содержание Введение 3 История возникновения и развития арт-терапии 4 Многообразие направлений и подходов в арт-терапии 9 Заключение 12 Список использованной литературы 13 Введение Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые используются современными терпевтами. Терапия выразительными средствами (арт-терапия) – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов [1, с. 8]. Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, сам акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства. В высвобождении творческой энергии многие переживания приносят личное удовлетворение, которое может быть эмоционально стабилизирующим и поддерживающим человека [3, с. 41]. Арттерапия является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты. Рассмотрим вехи в истории возникновения и развития арт-терапии и существующие подходы в работе с арт-средствами. История возникновения и развития арт-терапии Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии. Первоначально методы арт-терапии применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами как безопасное средство проведения их досуга. Однако если обратиться к истории, то уже в античное время греки относились к искуству как к очищающему средству воздействия на душу человека. Особенно это касалось театрального искусства, где каждый свободный гражданин имел возможность раз в год увидеть театральное действие. В V в. до н.э., когда Афины переживали свой расцвет (после победы над персами), появляется множество талантливых произведений сначала на мифологический, а затем и на исторический сюжет, где каждый зритель мог пережить катарсис – очищение души, – сопереживая вместе с героями пьес. И такое отношение к искусству (не только к театру, но и к архитектуре, скульптуре, живописи, музыке) отражало мироощущение греков, выражавшееся фразой «ничего лишнего». Римляне не смогли понять греков и переняли лишь внешнюю форму искусства, бездушно копируя греческие образцы. В раннем средневековье искусство не воспринималось как отдельное направление. Оно должно было стоять на службе у церкви, чтобы прославлять ее. Естественно, ни о каком очищающем или возвышающем воздействии искусства на душу человека речи не велось. Искусство обладало утилитарной функцией. Более того, церковь не поощряла создание сюжетов светского характера. А история Византии хранит память о целом столетии иконоборчества, когда произведениям искусства, созданным на библейские сюжеты, был нанесен непоправимый вред – они были уничтожены. За целое столетие были утеряны навыки создания художественных произведений. Эпоха Возрождения открыла новую страницу в истории европейского искусства. Творческие люди обратили свои взоры к наследию античности. Но к сожалению, отношение к произведениям искусства было утилитарным – лишь для украшения интерьера. В Новое время искусство проходит ряд этапов – от вычурного и неживого барокко до романтизма, который подвел итог европейскому искусству. Начиная с импрессионистов, эпоха академизма (время, когда творчество художника подчинялось строгим канонам) заканчивается. Художник начинает выражать себя, свое настроение. Начинаются новые поиски в искусстве. В это же время публика обращает внимание на искусство народов мира, до этого считавшееся примитивным, детским. На начальных этапах арт-терапия отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 1920-е гг. Принцхорн провел исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В США одной из первых начала заниматься арт-терапией Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по арттерапии психодинамической ориентации [6]. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально [7, с. 341]. Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В арт-терапии изначально образовалось два подхода. Основателем одного признается Эдит Крамер (по образованию она была художником-педагогом и не имела специального психологического образования), считавшая искусство самодостаточным лечебным средством. Она подчеркивала значение искусства в противовес собственно терапии и исключала из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Основателем другого направления является Маргарет Наумбург (психоаналитик). Она использовала арт-терапию как вспомогательное средство, при этом Наумбург интерпретировала рисунки своих клиентов. Несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности [6]. Карл Юнг, в отличие от Зигмунда Фрейда, поощрял творческий процесс клиента. В юнгианском подходе допускается интерпретация собственной фантазии, рисунка. Примером спонтанного использования фантазии в арт-терапии может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения – дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании [6]. Вслед за аналитическим и юнгианским подходом появились другие направления в арт-терапии. Терапевты гуманистического направления (например, Карл и Натали Роджерс) рассматривают арттерапию как возможность для развития «творческой мускулатуры». Одни терапевты делают упор на активность членов группы в работе с художественным материалом, на значимость самого процесса создания художественного материала и не придают значение конечному результату. Другие считают, что арттерапия развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и функции ориентации в пространстве (например, Виршоп) [6]. Представителем гештальта является Джейн Райн (Rhyne). С точки зрения гештальт-терапии рисование и лепка – это такой опыт, который является функцией постоянного процесса сознавания каждым участником своего настоящего. Понятие «отношение фигуры и фона» в данном случае можно использовать непосредственно, так как наши мышление и чувства тесно связаны с нашим зрительным восприятием. Терапевт помогает участникам раскрывать свои перспективы, сознавать переживания. Райн предлагает членам группы следующий набор задач: доверять своему собственному восприятию; давать себе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что наиболее приятно, и не сравнивать свою работу с работами других; сознавать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и что художественное творчество может выражать наши восхищение, экспериментирование и личностный рост [6]. Еще одно из направлений в арт-терапии – это интермодальный подход. Его основателем считается Шон МакНифф. Проводя групповые сессии, МакНифф использует различные формы творческой работы с уже созданными участниками группы образами. Он, например, отмечает, что «используемые нами в арт-терапевтической студии способы интерпретации образов иногда являются групповой медитацией, в ходе которой мы созерцаем образы, разговариваем друг с другом и самими образами…» Он также использует сочинения участниками группы диалогов с образами и художественных описаний, визуализации и перформанса: «Продолжая применять диалоги с образами…, мы обнаружили, что процесс рассказа о них, либо общение с образами могут ограничивать интерпретации вербальной коммуникацией. Стремясь использовать возможности разных искусств, мы начали «интерпретировать» образы через перформанс и язык тела. Использование движений, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственном облике и окружающем пространстве позволяло более полно включиться в образ… Перформанс являлся естественным результатом попыток найти более спонтанный способ взаимодействия с рисунками…, благодаря перформансу, мы даем автору возможность двигаться вместе с образом, отреагировать связанные с ним впечатления и осознать, как он влияет на тело» [5]. Таким образом, МакНифф пытается разговаривать с образами, помогая им проявиться на сознательном уровне. Итак, подведем итог. В настоящее время арт-терапия является самостоятельным направлением в психологии, при этом представители ранее возникших направлений используют элементы арт-терапии в своей работе для достижения большего эффекта. В современной арт-терапии наметилось пять основных подходов: 1. аналитический; 2. юнгианский; 3. гуманистический; 4. гештальтистский; 5. интермодальный. Теперь рассмотрим методы работы арт-терапевта. Многообразие направлений и подходов в арт-терапии Методики арт-терапии основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арт-терапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается арттерапией [6]. Направления арт-терапии ( лучше «терапии искусствами») в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию, игротерапию и др.1 Самым крупным направлением является терапия искусством. Она связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров. Арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством. В терапевтическом мире за невербальной экспрессией закрепился термин «экспрессивная терапия» (от англ. – выражающий, выразительный). Это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, – в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. «Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [цит. по: 5]. Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления. Направления арт-терапии различаются по содержанию, методам, формам работы. К примеру, драма-терапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия – на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром М. Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой» [3, c. 2]. Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнгианской школы. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу человека. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. В настоящее время развиваются так называемые интегративные арт-формы (арт-драма, музыкальная арт-терапия). Возможна классификация по подходам, где используется арт-терапия: гештальт-ориентированная, динамически ориентированная арт-терапия, арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании. Представим предложенную схему в образе живого дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева – терапия творчеством. Могучий ствол – экспрессивная терапия – держит на себе молодые и зрелые ветви различных «терапий», связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой — различные ее виды и разновидности [метафора используется Л. Лебедевой: 5]. Таким образом можно сказать, что единого мнения о направлениях и подходах в арт-терапии не существует. Кто-то исходит из концепции используемых методик, кто-то отталкивается от направлений в психотерапии. Но независимо от этих классификаций, самое главное – что арт-терапия работает и работает весьма эффективно. Заключение Для арт-терапии существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Арт-терапия применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно. В настоящее время арт-терапия используется для оказания психологической помощи широкому кругу людей. Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим количеством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это происходило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень многое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта [3, с. 41]. Однако сейчас арт-терапия получает всё большее распространение и популярность. В нашей стране это достаточно новое и перспективное направление. Список использованной литературы
Надежда, реферат в порядке. Есть полемика и простор для различных мнений. Поточнее все таки разграничить понятия арт-терапия и терапия искусствами. В начале ты пишешь, что «арт-терапия»- это терапия выразительными искусствами, а потом, что это подраздел терапии искусствами. Что поделать, терминологическая путаница есть в арт-терапевтическом мире - западном и российском. Все же я бы изменила в названии «арт-терапия» на «терапия искусствами.» И еще, 2 источника из основного списка литературы - это обязательное условие. Помимо Копытина, там много литературы, на которую ты могла бы сослаться в своей работе. Жду этих небольших изменений и принимаю реферат. С уважением Варвара 1 Дальнейшая классификация дается по ст. Л Лебедевой [5]. |
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии» | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,... | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Целительные аспекты визуального искусства | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Использование символов в искусстве и в психотерапии | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –... | Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)» | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» «Возможности использования маски в психотерапевтической работе с людьми с психической патологией» | Реферат по курсу: «Арт-терапия» Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии | ||
Перформанса не писала- вы не были на курсе Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат... | Реферат по курсу: «Арт-терапия» Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического.... | ||
Реферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию» Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга... | Реферат по курсу: «Название дисциплины» «Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении... | ||
Особенности лечения и тракционно-экстензионной терапии на аппарате Срок лечения – 10-12 дней. Лечение включает фармакопунктуру, медикаментозную инфузионную терапию, физиотерапевтические процедуры,... | Практическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт» Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»... | ||
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные... | Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов... |