Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию»





Скачать 126.88 Kb.
НазваниеРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Дата публикации25.10.2014
Размер126.88 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арт-терапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование
на тему:

«Многообразие направлений и подходов в арт-терапии: история арт-терапии»

Выполнила:

Заозёрова Н.А.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

Москва 2010

Содержание
Введение 3

История возникновения и развития арт-терапии 4

Многообразие направлений и подходов в арт-терапии 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые используются современными терпевтами.

Терапия выразительными средствами (арт-терапия) – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в свое­образной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов [1, с. 8].

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, сам акт творчества может играть роль как профилактического, так и тера­пев­ти­ческого средства. В высвобождении творческой энергии многие переживания приносят личное удовлетворение, которое может быть эмоцио­наль­но стаби­ли­зирующим и поддерживающим человека [3, с. 41].

Арттерапия является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.

Рассмотрим вехи в истории возникновения и развития арт-терапии и существующие подходы в работе с арт-средствами.
История возникновения и развития арт-терапии

Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии. Первоначально методы арт-терапии применялась в больницах и психиат­ри­ческих клиниках в работе с тяжело больными пациентами как безопасное средство проведения их досуга.

Однако если обратиться к истории, то уже в античное время греки относились к искуству как к очищающему средству воздействия на душу человека. Особенно это касалось театрального искусства, где каждый свободный гражданин имел возможность раз в год увидеть театральное действие. В V в. до н.э., когда Афины переживали свой расцвет (после победы над персами), появляется множество талантливых произведений сначала на мифологический, а затем и на исторический сюжет, где каждый зритель мог пережить катарсис – очищение души, – сопереживая вместе с героями пьес. И такое отношение к искусству (не только к театру, но и к архитектуре, скульптуре, живописи, музыке) отражало мироощущение греков, выражавшееся фразой «ничего лишнего». Римляне не смогли понять греков и переняли лишь внешнюю форму искусства, бездушно копируя греческие образцы.

В раннем средневековье искусство не воспринималось как отдельное направление. Оно должно было стоять на службе у церкви, чтобы про­слав­лять ее. Естественно, ни о каком очищающем или возвышающем воздейст­вии искусства на душу человека речи не велось. Искусство обладало утилитарной функцией. Более того, церковь не поощряла создание сюжетов светского характера. А история Византии хранит память о целом столетии иконоборчества, когда произведениям искусства, созданным на библейские сюжеты, был нанесен непоправимый вред – они были уничтожены. За целое столетие были утеряны навыки создания художественных произведений.

Эпоха Возрождения открыла новую страницу в истории европейского искусства. Творческие люди обратили свои взоры к наследию античности. Но к сожалению, отношение к произведениям искусства было утилитарным – лишь для украшения интерьера.

В Новое время искусство проходит ряд этапов – от вычурного и неживого барокко до романтизма, который подвел итог европейскому искусству. Начиная с импрессионистов, эпоха академизма (время, когда твор­чество художника подчинялось строгим канонам) заканчивается. Худож­ник начинает выражать себя, свое настроение. Начинаются новые поиски в искусстве. В это же время публика обращает внимание на искусство народов мира, до этого считавшееся примитивным, детским.

На начальных этапах арт-терапия отражала представления пси­хо­ана­ли­за, согласно которому конечный продукт творчества пациента расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 1920-е гг. Принцхорн провел исследование творчества пациентов с пси­хи­че­скими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В США одной из первых начала заниматься арт-терапией Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в пси­хиат­ри­ческом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала не­сколько обучающих программ по арттерапии психодинамической ориен­тации [6]. В своей работе Наумбург опи­ра­лась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально [7, с. 341].

Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение.

В арт-терапии изначально образовалось два подхода. Основателем одного признается Эдит Крамер (по образованию она была художником-педагогом и не имела специального психологического образования), считавшая искусство самодостаточным лечебным средством. Она подчеркивала значение искусства в противовес собственно терапии и исключала из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Основателем другого направления является Маргарет Наумбург (психоаналитик). Она использовала арт-терапию как вспомогательное средство, при этом Наумбург интерпретировала рисунки своих клиентов. Несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности [6].

Карл Юнг, в отличие от Зигмунда Фрейда, поощрял творческий процесс клиента. В юнгианском подходе допускается интерпретация собственной фантазии, рисунка. Примером спонтанного использования фантазии в арт-терапии может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения – дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании [6].

Вслед за аналитическим и юнгианским подходом появились другие направления в арт-терапии. Терапевты гуманистического направления (например, Карл и Натали Роджерс) рассматривают арттерапию как возможность для развития «творческой мускулатуры». Одни терапевты делают упор на активность членов группы в работе с художественным материалом, на значимость самого процесса создания художественного материала и не придают значение конечному результату. Другие считают, что арттерапия развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и функции ориентации в пространстве (например, Виршоп) [6].

Представителем гештальта является Джейн Райн (Rhyne). С точки зрения гештальт-терапии рисование и лепка – это такой опыт, который является функцией постоянного процесса сознавания каждым участником своего настоящего. Понятие «отношение фигуры и фона» в данном случае можно использовать непосредственно, так как наши мышление и чувства тесно связаны с нашим зрительным восприятием. Терапевт помогает участникам раскрывать свои перспективы, сознавать переживания. Райн предлагает членам группы следующий набор задач: доверять своему собственному восприятию; давать себе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что наиболее приятно, и не сравнивать свою работу с работами других; сознавать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и что художественное творчество может выражать наши восхищение, экспериментирование и личностный рост [6].

Еще одно из направлений в арт-терапии – это интермодальный подход. Его основателем считается Шон МакНифф. Проводя групповые сессии, МакНифф использует различные формы творческой работы с уже созданными участниками группы образами. Он, например, отмечает, что «используемые нами в арт-терапевтической студии способы интерпретации образов иногда являются групповой медитацией, в ходе которой мы созерцаем образы, разговариваем друг с другом и самими образами…» Он также использует сочинения участниками группы диалогов с образами и художественных описаний, визуализации и перформанса: «Продолжая применять диалоги с образами…, мы обнаружили, что процесс рассказа о них, либо общение с образами могут ограничивать интерпретации вербальной коммуникацией. Стремясь использовать возможности разных искусств, мы начали «интерпретировать» образы через перформанс и язык тела. Использование движений, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственном облике и окружающем пространстве позволяло более полно включиться в образ… Перформанс являлся естественным результатом попыток найти более спонтанный способ взаимодействия с рисунками…, благодаря перформансу, мы даем автору возможность двигаться вместе с образом, отреагировать связанные с ним впечатления и осознать, как он влияет на тело» [5]. Таким образом, МакНифф пытается разговаривать с образами, помогая им проявиться на сознательном уровне.

Итак, подведем итог. В настоящее время арт-терапия является самостоятельным направлением в психологии, при этом представители ранее возникших направлений используют элементы арт-терапии в своей работе для достижения большего эффекта. В современной арт-терапии наметилось пять основных подходов:

1. аналитический;

2. юнгианский;

3. гуманистический;

4. гештальтистский;

5. интермодальный.

Теперь рассмотрим методы работы арт-терапевта.

Многообразие направлений и подходов в арт-терапии

Методики арт-терапии основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арт-терапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается арттерапией [6].

Направления арт-терапии ( лучше «терапии искусствами») в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию, игротерапию и др.1

Самым крупным направлением является терапия искусством. Она связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров.

Арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством.

В терапевтическом мире за невербальной экспрессией закрепился термин «экспрессивная терапия» (от англ. – выражающий, выразительный). Это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, – в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

«Экспрессивная терапия представляет собой процесс само­ис­сле­до­ва­ния посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [цит. по: 5].

Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления.

Направления арт-терапии различаются по содержанию, методам, формам работы. К примеру, драма-терапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия – на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром М. Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой во­дой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие па­циенты инсти­ту­та использовали игрушки в игре с песком, а коробки с пес­ком они на­зы­ва­ли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой ме­тод «мировой методикой» [3, c. 2]. Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнгианской школы.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу человека. Предме­том сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, разви­тия души человека. Психотерапевтические сказки часто оставляют че­ло­века с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

В настоящее время развиваются так называемые интег­ра­тивные арт-формы (арт-драма, музыкальная арт-терапия).

Возможна классификация по подходам, где используется арт-терапия: гештальт-ориентированная, динамически ориентированная арт-терапия, арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.

Представим предложенную схему в образе живого дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева – терапия творчеством. Могучий ствол – экспрессивная терапия – держит на себе молодые и зрелые ветви различных «терапий», связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой — различные ее виды и разновидности [метафора используется Л. Лебедевой: 5].

Таким образом можно сказать, что единого мнения о направлениях и подходах в арт-терапии не существует. Кто-то исходит из концепции используемых методик, кто-то отталкивается от направлений в психотера­пии. Но независимо от этих классификаций, самое главное – что арт-терапия работает и работает весьма эффективно.


Заключение

Для арт-терапии существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Арт-терапия применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно. В настоящее время арт-терапия используется для оказания психологической помощи широкому кругу людей.

Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим ко­ли­че­ством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это проис­хо­дило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень многое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта [3, с. 41]. Однако сейчас арт-терапия получает всё большее распространение и популярность. В нашей стране это достаточно новое и перспективное направление.

Список использованной литературы

  1. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками: Психо­терапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие [Текст] / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Владос, 2007. – 63 с.

  2. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/3/0001/index.shtml.

  3. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с., илл.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/1/0494/index.shtml.

  4. Копытин, А.И. Групповая арт-терапия [Электронный ресурс] / А.И. Копытин. Ч. 2. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.art-therapy.ru/publication/content/28.htm.

  5. Лебедева, Л. Теоретические основы арт-терапии [Электронный ресурс] / Л. Лебедева. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200600305.

  6. Рудестам, К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: Теория и практика [Текст] / К. Рудестам. – Пер. А. Голубев, Л. Трубицына, Э. Дикий. –М.: Прогресс, 1990; СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://psylib.org.ua/books/rudes01/index.htm.

  7. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд: Сб. произ­ве­дений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/5/0137/index.shtml.


Надежда, реферат в порядке. Есть полемика и простор для различных мнений. Поточнее все таки разграничить понятия арт-терапия и терапия искусствами. В начале ты пишешь, что «арт-терапия»- это терапия выразительными искусствами, а потом, что это подраздел терапии искусствами. Что поделать, терминологическая путаница есть в арт-терапевтическом мире - западном и российском. Все же я бы изменила в названии «арт-терапия» на «терапия искусствами.» И еще, 2 источника из основного списка литературы - это обязательное условие. Помимо Копытина, там много литературы, на которую ты могла бы сослаться в своей работе. Жду этих небольших изменений и принимаю реферат.

С уважением

Варвара

1 Дальнейшая классификация дается по ст. Л Лебедевой [5].


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Целительные аспекты визуального искусства
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Использование символов в искусстве и в психотерапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Возможности использования маски в психотерапевтической работе с людьми с психической патологией»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПерформанса не писала- вы не были на курсе
Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию»
Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Название дисциплины»
«Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconОсобенности лечения и тракционно-экстензионной терапии на аппарате
Срок лечения – 10-12 дней. Лечение включает фармакопунктуру, медикаментозную инфузионную терапию, физиотерапевтические процедуры,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПрактическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт»
Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск