Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»





Скачать 269.03 Kb.
НазваниеРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
страница1/3
Дата публикации18.05.2015
Размер269.03 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Перформанс и инсталляция в арт-терапии»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование
на тему:

«Особенности использования кукол в инсталляции»

Выполнила:

Реттгес С.В..


Преподаватель:

Доцент Морозова Е.А.


Москва 2011 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


        1. Кукла как культурный феномен

        2. Символика куклы

        3. Кукла в инсталляции

        4. Заключение

Список использованной литературы

Приложение



  1. Кукла как культурный феномен


Данная работа посвящена особенностям использования куклы в одном из направлений современного искусства – инсталляции. В работе рассматривается кукла как культурный феномен и те смыслы, которые она приобрела в ходе своего развития, и которые проявляются, «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные с театральной куклой, поскольку эта тема достаточно хорошо разработана. Театральные куклы редко становятся частью произведений современного искусства.

В работе для понимания самого феномена куклы в культуре и искусства мы будем опираться не только на исследования в области искусствоведения и психологии, но и на философские и культуроведческие исследования.

Кукла стала объектом исследования культурологи, философии, психологии, искусствоведения относительно недавно. Существует некоторое количество разрозненных исследований феномена игровой куклы, куклы как культурного феномена, куклы как произведения искусства и т.д. В частности, культурологический подход представлен работами М.Бахтина, Ю.М. Лотмана, Й. Хейзенги. Социально-философскому аспекту посвящены работы Ж.Бодрийара, Ж.Делеза, Ж.Липовецкого. Социально-психологический подход можно проследить в работах М.Мид, В.Я. Проппа и Э.Берна. Существенно изучен развивающий и воспитательный потенциал куклы в коррекционной работе с детьми. Также последние два десятилетия изучается историко-культурологический аспект куклы. Особое внимание исследователей в конце ХХ – начале ХХI века привлекает проблема взаимоотношения человека и куклы.

Практически любой предмет в окружении человека в игровых условиях может становиться куклой, игрушкой, с которой можно производить манипуляции. И в то же время понятие «кукла» намного шире наиболее часто употребляемого «кукла как игрушка».

Для ограничения области исследования, представляется возможным использовать следующие определения. Кукла – любые антропоморфные или зооморфные фигурки, употребляемые в традиционных обрядовых и необрядовых практиках и способные в условных игровых формах заменять человека, выступать в его функциях, а также их аналоги в современном быту. В узком смысле слова кукла – антропоморфный предмет небольшого размера (30-50 см), изготовленный из различных материалов. (Морозов, 2010)

Другое определение дает Е.В. Ковычева. Кукла – изображение, предмет, часть тела человека, на которые переносятся свойства живого существа как сверхъестественного (бог, дух), так и реального (человек, животное). (Ковычева, 2002)

По мнению Змеевой Е.О, главнейшим признаком куклы, отличающим ее от всех других объектов, является анимация, т.е. наделение ее свойствами живого существа, такими как способность чувствовать, думать, говорить и действовать. (Змеева, 2006) Способы изображения человека в искусстве многообразны: скульптура, рисунок, барельефы и др., однако кукла отличается от остальных изображений важными характеристиками. Во-первых, это манипулятивность (возможность взаимодействия человека с куклой). Во-вторых, это многослойность, поскольку именно кукла создается из нескольких материалов, образующих слои – тело, одежда, волосы и др. В-третьих, игровая провокационность, предусматривающая не простое рассматривание, а эмоциональный и физический контакт. (Романова, 2010) Кроме того, современная кукла, как игрушка и как некоторые виды авторской куклы, создает возможность кастомизации, т.е. изменения внешнего облика по желанию владельца.

В современном мире существует огромное количество кукол, имеющих свое назначение и разную технологию изготовления. Для упорядочения общей картины представляется необходимым привести некоторую классификацию. Общепринятой является классификация, основанная на функциональном признаке, включающая три вида кукол:

  • ритуальная кукла – антропо- и зооморфные объекты, которые участвуют в магических и религиозных ритуалах;

  • театральная кукла – антропо- и зооморфные объекты, которые заменяют актера – человека в театре кукол;

  • игровая кукла - антропоморфный объект, созданный для ребенка, позволяющий проводить ролевые игры. (Романова, 2010)

Подобная классификация является условной, так как существуют также куклы-автоматы, модные куклы (fashion dolls), коллекционные авторские куклы и др. Игровые куклы могут изготовляться промышленным способом либо кустарным, могут быть механизированы, исключительно имитировать реальный облик человека или быть условными. В последние десятилетия появились игровые подвижные куклы, обладающие исключительным сходством с человеком, предназначенные в большей степени для взрослых (asian ball-jointed dolls). Существуют куклы, копирующие облик определенного известного человека или персонажа фильма, аниме и т.д.

Безусловно, кукла, как и многие другие предметы, сопровождающие человека на протяжении его истории, является культурным феноменом. Любой культурный феномен имеет определенные функции, которые могут меняться со временем, расширяться. Кукла как феномен культуры рассматривается исследователями (Лотман Ю.М., Морозов И.А. и др.) в трех основных функциях:

  1. мифологической, включающей функции куклы в мифологии и верованиях;

  2. обрядовой (использование куклы в ритуально- обрядовой и магической практиках);

  3. игровой (использование кукол в развлечениях и играх детей и подростков).

Кукла неразрывно связана с человеком, который ее создал, с его образом жизни, мифологией и верованиями. Горалик Л. утверждает, что эволюцию куклы можно рассматривать как эволюцию отношений человека с окружающим миром, собой и понятием «человек» в целом. Ю.М. Лотман предложит рассматривать куклу как явление неразрывно связанное с той культурой, в которой она зародилась и развивается. (Лотман, 1992)

В связи с этим, с учетом современной изобразительной культуры представляется возможным добавить еще функцию куклы как арт-объекта. При этом, даже будучи арт-объектом, кукла не освобождается тех значений и смыслов, которыми была наделена в ходе развития человеческой культуры. Для понимания этих смыслов необходимо обращаться не только к определенной культуре, внутри которой существует кукла как феномен, но и к истории этой культуры.

По мнению Т.Е. Карповой, кукла, являясь портретом определенной культуры, глубинно соотносится с ценностями этноса или социального слоя, нации, культуры. (Карпова, 1999) В исследовании И.А. Морозова, большинство упоминаний куклы в русской литературе XVII-XX вв. связано с использованием куклы как детской игрушки (около 15%); истолковании куклы как объекта и способа манипуляции (около 10 %) и пониманием куклы как двойника (около 8%). (Морозов, 2010)

В литературе и кинематографе Т.Н.Зиновьева выделяет основные сюжеты, определяемые отношением «Человек – Кукла»:

  • стремление куклы обрести живую человеческую душу (человеческая инициация куклы);

  • кукольный мир в столкновении с добрым и злым людьми;

  • кукла, подменяющая живого человека, иллюзии человека в отношении и куклы и следующее за этим разочарование;

  • кукла – магический двойник человека, отражение его собственного зла и носитель разрушения;

  • человек, ставший безвольной марионеткой в руках других людей, человек, играющий роль куклы. (Зиновьева, 2001)

Таким образом, в данной работе мы определяем понятие «кукла» как антропоморфный предмет, изготовленный из различных материалов, на который переносятся свойства живого существа. От других антропоморфных изображений куклу отличает манипулятивность, многослойность, игровая провокативность и полифункциональность. Кукла является культурным феноменом, неразрывно связанным с той культурой, в которой развивалась и продолжает существовать.

2. Символика куклы
Кукла, являясь культурным феноменом и универсалией культуры, представляет собой целый комплекс смыслов, каждый из которых всплывает в зависимости от конкретной ситуации. Этот параграф работы посвящен «семиотике» куклы.

Сама кукла - это «знак», при этом она может быть охарактеризована как «вещь», и в то же время является «символом» различных смыслов, усвоенных человеком в ходе развития цивилизации и переживаемых в связи с личными проекциями. Гусева А.Ю. указывает в своей работе на то, что в целом игрушка как универсалия культуры «сохраняет устойчивость структуры психики и мифологемы», без которых невозможна нормальная работа психики и сознания. (Гусева, 2001) Ю.М.Лотман предлагает отграничивать исходные представления «кукла как игрушка» от культурно-исторического «кукла как модель». (Лотман, 1992) Подобное отграничение основано на восприятии куклы как «текста». Простое рассматривание, восприятие куклы в таком случае направлено на получение информации. Это в большей степени характерно для куклы как арт-объекта, произведения искусства или экспоната в музее и, по нашему мнению, куклы как предмета, помещенного в пространство инсталляции. Тогда, когда кукла используется «как игрушка», т.е. с ней происходит взаимодействие, создается эмоциональный контакт, кукла может трансформироваться, и играющий самостоятельно вырабатывает информацию.

Все манипуляции с куклой в традиции (замещение недостающего члена семьи, человека в ритуалах принесения жертвы и т.д.) обозначают «расщепление» человеческих действий: одна часть направлена на конкретное достижение цели, а другая «символична», оправдывает эти действия. (Комарова, 1999) Взаимодействие с куклой, игра, включает в себя эти две части. «Каждый существенный культурный объект, как правило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживая определенный круг конкретных общественных потребностей, и в «метафорической», когда признаки его переносятся на широкий круг социальных фактов, моделью которых он становится». (Лотман, 1992)

Способность наделять куклу человеческими качествами создает историю взаимоотношений человека и этого объекта и объясняет то значение, которое они имеют в нашей культуре (Горалик, 2005) «Очеловечивание» куклы может объясняться тем, что общение с ней включает у человека пережиточные формы анимизма и фетишизма. (Морозов, 2010)

Кукла, имея достаточно длительную историю «взаимоотношений» с человеком, постепенно прошла длинный путь, начавшийся с магических или обрядовых практик. Позже она стала наглядным пособием для трудового обучения детей, игрушкой и в итоге оказалась средством изменения человека (как в рамках управления массовым сознанием, так и в рамках психотерапии). Параллельно куклы-марионетки, тростевые куклы существовали как актеры в театре, иногда наравне с людьми, а позднее, как актеры в фильмах. Все эти значения, ассоциации продолжают сохраняться в символическом ряде, нагружающем современный образ куклы. Способность же куклы «принимать» любые проекции и имплицитное качество «двойника» человека могут окрашивать эти ассоциации, сакрализировать или демонизировать куклу.

Кукла как «Другой» может становиться оппозицией персоны человека, наделяться его теневыми, отвергаемыми качествами, пробуждая агрессию и жажду разрушения этого образа.

Причиной осознанной или неосознанной сакрализации и мифологизации куклы кроется в том, что она является материальной копией личности, неизбежно отождествляясь с неуправляемой человекам частицей собственного Я. (Морозов, 2010) При этом, к подобию человека автоматически становятся применимы все категории, меры воздействия, модели поведения реагирования, принятые в данном социуме по отношению к людям.

На основании анализа изученной литературы представляется возможным выделить несколько смыслов, носителем которых является кукла в современной западноевропейской культуре, в искусстве и восприятии человека:

  • кукла как проводник между мирами,

  • как двойник человека,

  • как личностный ресурс (оберег),

  • как носитель определенного архетипа,

  • как образ «псевдожизни», искусственности, фальшивости и «внутренней пустоты»,

  • как прямая ассоциация с детством, радостью, невинностью, беззащитностью.

При этом смыслы и значения не существуют изолировано друг от друга, они переплетаются в восприятии человека в зависимости от ситуации. Эти смыслы и значения взывают различные переживания, определяя эмоции переживаемые человекам – от благоговения и радости до страха и отвращения. Симпатии к кукле лежат в зоне человеческого принципа удовольствия, ассоциации с детством, игрой, в то же время антипатия и страх коренится в бесстрастном и непредвзятом взгляде, «все видящем и все помнящем» и личных проекциях человека.

Кукла как проводник. Исторически складывался образ куклы как проводника между «этим миром» и потусторонним или миром мертвых, миром духов. По сей день кукла остается символом перехода из одного состояния в другое, изменений в пространстве. (Гребенщикова, 2011)

В целом, антропо- или зооморфные изображения (рисунок, барельеф, чучело, кукла и др.) часто выступают как посредник между профанным и сакральным мирами, отсюда тенденция к сакрализации и фетишизации таких изображений.

Кукла получила уникальную функцию оживления благодаря тому, что обозначает, выделяет маркеры границ «живое-неживое», «свое-чужое». Кукла появляется, по мнению А.В. Романовой, в тот момент, когда человек стал способен осознать разницу между жизнью и смертью, и ему нужен проводник в инобытие. Кукла обозначает отделение человека от природы, является символом перехода из области природного в область культуры, маркирует перенос человеческого тела в созданный самостоятельно антропоморфный объект. (Романова, 2010) В сказках кукла появляется и передается от одного человека к другому в пограничный момент смерти, как проводник мудрости и смыслов умершего. (Пропп, 2003) В этом случае кукла проявляет свое помогающее качество «проводника», соединяющего два мира.

В современной культуре и искусстве особо значимым является игровой аспект взаимодействия человека и куклы. В первую очередь кукла мыслится и воспринимается как то, с чем можно играть. В свою очередь игра – это «удвоение реальности», создание другого, «параллельного мира», когда происходит наложение настоящей и воображаемой действительности. Игра всецело детерминирована внутренней реальностью, всегда субъективна, предметы реального мира становятся символами, обозначающими нечто существующее в субъективном плане. Игрушка (кукла) является предметным воплощением своего/ чужого Я как следствие реальных субъект-субъектных отношений. Специфика игрушки, по мнению Зиновьевой Т.Н. заключается в том, что она одновременно является предметом игровой манипуляции и выступает в качестве «квази-субъекта», частично принимая на себя субъективность играющего. (Зиновьева, 2001)

С пониманием куклы как проводника между разными мирами также тесно связано использованиее куклы как оберега, символа некоего личностного ресурса или проводника, открывающего доступ к этому ресурсу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии»
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)»
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconПерформанса не писала- вы не были на курсе
Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представленная в списке литература раскрывает современные методы и техники терапии творчеством. Авторы делятся секретами использования...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:...
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconПрактикум по креативной терапии [Текст]: учеб пособие / Зинкевич-Евстигнеева...
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconМинистерство образования и науки
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconДепартамент образования города москвы
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРазвитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Целительные аспекты визуального искусства
Реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Использование символов в искусстве и в психотерапии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск