МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-гуманитарный институт» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________В.В. Борисова
«_____» ________________20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Б.3.3. 21.4.1 Логопедическая работа с детьми с ранним детским аутизмом По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование По профилю подготовки Логопедия
Кафедра специального (дефектологического) образования
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Москва
2012
Разработчики:
Ст. преподаватель О. В. Шохова
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
___________________ __________________ _____________________
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«___________________________________»
«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.
наименование кафедры
Зав. кафедрой ________________/ ____________________ / Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ
«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
| Б.3.3. 21.4.1
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
|
|
| Математический и естественно – научный цикл
|
|
|
| Профессиональный цикл
|
| V
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
| Заочная
| 3
| 9
| 108
| 16
| 8
| 4
| 2
| -
| 96
| зачет
| 1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к организации коррекционно-логопедической работы с детьми с РДА.
Дисциплина «Логопедическая работа с детьми с РДА» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.
Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
ознакомление студентов с основными понятиями «Детский аутизм», «Ассинхрония развития», «Аффективное развитие», «Дети с расстройствами аутистического спектра»;
ознакомление с особенностями развития детей с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психо-физического и речевого развития детей с РАС;
овладение знаниями о психолого-педагогической характеристике и клинической типологии детей с РДА;
ознакомление с организацией коррекционно-развивающей работой с детей с РАС.
формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике различных категорий нарушений развития, принципах их анализа;
ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы интеграции и инклюзии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с РДА;
формирование у студентов представлений об организации обучения детей с РДА в Российской Федерации и за рубежом;
ознакомление студентов с основными аспектами изучения, образования, развития, реабилитации и социальной адаптации детей с РДА в комбинированных общеобразовательных дошкольных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
формирование у студентов научно-методологической основы построения и корректировки индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с РДА;
развитие навыков осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с РДА и их семей;
в области диагностико-консультативной деятельности:
развитие умений организовывать и проводить диагностическое исследование познавательной и речевой деятельности у детей с РДА и выявлять нарушения развития – эмоциональные, социальные, познавательные, уровень развития игровой, продуктивной деятельности и др.;
овладение практическими умениями анализировать проявления различных нарушений у детей с РДА;
развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам образования, развития детей с РДА на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с РДА по вопросам семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;
знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РДА, с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения, в разных образовательных средах.
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей и речевой культуры будущего специалиста и обучение студентов основам развития общей культуры детей с РДА;
воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с РДА, а также к членам их семей;
воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с РДА в инклюзивной образовательной среде.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Логопедическая работа с детьми с РДА» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» отражены: история, терминология, определение, методика педагогического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Для изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», медицинский блок - «Невропатология, клиника умственной отсталости», «Нейропсихология детского возраста», «Психопатология детского возраста»
Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Методика развития речи дошкольников».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» направлен на формирование следующих специальных компетенций:
общекультурных компетенций (ОК)
- способности и готовности:
способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с РАС, а также с родителями (или законными представителями) детей с РДА; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития специальной педагогики как науки (ОК-2);
способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с РДА (ОК-8);
профессиональных компетенций (ПК)
- в области общепрофессиональных способностей и готовности:
способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, дефектолога, специалиста, работающего в режиме инклюзивного образования, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с РДА (ОП-1);
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в специальной педагогике и логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии и специальной педагогике, о процессах инклюзии и интеграции) на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);
- в области коррекционно-педагогической деятельности:
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с РДА (ПК-1);
готовностью к организации коррекционно-развивающей среды в условиях различных образовательных сред, их методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с лицами с РДА со здоровыми сверстниками (ПК-2);
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования лиц с РДА (ПК-3);
готовностью к взаимодействию с семьями лиц с РДА, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с РДА и членов их семей (ПК-4);
- в области диагностико-консультативной деятельности:
способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику лиц с РДА с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
способности к анализу результатов психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с РДА на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций нарушений развития (ПК-6);
способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с РДА, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
- в области исследовательской деятельности:
готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках психолого-педагогического обследования (ПК-9);
способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивной образовательной среды (ПК-10);
способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с РАС в инклюзивной образовательной среды (ПК-12);
- в области культурно-просветительской деятельности:
готовности к формированию общей культуры лиц с РАС (ПК-13);
способность проводить просветительскую работу среди населения профилактике появления нарушений развития у детей с РАС, в частности различных нарушений развития; способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» студенты должны основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;
принципы, задачи и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА в вариативной образовательной среде, а также исторические аспекты ее становления;
основные показатели нормативного и патологического развития познавательной и речевой деятельности при расстройствах аутистического спектра;
клиническую типологию и психолого–педагогическую характеристику детей с РДА;
основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра;
выявлять различные нарушения развития, дифференцировать их от нормативного психического и речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии, таких, как задержка психического развития, нарушений речи;
определять клиническую типологию той или иной патологии, уровень познавательного и речевого развития;
владеть:
навыками сбора анамнестических данных детей с РДА;
навыками анализа основных проявлений расстройств аутистического спектра.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| ВСЕГО
| в том числе по семестрам
| зач. ед.
| час.
|
|
|
| зач. ед.
| час.
| зач. ед.
| час.
| зач. ед.
| час.
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,3
| 12
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 0,2
| 8
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия
| 0,05
| 2
|
|
|
|
|
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| 0,05
| 2
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 2,7
| 96
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
| 1,2
| 48
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к промежуточной аттестации
| 1,2
| 48
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации - зачет
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 3
| 108
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
|