Министерство образования и науки





НазваниеМинистерство образования и науки
страница1/4
Дата публикации23.09.2013
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Б.3.3. 21.4.1 Логопедическая работа с детьми с ранним детским аутизмом
По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
По профилю подготовки Логопедия

Кафедра специального (дефектологического) образования


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва

2012

Разработчики:

Ст. преподаватель О. В. Шохова

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«___________________________________»

«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

наименование кафедры

Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /
Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.3. 21.4.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл




V





Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

3

9

108

16

8

4

2

-

96

зачет

1. Цели и задачи дисциплины:

  1. Цель дисциплины – сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к организации коррекционно-логопедической работы с детьми с РДА.

Дисциплина «Логопедическая работа с детьми с РДА» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • ознакомление студентов с основными понятиями «Детский аутизм», «Ассинхрония развития», «Аффективное развитие», «Дети с расстройствами аутистического спектра»;

  • ознакомление с особенностями развития детей с расстройствами аутистического спектра, об особенностях психо-физического и речевого развития детей с РАС;

  • овладение знаниями о психолого-педагогической характеристике и клинической типологии детей с РДА;

  • ознакомление с организацией коррекционно-развивающей работой с детей с РАС.

  • формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптоматике различных категорий нарушений развития, принципах их анализа;

  • ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы интеграции и инклюзии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с РДА;

  • формирование у студентов представлений об организации обучения детей с РДА в Российской Федерации и за рубежом;

  • ознакомление студентов с основными аспектами изучения, образования, развития, реабилитации и социальной адаптации детей с РДА в комбинированных общеобразовательных дошкольных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • формирование у студентов научно-методологической основы построения и корректировки индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с РДА;

  • развитие навыков осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с РДА и их семей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • развитие умений организовывать и проводить диагностическое исследование познавательной и речевой деятельности у детей с РДА и выявлять нарушения развития – эмоциональные, социальные, познавательные, уровень развития игровой, продуктивной деятельности и др.;

  • овладение практическими умениями анализировать проявления различных нарушений у детей с РДА;

  • развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам образования, развития детей с РДА на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с РДА по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

  • знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими РДА, с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения, в разных образовательных средах.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей и речевой культуры будущего специалиста и обучение студентов основам развития общей культуры детей с РДА;

  • воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с РДА, а также к членам их семей;

  • воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с РДА в инклюзивной образовательной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

  1. Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Логопедическая работа с детьми с РДА» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» отражены: история, терминология, определение, методика педагогического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

  2. Для изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», медицинский блок - «Невропатология, клиника умственной отсталости», «Нейропсихология детского возраста», «Психопатология детского возраста»

  3. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Методика развития речи дошкольников».

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

  1. Процесс изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» направлен на формирование следующих специальных компетенций:

  • общекультурных компетенций (ОК)

  1. - способности и готовности:

  • способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с РАС, а также с родителями (или законными представителями) детей с РДА; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития специальной педагогики как науки (ОК-2);

  • способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

  • готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с РДА (ОК-8);

  • профессиональных компетенций (ПК)

  1. - в области общепрофессиональных способностей и готовности:

  • способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, дефектолога, специалиста, работающего в режиме инклюзивного образования, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с РДА (ОП-1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в специальной педагогике и логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии и специальной педагогике, о процессах инклюзии и интеграции) на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);

  1. - в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с РДА (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды в условиях различных образовательных сред, их методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с лицами с РДА со здоровыми сверстниками (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования лиц с РДА (ПК-3);

  • готовностью к взаимодействию с семьями лиц с РДА, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с РДА и членов их семей (ПК-4);

  1. - в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику лиц с РДА с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способности к анализу результатов психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с РДА на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций нарушений развития (ПК-6);

  • способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с РДА, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

  1. - в области исследовательской деятельности:

  • готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках психолого-педагогического обследования (ПК-9);

  • способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивной образовательной среды (ПК-10);

  • способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с РАС в инклюзивной образовательной среды (ПК-12);

- в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовности к формированию общей культуры лиц с РАС (ПК-13);

  • способность проводить просветительскую работу среди населения профилактике появления нарушений развития у детей с РАС, в частности различных нарушений развития; способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми с РДА» студенты должны

  • знать:

      • основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;

      • принципы, задачи и методы коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА в вариативной образовательной среде, а также исторические аспекты ее становления;

      • основные показатели нормативного и патологического развития познавательной и речевой деятельности при расстройствах аутистического спектра;

      • клиническую типологию и психолого–педагогическую характеристику детей с РДА;

      • основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра;

  • уметь:

      • выявлять различные нарушения развития, дифференцировать их от нормативного психического и речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии, таких, как задержка психического развития, нарушений речи;

      • определять клиническую типологию той или иной патологии, уровень познавательного и речевого развития;

  • владеть:

      • навыками сбора анамнестических данных детей с РДА;

      • навыками анализа основных проявлений расстройств аутистического спектра.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.










зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,3

12



















в том числе:

























Лекции

0,2

8



















Практические занятия

0,05

2



















Семинары

























Лабораторные работы

0,05

2



















Самостоятельная работа (всего)

2,7

96



















в том числе:

























Курсовой проект (работа)

























Расчетно-графические работы

























Реферат

























Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

1,2

48



















Подготовка к промежуточной аттестации

1,2

48



















Вид промежуточной аттестации - зачет

1






















Общая трудоемкость

3

108




















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб
П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Министерство образования и науки iconПрограммы студенческой «Недели науки» Министерство образования и...
Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии
Министерство образования и науки iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск