Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра





Скачать 72.25 Kb.
НазваниеРазвитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Дата публикации23.09.2013
Размер72.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
В рамках данного семинара рассматривается проблема коррекции продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Цель семинара описание опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра на занятиях по развитию продуктивной деятельности.

Цель методики - интегрирование сенсорной моторной и когнитивной сфер и их синтезированная работа.

Основные задачи:

  • формирование мотивации к деятельности

  • формирование произвольной деятельности

  • формирование способов регуляции

  • развитие возможности произвольных действий и программирования деятельности

  • развития творческого начала.

  • формирования способов самовыражения.

Методика рассчитана на коррекцию нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра различного уровня тяжести. Ребенок может быть включен в работу на любом этапе развития.

Развитие продуктивной деятельности предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с различными материалами. Каждый используемый в работе материал обладает уникальными свойствами воздействия.
Структура семинара


  1. описание понятия деятельность, детская продуктивная деятельность

  2. развитие продуктивной деятельности при нормативном развитии

  3. значение цвета в детской продуктивной деятельности

  4. понятие расстройства аутистического спектра

  5. описание особенностей развития деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

  6. материалы, используемые в работе

  7. свойства материалов и сферы воздействия

  8. методы коррекции

  9. формирование произвольной целенаправленной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

  10. формирование образного изображения

  11. формирование сюжетного изображения

  12. организация способов работы с ребенком

  13. помещение и оборудование



Содержание семинара
Понятие деятельность
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект.

Структура деятельности подразумевает:

мотив побуждающий к деятельности и составляющий ее предмет

цель - результат, на который направлено конкретное действие

средства с помощью которых деятельность осуществляется и которые зависят от имеющихся условий.


Продуктивная детская деятельность
Это конструктивная, изобразительная деятельность ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами

развитие детской продуктивной деятельности определяется наличием у него умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла.
Развитие деткой продуктивной деятельности при нормативном развитии
До изобразительный период до 3 -3,5 лет стадия каракулей (хаотичные каракули, ритмизованные, круговые, опредмечивание изображения (ассоциативная стадия)).

Стадия схематичного изображения (головоног)

Стадия конкретных изображений основное развитие около 5 лет

постепенно рисунок усложняется, добавляются детали.

8 лет переход к попыткам изображения человека в профиль.

9 лет изображение движения.

10 лет перспектива и тень.

Развитие деткой продуктивной деятельности при нормативном развитии
Закон наглядности;

Видения изображаемого в горизонтальном плане;

Прозрачности, (например, когда в нарисованном кармане остаются видны конфеты, или под платьем – пупок);

позднее возникновение перспективы в рисунке
Значение цвета в детской продуктивной деятельности


  • автономный

  • непосредственный

  • эстетический

  • конкретный


Понятие расстройства аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу первазивных расстройств характеризующуюся триадой симптомов известных, как триада Лоры Винг:

  • качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;

  • качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения;

  • крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов

Данное определение выводит за рамки привычного понимания классического аутизма Каннера и представляет аутичный тип регуляции при различных нарушениях.
Особенности продуктивной деятельности у детей с РАС

Особенности формирования произвольной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра связаны в первую очередь с выраженными нарушениями в сферах:

  • нарушение моторной сферы

  • нарушение сенсорной сферы

  • нарушение когнитивной сферы

  • нарушение эмоционально волевой сферы

Эти нарушения ведут к:

  • нарушению овладения средствами;

  • нарушению мотивации;

  • сложности с целостным восприятием образа

  • искажению или отсутствию изображения

  • нарушению конструктивного воспроизведения

  • к жестким стереотипам в деятельности.


Материалы


  • графические материалы

  • краски

  • вязкие материалы

  • сыпучие материалы

  • ножницы, цветная бумага, картон

  • тесто, глина

  • бумага (формат и тип)


Каждый из представленных материалов обладает уникальными свойствами, воздействие которых помогает в коррекции.
Этапы коррекции


  • графический

(основная задача формирование образного восприятия и воспроизведения, это период круговых каракулей, моторного образа, сенсомоторного насыщения)

  • образный

(мы видим сформированный образ у ребенка, не включенный в контекст, основная задача укрепление образа, вариативность, постепенное введение композиции - отражение пространственных зависимостей, формирование стереотипного изображения)

  • контекстный

(мы наблюдаем простую композицию, ребенок способен собрать композицию из элементов, основная задача расширение привычного стереотипа изображения, развитие сюжета и логических связей)

Методы коррекции


  • формирование возможностей произвольной деятельности

  • формирование образа

  • формирование сюжета

  • расширение и обогащение произвольной деятельности


Формирование произвольности

Формирование мотивации к деятельности происходит с использованием сыпучих и вязких материалов путем насыщения среды требующей от ребенка активного ответа.
Формирование образа


  • след (представление зависимости материала и последствий)

  • начало формирования на стадии круглых каракулей

  • появление моторного образа, головоног

  • построение пространственных стереотипов

  • увеличение вариантов изображений

  • формирование сюжета

  • простой линейный сюжет

  • развитие сюжета (произвольное дополнение существующего, логическое развитие, путь к замыслу изображения)

  • пространственные отношение

  • выведение образного ряда по косвенным признакам

  • постановка произвольной задачи в рисовании

  • игра


Помещение и оборудование
Обедненная среда в поле зрения ребенка находятся только те материалы, которые мы предполагаем, использовать в данном задании: мат, таз с сыпучими материалами, стол, стул.

Работа с ребенком на полу, лежа с опорой на локти, сидя на полу(работа с сыпучими материалами, с графическими материалами).

Работа за столом сидя на стуле.


Список литературы


  1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом, Дис. канд психол. наук: 19.00.10. - М: РГБ, 2003

  2. Выготский Л.С. Психология, - Спб.: Питер, 2008 год

  3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальностям «дошкольная педагогика и психология». - М: гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2006

  4. Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М,: «мозаика - синтез», 2007

  5. Либлинг М. М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи  семьям, воспитывающим детей с аутизмом.

  6. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте М., 2005.

  7. Лисина М. И.Формирование личности ребенка в общении, — СПб.: Питер, 2001.

  8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.

  9. МухинаВ.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество. – М, 1995.

  10. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина Семья аутичного ребенка // Психология семьи и больной ребенок под ред. И.В. Добряков О.В Защирская., учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.

  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Апрель, 2009.

  12. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М: гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познание (сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие сенсорных способностей детей 3-4х лет средствами продуктивной деятельности»
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра icon«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников...
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconТема: “the Olympic Games”
Цель урока: развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе продуктивной деятельности
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 15 «Воспитание и обучение...
СД. 15 «Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconКонспект интегрированной совместной продуктивной деятельности (игровой,...
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование устойчивого интереса детей к способам познания, желания отразить полученные впечатления в продуктивной и речевой...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconЗакономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения
Цель: сформировать у студентов знания о воспитании и обучении детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconРешение практических задач
Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ii: Пути формирования продуктивной творческой деятельности младших школьников в различных формах образовательной деятельности
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 7 «Психология детей с...
Рецензенты: ст преподаватель кафедры списп яшина Е. В., к п н., доцент ргсу лопинцева Л. А
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 9 «Психология детей с...
Рецензенты: ст преподаватель кафедры списп яшина Е. В., директор мбоу цппрк г. Мурманска Усанова И. И
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconТела вращения
Она направлена на развитие у детей разносторонних творческих возможностей, что достигается при помощи различных видов деятельности:...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconПояснительная записка Внеурочная деятельность является неотъемлемой...
Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,...
Развитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра iconСмотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного...
Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск