Цель: сформировать у студентов знания о воспитании и обучении детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Учебная дисциплина «Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» решает задачи: 1. Сформировать представление о закономерностях развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
2. Сформировать представление о системе раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в дошкольном возрасте;
3.Сформировать представление о содержании и формах воспитания и обучения детей с расстройствами ЭВС и поведения в различных образовательных условиях.
Студенты должны знать:
- закономерности развития детей с нарушениями ЭВС и поведения;
- систему раннего выявления РДА;
- специфические трудности воспитания и обучения при РДА;
- формы и методы воспитания и обучения детей с РДА,
- способы оказания помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями и их семьям;
- способы диагностики и профилактики эмоционально-волевых нарушений у детей.
Студенты должны уметь:
- анализировать симптомы нарушения эмоционально-волевой сферы;
- дифференцировать проявления разных нарушений у детей;
- разрабатывать программы индивидуального воспитания и обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- разрабатывать программы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы;
- реализовать коррекционные и профилактические мероприятия. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1 вариант
| 2 вариант
| 1
| Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Психолого-педагогический прогноз развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы .
| доклад
| 8
| 20
| Защита реферата
| 2
| Специфические трудности обучения при раннем детском аутизме (РДА). Варианты аутического развития.
| Реферат
| 10
| 20
| Защита реферата
| 3
| Основные компоненты лечебного воспитания детей с РДА. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения. Лечебная педагогика.
| Конспект
| 8
| 15
| Практическое занятие
| 4
| Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА. Метод холдинг -терапии в работе с аутичными детьми
| Таблица
| 10
| 18
| Практическое занятие
| 5
| Обучение и воспитание детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в дошкольном образовательном учреждении. Приемы организации коррекционной помощи детям с РДА
| Доклад
| 12
| 18
| Защита реферата
| 6
| Система комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам с нарушениями поведения. Взаимодействие специалистов и родителей в работе с аутичными детьми
| Схема
| 10
| 15
| Практическое занятие
| 7
| Условия обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Специфичность условий воспитания и обучения детей с РДА
| Реферат
| 12
| 13
| Защита рефератов
| 8
| Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями поведения. Тематические беседы с родителями, воспитывающими ребенка с РДА
| Конспект беседы
| 12
| 18
| Практическое занятие
| ИТОГО:
| 82
| 134
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6 часов)
Тема: Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве.
План:
Онтогенез эмоционально-волевого развития.
Эмоционально-поведенческие нарушения у младенцев.
Нарушения эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Амбивалентное поведение в раннем возрасте. Эмоциональные нарушения в период адаптации к ДОУ и кризис 3 лет.
Эмоциональные нарушения в период адаптации к ДОУ и школе.
Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная литература:
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф
Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.
Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]
Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]
Дополнительная литература
Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф
Практическое занятие № 2 (4 часа)
Тема: Эмоционально-поведенческие нарушения дошкольного и младшего школьного возраста.
План:
Причины эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
детско-родительские отношения;
семейная ситуация;
педагогическая ситуация;
средства массовой информации.
Дети с РДА в образовательных учреждениях.
Особенности психического развития детей с РДА.
Поведенческие расстройства в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Страх и тревога в раннем детстве.
Агрессия и агрессивное поведение у дошкольников.
Страхи дошкольника.
4.Нарушения коммуникативной сферы. Задание для самостоятельной работы:
Составить схему-таблицу
- «Виды конфликтов у дошкольников»;
Основная литература:
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф
Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.
Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]
Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]
Дополнительная литература
Смирнова Е.О. Ребенок у экрана // Дошкольное воспитание, 2002, № 7.
Практическое занятие № 3 (4 часа)
Тема: Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения.
План:
Понятие лечебно-педагогической работы.
Лечебный режим жизни ребенка с РДА.
Система лечебно-педагогической работы с детьми с эмоционально-волевыми расстройствами.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Значение лечебного режима жизни.
Установление эмоционального контакта.
Развитие активного и осмысленного отношения к миру.
Развитие форм взаимодействия с ребенком.
Холдинг-терапия.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить доклады, рефераты.
Подготовить конспекты.
Основная литература:
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф
Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.
Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]
Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]
Дополнительная литература
Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф
Практическое занятие № 4 (4 часа)
Тема: Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА.
План:
1.Определение модели сопровождения ребенка с РДА.
2. Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА.
3.Формы коррекционно-педагогической работы детей с РДА.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Алгоритм проведения психолого-медико-педагогического консилиума.
Формы, методы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении в дошкольных, школьных и специализированных учреждениях
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить доклады, рефераты.
Аннотация статьи Смирновой Е.О.
Проанализировать показатели готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
Составить карту обследования ребенка с РДА.
Индивидуальная программа развития ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения в дошкольном и школьном возрасте.
Основная литература:
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф
Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.
Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]
Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]
Дополнительная литература
Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2003, 2004, 2007.Гриф
Практическое занятие № 5 (6 часов)
Тема: Обучение и воспитание детей с нарушениями ЭВС и поведения в дошкольном образовательном учреждении.
План:
Направления, задачи, содержание обучения и воспитания аутичных детей.
Психокоррекционные технологии для детей с РДА.
Сенсорное воспитание дошкольников с РДА.
Умственное воспитание дошкольников с РДА.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Роль игры в обучении и воспитании аутичных детей .
Продуктивная деятельность дошкольников с РДА.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить реферат «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (статья Мамайчук И.И.).
Составить схему-структуру построения коррекционной программы по схеме:
цель;
задачи;
направления работы;
формы и приемы работы.
Роль дидактической игры в воспитании и обучении.
Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и обучении.
Изобразительная деятельность как средство обучения и воспитания.
Основная литература:
Детская патопсихология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская . - Изд. 3-е., стер. - М. : Когито-Центр, 2004. Гриф
Барышева Т. Д. Эмоционально-волевая сфера личности : метод. рекомендации / Барышева Татьяна Дмитриевна ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 60 с.
Беттельхейм Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Бруно ; пер. с англ. Б. Орлова. - М. : Академический Проект : Традиция, 2004.
Ковалец И. В. Азбука эмоций : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоциональной сфере : метод. пособие для педагогов общего и спец. образования / И. В. Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2004. [Гриф]
Питерс, Т. Аутизм : От теоретического понимания к педагогическому воздействию:Кн.для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. -Тифлопедагогика, Сурдопедагогика [и др.] / Д. Н. Исаев. - Изд. 2-е. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-299-00311-0 [Гриф УМО]
Дополнительная литература
Якобсон С.,Черновина С. Программа морального воспитания детей 2-4 лет //Дошкольное воспитание , 2000 №9
Соколова Л.В. Программа личностно-ориентированных развивающих тренингов в работе с детьми 3-15 лет из неблагополучных семей // Воспитание и обучение с нарушением развития здоровья – 2002, №6
Практическое занятие № 6 (4 часа)
|