Скачать 261.99 Kb.
|
Сведения об эффективности деятельности научной школы Обоснование В последние годы в России сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Они характеризуются увеличением рождаемости детей с отклонениями в развитии, ростом их заболеваемости и инвалидности. По данным статистики, число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляют 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями – 67%. Одной из важнейших проблем, рассматриваемых различными специалистами на современном этапе в специальной педагогике, является оказание ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Особая острота данной проблемы обусловлена тем, что младенческий и ранний возраст рассматривается специалистами как сензитивный период в развитии речевой, познавательной и двигательной сфер ребенка. Возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в первые годы жизни и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с патологией развития. В настоящее время наблюдается тенденция активного внедрения новых форм деятельности дошкольных образовательных учреждений, открывающихся в соответствии с Приказом Департамента образования г. Москвы (от 5 декабря 2006г.) и прилагающимся к нему Примерным положением, таких как центры игровой поддержки (ЦИПР), консультативные пункты (КП), лекотеки, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», интегрированные и инклюзивные группы, службы ранней помощи (СРП). К сожалению, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров для психолого-педагогического сопровождения детей младенческого и раннего возраста. Изучение опыта работы коррекционных учреждений Москвы и других городов показывает, что во многих образовательных и медицинских учреждениях часто работают специалисты, не имеющие достаточной профессиональной компетентности в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии, не владеющие знаниями о контингенте детей первых лет жизни; особенностях нарушений их развития и коррекционной работы с ними. Процесс подготовки кадров для системы специального образования должен быть ориентирован на повышение уровня образованности и профессиональной компетентности специалистов. Важным направлением в системе подготовки кадров по ранней помощи является повышение квалификации работников образовательных и медицинских учреждений. В ходе курсов повышения квалификации слушатели должны получить теоретические и практические знания о методах работы и организации коррекционно-развивающего процесса, учиться применять новые формы и методы диагностики развития детей раннего возраста. В рамках курсов повышения квалификации лекционные и практические занятия должны проводить специалисты, имеющие многолетний опыт практической работы с детьми младенческого и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Занятия должны быть оснащены разнообразными видеоматериалами – диагностическими обследованиями и коррекционными занятиями с детьми. Такая система организации и проведения курсов повышения квалификации специалистов, работающих с детьми первых лет жизни с проблемами в развитии осуществляется на факультете специальной педагогики ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». На факультете существует научная школа по системе ранней помощи детям с отклонениями в развитии под руководством д.п.н., профессора Приходько О.Г. В последние годы специалистами данной научной школы были подготовлены и изданы диагностические и коррекционно-развивающие пособия по оказанию ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии (О.Г.Приходько, Л.Б.Баряева, О.Е.Громова, Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина и др.). Разрабатываемые методики апробируются на экспериментальных базах факультета специальной педагогики в ЮЗАО г. Москвы (в структурных подразделениях ГОУ ЦРР № 2558, ГОУ д/с ГОУ д/с компенсирующего вида № 1388). Преподавателями факультета, работающими в структурных подразделениях дошкольных образовательных учреждений (ЦИПРах, группах кратковременного пребывания, лекотеках, службах ранней помощи и т.п.), подготовлена обширная база видеоматериала, отражающая основные аспекты диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии и их родителями.
|