Департамент образования города москвы





Скачать 287.1 Kb.
НазваниеДепартамент образования города москвы
страница1/3
Дата публикации23.09.2013
Размер287.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет повышения квалификации

Учебная программа



«Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»


Авторы и составители программы:

Алехина С.В., канд. психол. наук

Кутепова Е. Н., канд. педагог. наук, доцент


Москва, 2013


  1. Введение


С принятием Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», который впервые в отечественной законодательной практике определил инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений и дал законодательное право для реализации инклюзивных принципов в образовании детей с ОВЗ, появилась необходимость разработки и проектирования изменений в системе образования Москвы, в том числе и в профессиональной готовности к качественной их реализации.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование (совместное развитие, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без таких ограничений) может оказаться «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании и обеспечит принципиальное изменение и ориентации целей деятельности образования в целом.

Инклюзивное образование – одна из составных частей проекта «Новая школа», активно внедряющегося в практику по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.

Учебная программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» предназначена для учителей общеобразовательных школ, заместителей директора по учебно-воспитательной работе ступени инклюзивных школ.

Цель программы – познакомить слушателей с современными философскими, методологическими подходами к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы, формировать профессиональные компетентности в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитарных технологий, проектирования образовательного процесса в инклюзивном классе.

Задачи:

- формирование у слушателей понимания философии инклюзии;

- повышение у слушателей приоритета социальной адаптации ребенка, а не «наращивания» каких-либо конкретных знаний или умений;

- развитие у слушателей коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями и другими участниками образовательного процесса, исходя из партнерских отношений и понимания необходимости командной работы;

- обучение слушателей принципам, методам и конкретным технологиям организации учебной и воспитательной деятельности в инклюзивном классе начальной школы.

Курс состоит из 9-ти модулей по 8 ак. часов.
2. Содержание и последовательное изложение учебного курса
Модуль 1. Инклюзия на всех ступенях школьного образования.
1.1. Развитие инклюзивного образования в г.Москве. Основные понятия инклюзии. Приоритеты и условия эффективной инклюзии различных категорий детей. Социальная адаптация как основной приоритет инклюзивного образования детей с тяжелыми вариантами дизонтогенеза. Преодоление и профилактики искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ. Особенности инклюзивного образования в различных странах.

1.2. Образовательная вертикаль инклюзивного образования в городе. Вопросы преемственности в дошкольном и школьном образовании

Взаимодействие ГПМПК и ОПМК в части построения образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Организация деятельности ДОУ и ОУ при переходе ребенка с ОВЗ в начальную школу. Способы оптимизации структуры управления ОУ. Особенности оптимизации управления ОУ в сетевом взаимодействии «инклюзивной вертикали»: «детский сад - центр - школа» и центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Проблема преемственности между различными уровнями и ступенями образования.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики в образовательных учреждениях.

Правовые основы организации инклюзивного процесса. Необходимый перечень условий, позволяющих организацию инклюзивного обучения и воспитания в ОУ. Основные нормативные документы и локальные акты, позволяющие организовать непрерывную инклюзивную образовательную вертикаль ребенка с ОВЗ. Готовность педагогического коллектива как одно из условий возможности организации инклюзии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Каковы основные условия эффективного взаимодействия ребенка и образовательной среды?

  2. В чем проявляется готовность педагогического персонала к участию в инклюзивном процессе?

  3. Какую модель инклюзивного образования Вы считаете возможным использовать в Вашем учреждении?

  4. Разработайте нормативные документы, которых недостаточно для успешной реализации инклюзивной практике в вашем учреждении.

  5. Определите приоритеты инклюзивного образования.

  6. Охарактеризуйте основные принципы инклюзивного образования и проиллюстрируйте их примерами из собственной практики.

  7. Определите возможность построения образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и роль различных организаций в этом процессе?



Модуль 2. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования.
2.1.. Взаимодействие школы и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования.

Цели и задачи ОРЦ по сопровождению инклюзивной практики в школе. Локальные акты учреждения по взаимодействию.
2.2.. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурс работы школы с детьми с ОВЗ. Особенности организация взаимодействия ОУ и СКОУ в части сопровождения получения образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Особенности организации образовательного маршрута с учетом взаимодействия ОУ и СКОУ.

2.3. Взаимодействие школы и окружной психолого-медико-педагогической комиссии. Особенности включения детей с ОВЗ в ОУ и необходимые для этого условия. Роль ОПМПК в изменении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Особенности деятельности специалистов ОУ по сопровождению детей с ОВЗ.

  2. Роль деятельности специалистов ПМПК по сопровождению детей с ОВЗ.

  3. Выделите общие и специфические вопросы взаимодействия ОУ, ППМС-центра и СКОУ.

  4. Выделите основные и второстепенные условия включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное пространство ОУ.

  5. Кто является ведущим специалистом при сопровождении ребенка с ОВЗ в различных структурных подразделениях инклюзивной образовательной вертикали ОУ.


Модуль 3. Подготовка школы к инклюзии.
3.1. Выявление ребенка с ОВЗ в школе

Управление школой в современных условиях: выбор целей и задач, изучение и анализ уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания. Этапы подготовки к включению «особого» ребенка в образовательное пространство (работа с родителями всех детей, психологов, педагогов, учащихся, персонала).
3.2. Диагностика особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Современные представления об общих и специфических закономерностях развития. Трехкомпонентная модель анализа психического развития. Ее применимость к анализу вариантов дизонтогенеза. Особенности психического развития различных категорий детей с ОВЗ. Деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога по выявлению особых образовательных потребностей ребенка.
3.3 . Определение и организация специальных образовательных условий для каждого ребенка с ОВЗ. Пакеты специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, слуха и эмоционально-волевыми нарушениями.
3.4. Организация образовательной среды общеобразовательной школы, реализующей инклюзивную практику. Условия формирования инклюзивного пространства в образовательном учреждении. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Пути организации комплексного сопровождения ребенка с особыми потребностями в образовательном процессе. Методы и приемы психологической подготовки детей с особыми образовательными потребностями и их родителей к условиям массовой школы. Приемы формирования эмпатийных и толерантных отношений к ребенку с особыми образовательными потребностями. Роль консилиума как формы управления образовательной средой школы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите предметно-развивающую среду начальной школы.

  2. Роль методического обеспечения в формировании образовательной среды школы.

  3. Определите основные цели развития образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

  4. Какие пути развития ОУ вы ставите в своем учреждении?

  5. Какие общие и специфические (для отдельных групп детей) закономерности развития актуализируются в Вашей деятельности?

  6. Какую наиболее раннюю специфику нарушений развития Вы можете оценить у детей, находящихся в Вашем учреждении?

  7. Какие общие и специфические специальные образовательные условия представлены в Вашем учреждении?


Модуль 4. Роль психолого-медико-педагогического консилиума в организации инклюзивного образования.
4.1. Процесс сопровождения инклюзивной практики психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения. Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Условия эффективной деятельности координатора. Стратегия и технологии деятельности координатора в сфере управления, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и его субъектов, организации взаимодействия с социальными партнерами, родителями. Основные показатели эффективности деятельности координатора в ОУ, реализующим инклюзивную практику.



4.2 . Построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Структура деятельности специалистов как основа эффективного взаимодействия. Взаимодействие специалистов в условиях инклюзивного ОУ: выработка общих позиций. Распределение функций, полномочий, ответственности. Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего языка, как основа эффективного взаимодействия. Задачи и функции консилиума ОУ и службы сопровождения обучения (специального педагога, логопеда, психолога, тьютора).



4.3. Оценка динамики достижений ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании. Критерии оценки достижений ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Роль каждого специалиста ПМПК в оценке достижений ребенка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите основные профессиональные знания и умения, необходимые координатору по инклюзии для эффективной работы.

  2. В чем заключаются наиболее важные принципы деятельности и задачи координатора по инклюзии? Приведите пример организации подобной деятельности в Вашем учреждении.

  3. Опишите организацию деятельности координатора при организации работы над индивидуальной программой развития ребенка с ОВЗ, включенного в одно из структурных подразделений ОУ.

  4. Организация деятельности координатора при консультировании педагогов специалистами Окружного ресурсного центра на базе образовательного учреждения.

  5. Чем определяется позиция ведущего специалиста междисциплинарного подхода?

  6. Какие качества, в первую очередь, необходимы этой центральной фигуре сопровождения?

  7. Какие модели взаимодействия специалистов консилиума (консультации) Вы знаете? Их достоинства и недостатки.

  8. Какая модель взаимодействия специалистов (в рамках деятельности консилиума ОУ) функционирует в Вашем учреждении?

  9. Какова на Ваш взгляд роль и функция психолога во взаимодействии с специалистами сопровождения, педагогами-воспитателями и администрацией ОУ по поводу инклюзивного процесса?


Модуль 5. Подготовка, сопровождение и поддержка учителя в инклюзивном образовании
5.1. Психологическое сопровождение учителя в инклюзивном образовании. Цели, задачи и содержание психологической поддержки специалистов сопровождения учителя инклюзивного класса.

5.2. Методическая поддержка учителя в инклюзивном образовании. Программно-методическое обеспечение работы учителя инклюзивного класса. Возможности использования программ специального (коррекционного) образования при планировании индивидуальных адаптированных программ.

5.3. Формы организации учебной деятельности, способствующие формированию компетенций учащихся. Условия использования и реализация на практике фронтальной, индивидуализированной, групповой и парной работы на уроке в инклюзивном классе. Формирование образовательных, социальных и коммуникативных компетенций. Задачи и условия организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

5.4. Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся в инклюзивном классе.

Краткий анализ и оценка эффективности традиционных систем оценивания результатов учебной деятельности в условиях развития инклюзивной практики. Использование методик комплексного оценивания достижений учащихся в инклюзивной практике: портфолио, профиль умений, карта успеха и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какая система оценки результатов учебной деятельности учащихся в инклюзивном классе представляется вам наиболее эффективной и щадящей? Обоснуйте свое мнение.

  2. Опишите алгоритм использования той или иной методики комплексного оценивания достижений учащихся в инклюзивном классе.

  3. Составьте конспект фрагмента урока в инклюзивном классе с описанием контингента учащихся и их особенностей с описанием форм учебной деятельности (предметная область и класс по выбору).

  4. Опишите критерии и алгоритм включения учащегося с ОВЗ в группу (подгруппу) одноклассников при решении той или иной учебной задач.


Модуль 6. Педагогические технологии в инклюзии.
6.1. Педагогическая диагностика компетенций ребенка с ОВЗ.

Цель, содержание и формы проведения педагогической диагностики. Организация педагогической диагностики в рамках компетентностного и деятельностного подходов. Содержание и технология оценки сформированности личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Постановка учителем целей и задач в работе с учащимися с ОВЗ в зависимости от результатов диагностики. Педагогическое представление на учащегося для обсуждения на ПМПк.
6.2. Составление и условия реализации индивидуального образовательного плана.

Индивидуальный образовательный план как основной документ сопровождения образовательного маршрута ребенка в рамках школы. Форма и алгоритм разработки индивидуального образовательного плана (ИОП). Учитель – ведущий специалист, организующий освоение ребенком с ОВЗ образовательной программы.
6.3. Адаптация содержания образовательных программ, учебных материалов для процесса инклюзивного обучения.

Современные образовательные программы и учебные пособия. Критерии оценки адекватности учебных материалов для каждого конкретного ребенка: зрительная насыщенность, размер шрифта, распознаваемость образов, уровень содержательной сложности, эмоциональная составляющая и др. Выбор адекватных учебных материалов для обучения детей в инклюзивной практике. Адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения.
6.4. Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе.

Использование принципов деятельностного и компетентностного подходов в развитии инклюзивной практики.

Общие принципы и подходы к организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе: все обучающиеся могут быть успешными; у каждого ребенка свой уникальный стиль усвоения материала; ребенок становится субъектом учения при включении в индивидуальные и групповые формы продуктивной деятельности и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите, как реализуются принципы деятельностного подхода к организации обучения при разработке уроков в инклюзивном классе.

  2. Перечислите возможные «продукты» учебной деятельности младших школьников. Назовите не менее пяти «продуктивных» заданий, которые можно дать на уроке ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Какие компетенции ребенка с ОВЗ должны обследоваться в процессе педагогической диагностики?

  4. Чем обследование ребенка с ОВЗ отличается от обследования нормативных детей?

  5. Что такое индивидуальный образовательный план? Чем он отличается от образовательной программы и учебного плана?

  6. Разработайте цели и задачи индивидуального образовательного плана для конкретного ребенка на период одной учебной четверти.

  7. Какими учебными пособиями может пользоваться учитель инклюзивного класса в начальной школе?

  8. Адаптируйте самостоятельно выбранное задание из программы начальной школы для детей с различными видами ОВЗ (не менее трех вариантов).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Департамент образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Департамент образования города москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент образования города москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Департамент образования города москвы iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Департамент образования города москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год
Департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск