Скачать 287.1 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет повышения квалификации Учебная программа«Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» Авторы и составители программы: Алехина С.В., канд. психол. наук Кутепова Е. Н., канд. педагог. наук, доцент Москва, 2013
С принятием Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», который впервые в отечественной законодательной практике определил инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений и дал законодательное право для реализации инклюзивных принципов в образовании детей с ОВЗ, появилась необходимость разработки и проектирования изменений в системе образования Москвы, в том числе и в профессиональной готовности к качественной их реализации. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование (совместное развитие, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без таких ограничений) может оказаться «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании и обеспечит принципиальное изменение и ориентации целей деятельности образования в целом. Инклюзивное образование – одна из составных частей проекта «Новая школа», активно внедряющегося в практику по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева. Учебная программа «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении» предназначена для учителей общеобразовательных школ, заместителей директора по учебно-воспитательной работе ступени инклюзивных школ. Цель программы – познакомить слушателей с современными философскими, методологическими подходами к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы, формировать профессиональные компетентности в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитарных технологий, проектирования образовательного процесса в инклюзивном классе. Задачи: - формирование у слушателей понимания философии инклюзии; - повышение у слушателей приоритета социальной адаптации ребенка, а не «наращивания» каких-либо конкретных знаний или умений; - развитие у слушателей коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями и другими участниками образовательного процесса, исходя из партнерских отношений и понимания необходимости командной работы; - обучение слушателей принципам, методам и конкретным технологиям организации учебной и воспитательной деятельности в инклюзивном классе начальной школы. Курс состоит из 9-ти модулей по 8 ак. часов. 2. Содержание и последовательное изложение учебного курса Модуль 1. Инклюзия на всех ступенях школьного образования. 1.1. Развитие инклюзивного образования в г.Москве. Основные понятия инклюзии. Приоритеты и условия эффективной инклюзии различных категорий детей. Социальная адаптация как основной приоритет инклюзивного образования детей с тяжелыми вариантами дизонтогенеза. Преодоление и профилактики искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ. Особенности инклюзивного образования в различных странах. 1.2. Образовательная вертикаль инклюзивного образования в городе. Вопросы преемственности в дошкольном и школьном образовании Взаимодействие ГПМПК и ОПМК в части построения образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Организация деятельности ДОУ и ОУ при переходе ребенка с ОВЗ в начальную школу. Способы оптимизации структуры управления ОУ. Особенности оптимизации управления ОУ в сетевом взаимодействии «инклюзивной вертикали»: «детский сад - центр - школа» и центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Проблема преемственности между различными уровнями и ступенями образования. 1.3. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Правовые основы организации инклюзивного процесса. Необходимый перечень условий, позволяющих организацию инклюзивного обучения и воспитания в ОУ. Основные нормативные документы и локальные акты, позволяющие организовать непрерывную инклюзивную образовательную вертикаль ребенка с ОВЗ. Готовность педагогического коллектива как одно из условий возможности организации инклюзии. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Модуль 2. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования. 2.1.. Взаимодействие школы и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования. Цели и задачи ОРЦ по сопровождению инклюзивной практики в школе. Локальные акты учреждения по взаимодействию. 2.2.. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурс работы школы с детьми с ОВЗ. Особенности организация взаимодействия ОУ и СКОУ в части сопровождения получения образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Особенности организации образовательного маршрута с учетом взаимодействия ОУ и СКОУ. 2.3. Взаимодействие школы и окружной психолого-медико-педагогической комиссии. Особенности включения детей с ОВЗ в ОУ и необходимые для этого условия. Роль ОПМПК в изменении образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Модуль 3. Подготовка школы к инклюзии. 3.1. Выявление ребенка с ОВЗ в школе Управление школой в современных условиях: выбор целей и задач, изучение и анализ уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания. Этапы подготовки к включению «особого» ребенка в образовательное пространство (работа с родителями всех детей, психологов, педагогов, учащихся, персонала). 3.2. Диагностика особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Современные представления об общих и специфических закономерностях развития. Трехкомпонентная модель анализа психического развития. Ее применимость к анализу вариантов дизонтогенеза. Особенности психического развития различных категорий детей с ОВЗ. Деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога по выявлению особых образовательных потребностей ребенка. 3.3 . Определение и организация специальных образовательных условий для каждого ребенка с ОВЗ. Пакеты специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, слуха и эмоционально-волевыми нарушениями. 3.4. Организация образовательной среды общеобразовательной школы, реализующей инклюзивную практику. Условия формирования инклюзивного пространства в образовательном учреждении. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Пути организации комплексного сопровождения ребенка с особыми потребностями в образовательном процессе. Методы и приемы психологической подготовки детей с особыми образовательными потребностями и их родителей к условиям массовой школы. Приемы формирования эмпатийных и толерантных отношений к ребенку с особыми образовательными потребностями. Роль консилиума как формы управления образовательной средой школы. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Модуль 4. Роль психолого-медико-педагогического консилиума в организации инклюзивного образования. 4.1. Процесс сопровождения инклюзивной практики психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения. Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Условия эффективной деятельности координатора. Стратегия и технологии деятельности координатора в сфере управления, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и его субъектов, организации взаимодействия с социальными партнерами, родителями. Основные показатели эффективности деятельности координатора в ОУ, реализующим инклюзивную практику. 4.2 . Построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Структура деятельности специалистов как основа эффективного взаимодействия. Взаимодействие специалистов в условиях инклюзивного ОУ: выработка общих позиций. Распределение функций, полномочий, ответственности. Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего языка, как основа эффективного взаимодействия. Задачи и функции консилиума ОУ и службы сопровождения обучения (специального педагога, логопеда, психолога, тьютора). 4.3. Оценка динамики достижений ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании. Критерии оценки достижений ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Роль каждого специалиста ПМПК в оценке достижений ребенка. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Модуль 5. Подготовка, сопровождение и поддержка учителя в инклюзивном образовании 5.1. Психологическое сопровождение учителя в инклюзивном образовании. Цели, задачи и содержание психологической поддержки специалистов сопровождения учителя инклюзивного класса. 5.2. Методическая поддержка учителя в инклюзивном образовании. Программно-методическое обеспечение работы учителя инклюзивного класса. Возможности использования программ специального (коррекционного) образования при планировании индивидуальных адаптированных программ. 5.3. Формы организации учебной деятельности, способствующие формированию компетенций учащихся. Условия использования и реализация на практике фронтальной, индивидуализированной, групповой и парной работы на уроке в инклюзивном классе. Формирование образовательных, социальных и коммуникативных компетенций. Задачи и условия организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности. 5.4. Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся в инклюзивном классе. Краткий анализ и оценка эффективности традиционных систем оценивания результатов учебной деятельности в условиях развития инклюзивной практики. Использование методик комплексного оценивания достижений учащихся в инклюзивной практике: портфолио, профиль умений, карта успеха и др. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Модуль 6. Педагогические технологии в инклюзии. 6.1. Педагогическая диагностика компетенций ребенка с ОВЗ. Цель, содержание и формы проведения педагогической диагностики. Организация педагогической диагностики в рамках компетентностного и деятельностного подходов. Содержание и технология оценки сформированности личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Постановка учителем целей и задач в работе с учащимися с ОВЗ в зависимости от результатов диагностики. Педагогическое представление на учащегося для обсуждения на ПМПк. 6.2. Составление и условия реализации индивидуального образовательного плана. Индивидуальный образовательный план как основной документ сопровождения образовательного маршрута ребенка в рамках школы. Форма и алгоритм разработки индивидуального образовательного плана (ИОП). Учитель – ведущий специалист, организующий освоение ребенком с ОВЗ образовательной программы. 6.3. Адаптация содержания образовательных программ, учебных материалов для процесса инклюзивного обучения. Современные образовательные программы и учебные пособия. Критерии оценки адекватности учебных материалов для каждого конкретного ребенка: зрительная насыщенность, размер шрифта, распознаваемость образов, уровень содержательной сложности, эмоциональная составляющая и др. Выбор адекватных учебных материалов для обучения детей в инклюзивной практике. Адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения. 6.4. Организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе. Использование принципов деятельностного и компетентностного подходов в развитии инклюзивной практики. Общие принципы и подходы к организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе: все обучающиеся могут быть успешными; у каждого ребенка свой уникальный стиль усвоения материала; ребенок становится субъектом учения при включении в индивидуальные и групповые формы продуктивной деятельности и др. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590» | Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе | ||
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
План работы школы на 2012 2013 учебный год Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение... | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы... | ||
Е. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное... Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» | Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное... Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной... | ||
Департамент образования города москвы западное окружное управление... Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного... | Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное... Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение... | ||
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое... | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое... | ||
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования... Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое... |