Скачать 435.46 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 209 «ЧАПАЁНОК» Комсомольская ул. 43, г. Краснодар, 350063, тел./факс (861) 268-41-72 тема «Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Автор опыта: Петрусенко Наталья Васильевна музыкальный руководитель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №209 «Чапаёнок» г. Краснодар 2013 г Содержание 1. Введение………………………………………………………………………...3 2. Требования к подбору музыки и движений. ………………………………….5 3. Методика разучивания танцевальных композиций.…………………………..7 4. Интеллектуальное развитие в процессе разучивания танцевальных композиций ………………………………………………………………………… 9 5. Работа с родителями …………………………………………………………….10 5. Выводы……………………………………………………................................... 11 6. Библиографический список…………………………………...............................13 7. Приложение …………………………………………………………………… 14 Введение. Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из модернизации процесса образования в Российской Федерации, повышения требований к качеству образования. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Проблема развития музыкальных способностей, в частности двигательных, остается актуальной вот уже на протяжении многих лет. Это обусловлено возрастающим темпом жизни наполненной новыми исследованиями в области музыкального образования, музыкальной психологии о возможностях музыки как ничем не заменимого средства развития личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Если ребенок любит петь или танцевать, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать, развить у него музыкальные способности. Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития музыкально-пластических и творческих способностей дошкольников средствами сюжетно - образного танца. В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, вытекают следующие задачи обучения и воспитания детей: - развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, - обогащение двигательного опыта детей разнообразными движениями; - развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку, средствами сюжетно - образного танца; Организация работы проводится по трем направлениям: • Групповая и индивидуальная работа с детьми. • Взаимодействие и просветительская работа с родителями. • Совместная работа педагогов ДОУ. Новизна опыта - в использовании авторского музыкально-двигательного материала (танцевальные постановки); в распределении музыкально-ритмических движений по возрастной категории, в использовании разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое). Проблема развития музыкальных способностей давно занимает умы ведущих психологов мира. С первых дней становления дошкольных учреждений в организации и постановке воспитания и развития музыкальных способностей у детей принимали участие известные деятели культуры и искусства, видные педагоги и психологи: Н. Н. Бахтин, Г. Л. Рошаль, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, Е. И. Алмазов, К. В. Тарасова и многие другие. Анализ содержания перечисленных выше программ показал, что авторы в своих программах преследуют одну из основных идей – развитие музыкальных способностей в разных областях музыкальной деятельности. Вопросы проявления музыкальных способностей с помощью музыкально – ритмических движений заинтересовали и меня. Опросив детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родителей, я выяснила, что дети очень редко посещают школу искусств, детские концерты. Для большинства семей (78%) - общение с искусством – это телевидение, которое нередко «потчует» ребенка негативной информацией. Работа по реализации данной темы проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, праздниках. Раскрытие творческого потенциала через музыку и движение - одна из главных задач музыкального развития детей. Именно это определило тему и цель моей работы: Содержание моей работы построены на основе программы Т. Суворовой, «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новосельцевой, А.И Буренина «Ритмическая мозаика» и других методических разработках. 2. Требования к подбору музыкальных движений. Для музыкально - ритмических движений на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П.И. Чайковского-это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека. Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Сейчас современными композиторами создано очень много интересных песен в исполнении эстрадных вокальных ансамблей, и они находят отклики в сердцах детей. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, динамичной, красивой, в обработке, понятной восприятию новизны. Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоционального состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Произведения, используемые для музыкально - ритмических движений должны обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях В.Шаинского, Б.Савельева, Е. Зарицкой и другие; -объем музыкального произведения 3=4 минут для старших. -четкая, ясная структура и фразировка и разнообразные по форме (вариации, рондо и т.д.); Музыкальный материал должен быть разнообразным по жанру (плясовые, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). Например: -детские песни современных российских композиторов -народные мелодии в современной обработке (вокальные, инструментальные) - эстрадные инструментальные мелодии, песни в исполнении ведущих детских вокальных коллективов - классические произведения Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает у наших детей кругозор, воспитывает интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Определение доступности движений связываю с анализом следующих параметров: 1.координационной сложности; 2.объема движений 3.переключаемости движений; 4.интенсивностью нагрузки. Музыка и движение имеют общие параметры, к которым относятся: - все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм); - динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений); - форма произведения и структура двигательной композиции. 3. Методика разучивания танцевальных композиций. Разучивание танца: 1. Прослушивание музыкального произведения, уточнение его характера и стиля; 2. Разучивание отдельных движений, входящих в танец включаю в разминку каждого музыкального занятия 3. Разучивание всей композиции поэтапно. Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления. Чтобы дети почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально - двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же стараюсь поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию. Много времени приходится уделять на движения, требующие длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок. Работа по усвоению детьми перечисленных движений проводится на музыкальных занятиях (фронтальных и большей частью - на индивидуальных). Принципы разучивания танцевальных композиций: 1. Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры; 2. Использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям; 3. Каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание; 4. Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста; 5. Общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев или, каких - то элементов пляски, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят вдруг танец, который разучивался на индивидуальном занятии, который еще из них никто не видел и даже, может, не знал о том, что такой танец готовится, то у них появляется желание тоже танцевать, выполнять как можно лучше все задания на занятии при разучивании композиций. Так было с «Рок-н-роллом», «Маленькие звезды», «Детский город». Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству. 4. Интеллектуальное развитие в процессе разучивания танцевальных композиций. Занятия музыкальными движениями развивают образное, ассоциативное мышление, поскольку музыка способствует созданию новых образов воплощенных в пластике. Обсуждение с детьми музыкально – пластических образов развивает не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы. Занятия ритмикой развивают способность к математике. Разучивая танец, я обращаюсь ко многим математическим понятиям. Например, я даю задание построиться в один большой круг или встать в два маленьких круга, перестроиться парами в две колонны, выполнить перестроение на основе деления целого круга пополам затем еще пополам (4 части). Понятие как количественный, так и порядковый счет постоянно тренируются в процессе разучивания танцев. В процессе музыкального движения развивается не только творчество, музыкальные способности и двигательные качества ловкость, четкость, координация движения, гибкость, пластичность, занятия музыкально – ритмические чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности, так как движения получаются у детей далеко не с первого раза. Роль слова при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Содержание сюжета танца рассказывается перед слушанием музыки. Несюжетные этюды анализируются детьми после слушания музыки. Самостоятельный анализ музыкального произведения активизирует деятельность детей, учит внимательно слушать музыку. С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях используется наглядный материал (репродукции знаменитых художников о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы), также видеозаписи концертных танцевальных номеров. Это обогащает внутренний мир ребенка в познании мира танца, формирует представления о национальных ритмах, развивает музыкальное мышление. При разучивании того или иного танца, как правило, дети реагируют на характер музыки и уже могут более точно передать его в движении, показать характер, и ритм. 5. Работа с родителями Цель работы с родителями состояла в том, чтобы привлечь внимание к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей музыкально-ритмических способностей. Были проведены консультации «Танец – это просто», «Потанцуем вместе», «Выразительные движения», в которых внимание родителей было направленно на организацию работы по музыкальному воспитанию в условиях семьи. Объясняли, что танец очень многого требует: вхождения ребенка в образ, собранности, энергии внутренних сил. Задача взрослого – объединить последовательность танцевальных движений в несложную по строению композицию, придать изящество и выразительность. Главное – чередовать самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой и, внимательно вслушиваясь в музыку, дети должны определить характер произведения, его тема. Положительные эмоции вызвала у родителей консультация «Потанцуем вместе», составляющая которой были - теоретическая и практическая части. Родителям было предложено станцевать вместе с детьми, попытаться самостоятельно выполнить танцевальную композицию. Мною часто практикуется участие в танцах на утренниках родителей вместе с детьми. Некоторым родителям были рекомендованы танцевальные движения, чтобы они разучивали вместе с детьми. Такое творческое содружество сплачивает отношения между коллективом детского сада и родителями, а также их детьми, помогает общению, налаживанию контактов друг с другом, сближает духовно всех членов семьи. Консультация «Выразительные движения» помогала родителям в определении движений детей, чтобы танец доставлял удовольствие исполнителю, нравился родителям. Чтобы дети научились произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Предлагались этюды, игры. На семинарском занятии познакомили родителей с жанрами музыки. Объясняли, что в музыкальные жанры входят: песня, танец, марш. Предлагали прослушать отдельно каждый жанр и охарактеризовать его. Давались задания родителям, чтобы они поиграли с детьми дома на отличие жанров музыки. Было очень интересно слушать отзывы родителей по их работе с детьми дома. Многие замечали в своих детях значительные перемены в музыкальных способностях. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Малые формы фольклора как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста | ||
Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях... Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край | Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития... Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Развивать воображение детей на основе синтеза искусственных и разнообразных видов художественной деятельности (музыка, живопись,... | Арт терапия как способ раскрытия творческого потенциала «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | ||
Реферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми... ... | Слайд игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | ||
Конспект нод по познавательному развитию детей старшего дошкольного... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Игра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой | ||
Программа дополнительного образования художественная мастерская «затейники»... Таким образом, из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие... | Календарь как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста Календаря как средстве образовательной деятельности, позволяющей решать задачи психолого – педагогической работы с детьми, как организационной... | ||
План-конспект занятия по развитию творческого воображения у детей... Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... |