Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город»





Скачать 129.62 Kb.
НазваниеИгра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город»
Дата публикации16.10.2013
Размер129.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста.

Прошина А. К., учитель-логопед МБДОУ № 85 «Цветочный город», г. Рязань

(Персональный код автора № SC-4216)

Обучение и игра не враги, цели и интересы которых
совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга [3].

С каждым годом в процессе работы мне приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Причины этого явления видятся в следующем:

- часто поздняя диагностика речевого развития ребёнка;

- некомпетентность и пассивность педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

- подмена речевого развития обучением грамоте;

- ухудшение здоровья детей.

Всё чаще в старшей и подготовительной к школе группах детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У дошкольников бедный словарный запас с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим передо мной возникла необходимость поиска эффективных методов коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, предусмотренными программой. На помощь мне пришла игра, которая стала важным направлением коррекционной работы.

Преимущество игры и игровых приёмов, по моему мнению, состоит в том, что они позволяют скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны — более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, вызывает положительные эмоции, столь важные для ребёнка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое, усвоить знания и умения.

Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни маленького человека. То, что не сложится в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Надо понимать и помнить - заставляя ребёнка учиться, мы отнимаем у него игру, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений. Учитывая это, я провожу коррекционную работу с использованием разнообразных игровых приёмов. Весь речевой материал на занятиях подбираю в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития дошкольников.

Я убедилась, что на занятиях игра обеспечивает детям эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами.

Ребёнок, играя, стремится всё время идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в маленьком человеке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом, всё, что составляет богатство человеческой личности.

На логопедических занятиях я использую игры драматизации (события, развёртываемые в игре, соответствуют содержанию сказки, рассказа; это спектакль, который ребёнок разыгрывает для себя самого).

Я использую возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний, которые инициируются мною в соответствии с коррекционными целями занятия. Так, например, в занятии-игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове — названии предложенной мною картины.

При планировании логопедических занятий стараюсь предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, в занятии-игре «К нам гости пришли» каждый ребёнок, участник происходящих событий, произносит речевые высказывания в соответствии со взятой на себя ролью: гостя, хозяина или члена семьи.

Особенность таких занятий в том, что, общаясь с детьми, встаёшь не над, а рядом с ними. А в последствии мне, логопеду, намного проще «вести детей за собой».

Как одну из форм обучения дошкольников с речевыми нарушениями я использую на коррекционных занятиях дидактическую игру (провожу внутри занятия в качестве его составной части или вместо него). Создаю игровые ситуации посредством введения задания сказочного героя и связанных с ним игровых действий. Сказочный герой выполняет разные функции («помогает» детям, «проверяет» правильность выполненного задания, сам «просит» о помощи).

Разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия широко использую на разных этапах логопедических занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала) в течение всего занятия создаю «игровое поле». При этом единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Логопедические занятия такого рода вызывают у дошкольников огромный интерес и оживление, повышают сосредоточенность и мыслительную активность, способствуют коррекции различных аспектов речевой деятельности, а именно: развивают фонематическое восприятие; совершенствуют слоговую структуру слова; автоматизируют вызванные звуки речи; пополняют, уточняют и активизируют словарный запас; уточняют структуру предложений; совершенствуют связные высказывания.

В ходе работы я пришла к выводу, что игры-занятия могут помочь развить у детей:

- коммуникативные способности и качества;

- кинестетические основы артикуляционных движений;

- эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;

- интеллектуальные функции;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

Поняла, что возможно ожидать от ребёнка во время занятия:

- желание принимать в нём активное участие;

- доброжелательное отношение и хорошее настроение на занятии.

Уяснила, что требуется от учителя-логопеда во время занятий:

- терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);

- желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок;

- умение принимать всех детей такими, какие они есть;

- умение выслушать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка;

- способность к импровизации.

И ещё мне бы хотелось сказать о трёх главных «У», трёх главных китах, на которых должна базироваться коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

успех,

удовольствие,

уверенность.

Успех. Речь развивается параллельно с деятельностью других видов. Ребёнок, занимающийся исправлением речи, должен принимать участие в таких видах деятельности, где он может добиться успеха. А наибольшего успеха на данном этапе развития он добивается в игре.

Удовольствие. Именно в игре дошкольник с удовольствием овладевает речевыми навыками.

Уверенность. Маленький человек приобретёт уверенность тогда, когда сможет использовать свои способности, исходя из своих личных особенностей. А способность и личные качества дошкольника развиваются через игру, как ведущий вид деятельности на данном этапе развития.

Высокая эффективность игровых методов и приёмов в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи является стимулом для моего педагогического поиска.

Я разработала творческий цикл из 9 занятий. Каждое занятие проводится 1 раз в месяц. В их основе лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. На этих занятиях ведётся работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Целостность занятий обеспечивает сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала.

В коррекционные занятия обязательно включается игра, как ведущий вид деятельности. Она даёт серьёзный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление).

Предметно-материальные ресурсы соответствуют психофизическим возможностям и особенностям детей, нацеленности на решение коррекционно-развивающих задач и имеют должный эстетический вид. Большое значение для совершенствования средств логопедической работы имеет предметно-пространственная организация помещения. Поэтому занятия проводятся в музыкальном зале.

Все 9 занятий предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонематических позициях и активное их использование в различных формах самостоятельной речи, а также обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики.

Занятия выдержаны в едином методическом ключе. В то же время все они структурно не зависят друг от друга. Элементы занятий можно использовать как в повседневной жизни, так и в индивидуальной работе.

Материал знаком детям и включается в более сложную логическую задачу. Такой метод помогает детям воспринимать знания системно и лучше усваивать материал.

Дети в течение длительного времени не теряют интерес к игре, так как в ней присутствует эффект неожиданности, состязательности и ощущения положительного результата.

Таким образом, между игрой и речью существует двусторнняя связь: с одной стороны — речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой стороны — сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.
Конспект игрового логопедического занятия 1
Путешествие в зоопарк
Цели: Закрепление умения составлять короткий рассказ по плану с опорой на знаково-символические элементы.

Закрепление навыков смыслового чтения простых предложений.

Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных множественного числа в родительном падеже, употребление приставочных глаголов.

Коррекция зрительной памяти на основе сопоставления изображений на картинках.

Коррекция речедвигательного аппарата на основе слухового восприятия музыкального произведения.

Коррекция мышления и творческого воображения на основе создания нестандартных ситуаций.

Коррекция речи на основе сочетания движений и музыки.

Работа над темпом и ритмом речи.

Воспитание дружеских взаимоотношений.

Материал: рули по количеству детей, значки «транспорт», картинки с изображением разных предметов, шапочка лягушки, лисы, картинки с изображением диких животных, разрезанные пополам, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц, медведь, ёж, белка), карты со знаково-символическими элементами, карта зоопарка, книги о животных.

Ход занятия:

Логопед: Что такое парк? Какие бывают парки? Объясните названия.

Дети: Зоопарк, аквапарк, автопарк, лесопарк (объясняют смысл слов).

Логопед: Сегодня мы отправляемся в зоопарк. На чём мы можем добраться до зоопарка?

(Дети перечисляют виды транспорта.)

Логопед: Возьмите рули и найдите по значкам свой вид транспорта.

(В зале стоят стулья, на которых прикреплены изображения различных видов транспорта; у детей в руках рули с изображением тех же видов транспорта.)

Дидактическая игра «Лесенка».

Логопед: На чём ты поедешь?

Ребёнок: Я поеду на машине.

Логопед: Ты поедешь на машине по дороге?

Ребёнок: Я поеду на машине по дороге.

Логопед: Ты поедешь на машине по дороге мимо детского сада?

Ребёнок: Я поеду на машине по дороге мимо детского сада.

(Аналогичные вопросы задаются всем детям.)

Логопед: Ну, что ж, поехали!

(Звучит песня «Мы едем, едем, едем», дети сидят на стульях-машинах и поют.)

Мы едем, едем, едем в далёкие края.

Весёлые соседи, хорошие друзья.

Нам весело живётся, мы песенку поём.

А в песне той поётся о том, как мы живём.

Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,

Чижика, собаку, петьку-забияку,

Обезьяну, попугая, - вот компания какая.

Вот компания какая!

Логопед: Мы по городу родному едем на машинах.

И мелькают мимо нас разные картины.

Мимо чего мы проезжаем?

Дети: Мы едем мимо домов, проезжаем мимо деревьев, прохожих, т.д.

Логопед: Мы приехали. Выходите из машин.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала...

Ребёнок: Ква! Ква! Ква!

(Ребёнок надевает шапочку лягушонка.)

Логопед: Лягушонок тоже спешит в зоопарк. Поможем ему перебраться через дорогу. Лягушонок будет прыгать, когда услышит ваши хлопки. А хлопать будете, когда услышите названия диких животных наших лесов.

Игра «Будь внимателен».

Логопед: Лягушонок оставил картинки. Соберём их.

Дидактическая игра «Картинки-половинки».

(Под музыку дети бегут по кругу. Музыка прекращается — дети подбирают половинки картинок.На аккорд дети встают на свои места. На сигнал «1,2,3 — картинку собери!» дети собирают половинки в единое целое.)

Директор зоопарка (воспитатель): Здравствуйте! Я директор зоопарка. Вы откуда приехали? Как называется ваш детский сад? Кого из животных вы хотели увидеть в зоопарке? Почему?

Пальчиковая игра «Как живёте?»

(Взрослый спрашивает. Дети отвечают и сопровождают слова движениями.)

Как живёте? - Вот так! Ждёте обед? - Вот так!

А плывёте? - Вот так! Машете вслед? - Вот так!

Как бежите? - Вот так! Утром спите? - Вот так!

Вдаль глядите? - Вот так! А шалите? - Вот так!

(Директор зоопарка напоминает правила поведения в зоопарке и раздаёт карты-маршруты. Дети знакомятся с маршрутами. В зале расставляются стулья с игрушками.)

Игра «Прогулка по зоопарку».

(Каждый ребёнок проходит свой маршрут, сопровождая путь рассказом. В конце путешествия описывает по схеме животное.)

Физкультминутка «Ау!»

Логопед: Ребята! Мы заблудились. Как можно найти дорогу из зоопарка?

(Дети предлагают выходы из сложившейся ситуации.)

Логопед: Вот карта зоопарка. Чтобы найти дорогу, надо назвать детёнышей диких животных.

(Дети называют детёнышей. Логопед ставит значки на карте, определяя путь выхода из зоопарка).

Музыкальная пауза «Змейка».

(Дети кладут руки на плечи друг другу и змейкой идут между стульями к выходу из зоопарка.)

Директор зоопарка: Дети, из клетки убежал зверёк.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.

На увёртки мастерица, а зовут её...

Дети: Лисица!

(Ребёнок-ловишка надевает шапочку лисы.)

Подвижная игра «Лиска под кустом» (под музыку.)

(Дети поют песню, убыстряя темп пения и движения.)

Лиска близко притаилась.

Под кустом лиса укрылась.

Ой, беда, беда, беда!

Разбегайтесь кто куда!

(Ловишка ловит детей.)

Директор зоопарка: Вы совершили интересную прогулку по зоопарку. На память я хочу подарить вам книги о животных.

(Дети благодарят директора зоопарка, прощаются. Логопед предлагает вернуться на машинах в детский сад.)

Итог занятия.
Конспект игрового логопедического занятия 2
На бабушкином дворе
Цели: Совершенствование грамматического строя речи: закрепление употребления существительных в творительном падеже.

Коррекция речи на основе сочетания движений и музыки.

Закрепление знаний о домашних животных (чем питаются, названия детёнышей, польза для человека).

Развитие мелкой моторики.

Развитие умения по звукоподражанию определять животных.

Развитие умения чувствовать и понимать друг друга, сплачивание детского коллектива.

Материал: мягкие игрушки (домашние животные), конверты с контурами домашних животных по количеству детей, поднос с «едой» для животных, маски животных, прищепки.

Ход занятия:

Ритуал «Доброе животное» (взявшись за руки по кругу).

Логопед: Мы - большое доброе животное. Послушаем его дыхание:

вдох — шаг вперёд,

выдох — шаг назад.

Так не только дышит большое животное, так бьётся его доброе сердце:

стук — шаг вперёд,

стук — шаг назад.

Это большое доброе животное живёт на бабушкином дворе.

Хороводное пение (под музыку).

На лугу, на лугу,

На лугу пасутся … Мэ! - Козы?

- Нет, не козы.
На лугу, на лугу,

На лугу пасутся …Иго-го! - Кони?

- Нет, не кони.
На лугу, на лугу,

На лугу пасутся … Му! - Коровы?

- Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко! Будете здоровы!

Чтение стихотворения по ролям (внести игрушку).

Вот идёт корова — длинные рога.

- Где была, корова? - Ходила на луга.

Подошла корова к дому своему.

Встала, замычала: «Му! Му! Му!»

Беседа с детьми о корове.

- Какая корова? (рогатая, с толстыми пухлыми боками, хвост похож на метёлку, на голове рога, на ногах копыта, есть вымя для молока).

- Зачем корове нужны рога? Копыта? Хвост? Вымя?

- У каких домашних животных тоже есть рога, копыта и вымя?

- Как зовут детёныша коровы? (Телёнок)

Игра с движением «Телёнок».

Бу — бу (2 прыжка) - Я рогатый («рожки» из пальцев)

Бу — бу (2 прыжка) - Я хвостатый («хвостик» сзади)

Бу — бу (2 прыжка) - Я ушастый («ушки» из ладошек)

Бу — бу (2 прыжка) - Очень страшный (насупить брови)

Испугаю, забодаю («бодаться»).

Загадки в конвертах.

(Чтобы узнать, кто живёт на бабушкином дворе, надо сложить разрезные картинки. Ребёнок складывает картинку, вносится соответствующая игрушка).

Игра «Кто чем питается».

(На поднос собраны продукты питания для животных. Каждый ребёнок должен накормить своё животное и рассказать об этом).

- Корова питается травой, кошка питается молоком, ...т.д.

Физкультминутка «Ручеёк» (с масками домашних животных).

(Чтобы водящему выбрать пару, надо назвать детёныша того животного, с которым он идёт гулять).

Игра-драматизация «Диалог животных».

Логопед: Собрались домашние животные на дворе и стали спорить, кто больше всех приносит пользы...

(Дети в соответствии со взятой на себя ролью рассказывают о пользе животного).

Подвижная игра «Репейники» (с прищепками).

(Игра проходит в парах. Одна пара детей снимает «репейники» с собаки, кошки; другая пара детей цепляет «репейники»).

Игра «Угощение».

Логопед: Что такое сено? (Ответы детей).

Вносит сено, предлагает потрогать, понюхать сено.

Какое сено? (Душистое, сухое, ароматное. колкое).

Дети кормят корову сеном, бабушка угощает их молоком.

Итог занятия.
Литература:
1. Бабаева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи. //Логопед № 2, 2004 г., с. 43-51.

2. Денисов А.В. Игровые методы работы в логопедической практике.// Практический журнал психолога и логопеда № 1-2, 2002 г., с. 14-26.

3. Каптерёв П.Ф. Детская и возрастная психология. М., 1999 г., с.208.

4. Колодовская Е.А., Еретнова Г.М. Логопедическое занятие как основная форма коррекции нарушений речи у детей. // Логопедия № 1-2, 2003 г., с. 51-55.

5. Токарь И.Е. Игры на коррекционных и логопедических занятиях.// Логопедия № 1-2,
2003 г., с. 79-89.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малые формы фольклора как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconСлайд игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconВкр пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconИгра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад
I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconВзаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении...
Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...
Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Взаимодействие учителя – дефектолога, логопеда и воспитателя при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconВыступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Режиссёрская игра как один из методов ознакомления с правилами безопасного поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях детей...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconРеализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях...
Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Данная игра – занятие составлена для детей старшего дошкольного возраста. Игра – занятие «Юные пожарные – защитники леса»...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПояснительная записка Шахматы
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно...
Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Прошина А. К., учитель-логопед мбдоу №85 «Цветочный город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы мбдоу «Нижне-Кондратинский детский сад» чмр рт- в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск