Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста / 6-7 лет/
Автор: Шакиртова Гульзифа Сибатовна МАДОУ «ЦРР – детский сад №268» г. Перми
Тема: «Обвинская роспись» (НОД №1)
Интеграция образовательных областей:
1.Коммуникация.
2.Художественное творчество.
3.Познание.
4.Социализация.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам народного творчества Пермского края.
Программные задачи:
1. Вызвать интерес к творчеству народов Прикамья, к их традициям и обычаям.
2. Развивать декоративное творчество детей (использовать приобретенные знания для самостоятельного выбора содержания композиции рисунка по мотивам Обвинской росписи).
3. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Расширять словарный запас через названия предметов быта и элементов народной росписи, совершенствуя умение подбирать слова – определения к существительным.
4. Воспитывать умение выслушивать мнение товарища и работать в команде.
Активизация словаря: старина, кухонная утварь, прялка, жбан, лагуна, разделочная доска, шкатулка, дверной косяк, роспись, спираль,
Материал: Ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами (деревянная архитектура, предметы народного быта, элементы обвинской росписи), магнитофон, декоративный набор «Создай узор» (3 набора), клей, предметы народного быта из Музея – деревянная шкатулка, прялка, веретено, жбан, декоративная разделочная доска в стиле Обвинской росписи, деревянные игрушки.
Предварительная работа с детьми: Беседы о русском быте и традициях; чтение сказок народов Прикамья, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; рассматривание изделий и альбомов с изделиями с Обвинской росписью.
Предварительная работа воспитателя: Подготовка демонстрационного и раздаточного материала, изготовление декоративного набора «Сложи узор», подготовка презентаций на тему «Обвинская роспись».
Методы и приёмы: Игровые ситуации, показ и рассказ с объяснением, беседа, анализ, рассматривание альбомов предметов с декоративной росписью, знакомство с презентацией «Обвинская роспись», прослушивание музыкальных произведений народного характера, выкладывание узоров Обвинской росписи.
Ход НОД.
Этапы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| Предполагаемый результат
| Вводно-организационный
| Организация круга. Коммуникативное упражнение «Приветствие» /передача цветка, выполненного в стиле Обвинской росписи/
-Это цветок. Когда мы видим цветы, у нас поднимается настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга по имени.
Дети приветствуют друг друга по цепочке. (Цветок возвращается по кругу к воспитателю)
| Поприветствовав друг друга, дети рассаживаются кругом.
| Готовность детей к занятию, позитивный настрой на занятие.
| Мотивационно-ориентировочный
| -Этот необычный цветок - что он вам напоминает? (Рисунок из росписи, выполненной в Пермском крае)
-Какому времени месту он принадлежит? (Так цветки расписывали в давние времена – в старину, в посёлке на Обве)
-Где ещё в группе можно эту роспись увидеть? (В Музее, на экспонатах из выставки старинных предметов)
-Я хочу пригласить вас в Музей –в старину, чтобы вы открыли для себя много интересного в традициях жителей Пермского края. Дети рассаживаются на деревянные лавки в Музее народного быта (расположенного в группе) и рассматривают деревянные игрушки.
-Что это?
-Чем эти игрушки отличаются от современных игрушек? Давайте рассмотрим? (простота рисунка, материал, расписаны узорами)
Дети трогают игрушки, рассматривают узоры.
-Как раскрашены? (цвет, узоры)
-Что вам напоминают эти узоры? (дуга, радуга, спираль, следы животных на снегу)
-В старину раскрашивали не только игрушки. Посмотрите, что это? (жбан, шкатулка, прялка – рассматривание, называние и описывание изделии)
-Хотите узнать, как создавали такие великолепные узоры?
-Я вижу, вы устали. Давайте вначале разомнёмся.
Физкультминутка.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад. )
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
| Ответы детей, основанные на ранее полученной информаций.
Обобщение ответов детей. Активный диалог, описание, рассуждение.
| Закрепление знаний детей, полученных в предыдущей совместной деятельности.
Развитие умения принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Повышение познавательной и речевой активности детей.
| Информационный
| Приглашаю детей снова в группу сесть на стулья полукругом к экрану, посмотреть слайды.
Давным-давно, в старину, люди все окружающие их предметы обихода выполняли из дерева. Вот дома, в которых жили простые люди. Дерево было относительно дёшево и доступно для них. Также и посуду, прялки, мебель, игрушки делали из дерева. Дерево само по себе не очень красиво – от времени оно темнело, покрывалось пятнами и трещинками. И крестьяне стали покрывать эти деревянные изделия рисунком, так называемой росписью. Вот покрытый росписью дверной косяк, даже часть стены. Они длинными зимними вечерами расписывали мебель и детские игрушки, прялки, посуду красивыми яркими узорами.
Почти во всех Обвинских прялках встречается восьмилепестковый цветок (либо розан), похожий на звезду или на два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга. Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо по сторонам центрального цветка. Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с жёлтым, синий с белым и т. д. Звезду нередко отделяет от основной росписи ряд точек или кружков, волнистые линий, что заставляет отнестись к ней с особым вниманием. Таким образом, эта роспись напоминает сказочный, волшебный сад.
Характерны холодные цвета фона (тёмно-зелёный, голубой, синий), которые сочетаются с тёплыми оттенками мелких деталей: розочки, лепестки, завитки, спиральки, веточки и травка.
| Дети смотрят слайды, слушают рассказ воспитателя.
| Расширение знаний детей об истории возникновения Обвинской росписи,
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Расширение понятийного словаря детей.
| Практический
| Я хочу предложить вам стать народными мастерами и попробовать составить узор на предметах быта. Объединитесь в 3 команды. Посовещайтесь и решите, какую посуду вы выбираете.
Дети объединяются в 3 подгруппы, выбирают предмет кухонной утвари и расходятся к 3 столам, где находятся детали для росписи.
Прежде чем начинать работу по украшению посуды, определите: в команде, какой узор будете создавать, какие элементы для этого вам понадобятся.
Самостоятельная деятельность детей в подгруппах (дети выполняют задание: выкладывают детали узоров на посуду и затем приклеивают их на основу) – выполняют работу, стоя вокруг стола.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит народная музыка.
| Работа в команде-обсуждение, согласование, анализ, создание композиций из элементов росписи.
| Могут самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и ими самими.
| Рефлексивно-оценочный.
| Анализ выполненной работы. Дети рассказывают, что они украшали, какой создали узор, какие элементы для этого использовали.
Предлагаю детям сесть на ковёр и каждому ответить на вопросы:
-Что нового узнали?
-Что понравилось?
-Что было трудно?
-У вас получились замечательные оригинальные изделия, которые украсят наш Музей.
Предлагает выбрать каждому ребёнку лист – раскраску с Обвинской росписью и раскрасить их дома вместе с родителями.
| Самоанализ. Анализ деятельности товарища.
| Осмысливание проделанной работы, её составляющих.
|
|