Скачать 178.03 Kb.
|
Введение Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы воспитанников, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение в наших условиях творят обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей в вокале лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности с 5- лет.. Кому нужны творческие способности? Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются не редко, осталось их только распознать… Чем больше я занималась с детьми, тем больше понимала что занятие вокалом приносит не только развлечение, но и смекалку, усидчивость, развивает логическое мышление, остроту мысли , уверенность в себе но прежде всего ум и здоровье. Что за что отвечает! ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
запоминание слов и фраз, осознаваемые движения комбинации движений , логическое мышление . Правое полушарие Музыка, ритм, шумы, интонация речи, зрительное восприятие предметов в целом. Запоминание музыки, картин, запахов, автоматизированные движения , интуиция . Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как? На занятиях мы с детьми стали заниматься миниатюрами, песнями, и современными видами танца. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному, но в более узком определённом направлении: 1. Выбор песни; 2. Выбор исполнителя; 3. Поэтапная работа над песней 3. Раскрытие вокального мастерства исполнителя; Разучивая песню в полном объеме, сколько труда и упорства , ложится на ребёнка! Наш коллектив существует на базе Дворца творчества с января 1999 года. Придя во дворец, я разработала программу «Вокально-эстрадное пение» в соответствии с авторским методическим пособием «Развитие музыкального слуха» замечательного педагога Г.И. Шатковского, на основе программы «Певческая школа» и методического пособия «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования» В.В. Емельянова, «Сольное пение» Л.М. Жарова. В процессе реализации программы у детей выявляются и развиваются вокальные данные, сценическая культура. Программа носит концентрический тип построения. Целевая установка и постановка основных задач делается с самого начала обучения. Идет постепенное усложнение и расширение изучаемого материала и репертуара в соответствии с индивидуальностью, возрастными особенностями, склонностями, особенно отдельных периодов: предмутационного, мутационного, постмутационного. Для того чтобы исполнить песню, не достаточно иметь поставленный голос. Большую роль играет личность самого певца, поведение на эстраде, выражение лица, мимика, жесты. Исполняя песню, нужно прочувствовать текст и передать его зрителю не сухим и ровным, а со своим личным отношением к нему. Песня должна звучать от души и сердца исполнителя, от этого зависит его успех у публики, поэтому в программу введены занятия по актерскому мастерству, пластике тела и хореографии. С первых же занятий нужно научить детей снимать «сценические зажимы», т.е. научить чувствовать себя на сцене свободно, естественно. Новизна программы В шоу-клубе «Опус» занимаются ребята от 5 до 18 лет. Особенность программы «Вокально-эстрадное пение» в том, что она разработана для детей разного возраста, имеющих разные стартовые способности. Программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу ребят, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательность сопровождающая систему практических занятий. Актуальность программы В шоу-клуб «Опус» приходят ребята, желающие научиться петь, выступать на сцене. Академик Б.Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую музыкальную память, а у других отзывчивость на музыку, наличие абсолютного слуха и наоборот, неразвитый слух, помимо этого существует и относительный слух, который имеет особое значение и хорошо поддается развитию. Для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана дополнительная образовательная программа «Вокально-эстрадное пение», направленная на духовное развитие обучающихся. Педагогическая целесообразность программы Не секрет, что в последнее время наметилась тенденция ухудшения здоровья детей. Пение, кроме развивающих и обучающих задач решает еще и оздоровительно-коррекционную. Гортань – это фильтр, а пение – чистка голосовых связок, кроме этого пение улучшает обменные процессы в организме, тренирует легкие (вентиляция в нижних долях), снимает стрессовое состояние, логоспазм, лечит заикание, картавость. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности, оно способствует адаптации индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия в шоу-клубе «Опус» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации. Программа способствует формированию умений певческой деятельности и совершенствованию специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразованию, певческого дыхания, артикуляции, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыков следования дирижерским указаниям, слуховым навыкам (слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем, пение для ребенка становится эстетической ценностью. Цель программы: Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их творческих способностей. В ходе достижения цели решаются следующие задачи для дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет):
для ребят 5-8 лет; 9-12 лет 13-15 лет; 16-18 лет
Отличительные особенности программы:
Принципы педагогического процесса:
В основу разработки программы «Вокально-эстрадное пение» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
Обучающиеся делятся на три возрастные группы: к I группе относятся дети дошкольного и младшего школьного возраста 5-10 лет. Программа рассчитана на два года обучения по 144 учебных часа в год. Ко II группе относятся дети 11-13 лет и для них программа рассчитана на два года обучения по 216 учебных часов в год. В III группу входят обучающиеся 14-18 лет, они занимаются два года по программе 324 учебных часа в год. Два раза в неделю проходят индивидуальные занятия и один раз в неделю групповые занятия (ансамбль). Условиями отбора детей шоу-клуб «Опус» являются: желание заниматься именно вокальным пением, способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одаренности, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры, совместную работу педагога, родителей и детей. Так-как я набираю в коллектив детей (5-лет) без предварительного прослушивания, по внешним данным, чтобы ребёнок был общительным, разговорчивым, любопытным.. Мне приходится выстраивать занятия так чтобы ребёнок с первого занятия всё усваивал и запоминал . И лучше всего –это через игру.. Я стала выискивать, придумывать, разные игровые методические пособия, сказки, рассказы, игры. Было самой интересно наблюдать за реакцией детей о новом совсем для них не знакомым открытиям в области музыки и вокала. Тем самым я сама «заразилась» этим , мне стало самой интересно каждые пол года или год придумывать и готовить что-то новенькое , но полезное для детей. Например:
и мн. др. Также можно провести разминку, распевки в виде игры - это не утомительно и интересно для детей. Я часто с воспитанниками меняюсь местами, разминку они проводят сами, тем самым овладевают умением ведущего. Я поощряю инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих и родителей. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Чем больше общаешься с родителями тем всё чаше убеждаешься что не каждый родитель может быть педагогам в воспитание своего чада. Я как руководитель часто замечаю « прорехи» в воспитание детей, но конкретно сказать об этом родителям не корректно. Я решила и для родителей преподносить некоторые сборники – советов, рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. Было заметно, как менялись и сами родители после прочитанного. Организовать и провести игру – задача достаточно не сложная, её могут проводить и родители дома с детьми. Можно выделить несколько основные условий проведения игр: 1. Наличие у взрослого определенных знаний и умений. 2. Значимость игры. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 3. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 5. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картинок, просмотр диафильмов, прослушивание песен. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Практическая часть. Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в нашем детском коллективе, руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из призовых мест на различных конкурсах. В течение многих лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества. Дети не только учатся вокалу, но и приобретают умение в актерском мастерстве, режиссуре своей песни, пластике тела. Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. 2006г. - Областной конкурс «Юные звезды Кузбасса» - Диплом III степени; 2006г. - V областной фестиваль солдатской песни «Виктория» - Диплом Лауреата; 2006г. - ХХХХ Всероссийский конкурс-фестиваль «Орлята России» - Диплом II степени, г.Туапсе; 2007г. - Областной конкурс солдатской песни «Виктория» - Диплом Лауреата, г. Кемерово; 2007г. - Российский детский вокальный конкурс «Жар-птица» - Диплом Лауреата II и III степеней г. Иваново; 2007г. - Международный конкурс-фестиваль «Звездная юность планеты» - Диплом Лауреата II и III степени, г. Туапсе; 2008г. - Областной конкурс « от 3 до 7» - Лауреат I степени, г. Кемерово; 2008г. - Областной конкурс солдатской песни «Виктория» - Диплом Лауреата, г. Кемерово; 2008г. - Международный конкурс «Открытая Европа» - Диплом Лауреата III степени, г. Москва; 2008г. - Международный конкурс «Звездочка» - Лауреаты I степени, г. Одесса; 2009г. - Областной конкурс «Музыкальный лабиринт» - Лауреат I и III степени, г Кемерово; 2009г. - Российский конкурс «Муравейник» - Лауреат II степени, г. Пенза; 2009г. - Международный конкурс «Звездная юность планеты» - Лауреаты I, II и III степеней, г. Туапсе; 2010г. - Международный конкурс «Преображение» - Лауреаты I, II и III степеней, г. Санкт-Петербург; 2010г. - Международный конкурс «100 Друзей» - Лауреаты I степени, г. Ленинск-Кузнецкий. 2010г. - Открытый Международный фестиваль «У самого Черного моря» - Лауреаты I, II и III степеней, г. Туапсе; 2010г. - Отборочный конкурс Всероссийского открытого детского эстрадного телевизионного конкурса «Золотой петушок» - Лауреат III степени, г. Саратов; 2010г Открытый международный - конкурс детского и юношеского творчества «Браво-дети – лето на море!» Диплом – дипломанта I степени; 2010г VIII – Всероссийский фестиваль – конкурс детского и юношеских и творческих коллективов «Синеокая Анапа» - Дипломанты; г Анапа 2011г. - Международный детский, юношеский и взрослый конкурс-фестиваль «Закружи вьюга» - Лауреаты I, II степеней, г. Кемерово. 2011 г - Международный – Телевизионного конкурса «Золотой петушок» г Нижний – Тагил Дипломы Финалистов; 2011г - Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает Звёзды» г Новосибирск – Лауреаты I-II- и III – степени; 2011 г - XI Международный конкурс – фестиваль « Праздник детства» г Санкт – Петербург ; Диплом – Дипломанта I- степени; 2011г – Областной конкурс «Музыкальный лабиринт» -Дипломы за II – места, г Кемерово; 2012 г - Открытый областной конкурс детского и юношеского творчества «Новые звёзды» Дипломы Лауреатов I-II и III степени; г Кемерово; 2012г- Международный детский, юношеский и взрослый конкурс-фестиваль «Закружи вьюга» - Лауреаты - II степеней, г. Кемерово. 2012г- Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает Звёзды» г Новосибирск – Лауреаты I-II- и III – степени; 2012 г - X Областной фестиваль солдатской песни «Виктория»-лауреаты г Кемерово; 2012г -Областная профильная смена посвящённая 65 –летию Победы «Великой победе посвящаем наше творчество» - диплом за I,II место; 2012г - Международный фестиваль детского – юношеского творчества «Славянский букет» - Диплом Лауреата III – степени; г Кранево (Болгария); 2012г – Международный конкурс – фестиваль «Морская палитра» Дипломы ГРАН-ПРИ, Лауреатов I-II и III – степени г Обзор ( Болгария); 2012г - XIII Международный фестиваль «Приятели Болгарии» Дипломы ГРАН-ПРИ, Лауреатов I-II и III степени, Албена ( Болгария); 2012г – Международный фестиваль – конкурс детского и юношеского творчества «Солнечный дождь – 2012» - Лауреат III степени, дипломанты I-II и III степени, г Одесса (Украина); 2012г – Международный конкурс – фестиваль « Сибирь зажигает Звёзды» - Лауреаты II – III- степени, дипломанты; г Кемерово В коллективе занимаются 42 человека: дошкольников - 8 человек, младших школьников- 24 человека, старших школьников - 10 человек. Воспитанники не только учатся петь, но и получают дополнительное образование, способствующее их духовному и интеллектуальному развитию. За 15 лет было подготовлено 45 лауреатов и дипломантов Международных и Всероссийских конкурсов, 10 дипломантов областных конкурсов. Два выпускника шоу-клуба «Опус» продолжают обучение в Кемеровском областном колледже культуры и искусств и в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Выпускник шоу-клуба «OPUS» Кожаев Роман в этом году закончил обучение в Кемеровском Государственном Университете Искусств и Культуры, продолжает обучение в аспирантуре Санкт-Петербургского Университета Искусств и Культуры . Выпускница Зайцева Светлана в этом учебном году вне конкурса поступила и обучается в Педагогической музыкальной академии в г Москва на отделении эстрадно-джазовый вокал. Две выпускницы шоу – клуба «OPUS» на международном конкурсе получили приглашение от преподавателей Московских ВУЗов на бюджетное внеконкурсное поступление в Вузы. Два выпускника получили профессиональное образование и работают по профилю. За творческие достижения девять обучающихся награждены медалями «Надежда Кузбасса». Фамилии десяти ребят занесены в муниципальную детскую Книгу Почета. В этом учебном году обучающееся Воднева Анна награждена Губернаторской стипендией «Одарённых детей Кузбасса». В шоу-клубе «Опус» существуют свои традиции: ежегодные творческие концерты, совместные праздники с родителями, поездки, походы. Репертуар коллектива разнообразен. Богатство подобранного песенного фонда позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и патриотизм. Подбор песен осуществляется на основании опроса ребят, изучения их предпочтений, мотивации выбора. Для разнообразия детского песенного репертуара я сотрудничаю с композиторами и поэтами Костиным К.В., Ермоловым А., Гладковым Г.В., Сокольской Е., Ранда С, Пановым А., Осошником В., Зарицкой Е., Стримовской Е. А. Петряшевой, А. Ивлевым .С 2007 года поддерживаем дружеские и партнерские отношения с социальными партнерами которые являются спонсорами творческого коллектива: ОАО «Холдинговая Компания «Сибирский цемент», Топкинское городское отделение общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», ОАО «Кузбасс Капитал - Инвест». Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности. Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей. Заключение. Вокальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Которые помогают творить и после того как ребята выйдут из стен нашего коллектива. |