Скачать 246.87 Kb.
|
Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009 Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством Аннотация
Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.
Курс «Управление качеством» тесно связан с вузовскими курсами: управленческие решения, основы менеджмента, логистика.
Барнаул 2009 Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента Учебно-методический комплекс дисциплины: Управление качеством УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Специальность: 080507.65 Менеджмент организации Курс обучения: 1 Семестр: Всего часов по учебному плану: 42 В том числе по формам обучения: очная – 42
Формы итогового контроля знаний:
Барнаул 2009 Цели и задачи дисциплины: Цель курса: сформировать у студента систематизированные знания о ключевых терминах и понятиях управления качеством, методологических основах управления качеством, планировании и контроле качеством, квалиметрии и способах её практического использования. Задачи курса:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Изучение курса рассчитано на один семестр и заканчивается экзаменом. Структура курса:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература:
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: экзамен. Раздел I Теоретические основы управления качеством Тема 1: Исторические предпосылки становления управления качеством. Начало формирования системного подхода (система Тейлора). Использование статистических методов (20е годы ХХ столетия). Концепция тотального (всеобщего) управления качеством (50-60е г. ХХ в.). Возникновение системы тотального менеджмента качества (70-80е г. ХХ в.). Появление стандартов как основы новой системы управления качеством (90е г. ХХ в). Опыт управления качеством в Японии (4 уровня). Японская концепция обеспечения качества (вторая половина ХХ в.). Опыт развития управления качеством в СССР (30-90е г. ХХ в.). Формирование системы управления качеством в Российской Федерации (на рубеже XX и XXI веков). Тема 2: Квалиметрия как наука о методах количественной оценки качества. Квалиметрия как наука. Статус квалиметрии: систематический, экономический, технико-экономический, общенаучный. Квалиметрия как взаимосвязанная система теорий. Категория качества в квалиметрии. Квалиметрическое шкалирование. Уровень качества. Свёртывание мер качества. Сравнительный уровень качества. Основные положения в современной квалиметрии. Методы квалиметрии в управлении качеством. Тема 3: Управление качеством: объект, содержание, цели и факторы. Цели и принципы стратегии управления качеством. Качество как философская категория. Качество как экономическая категория. Качество как категория для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество как объект. Качество как процесс. Неотъемлемый элемент определения качества: термин (потребность). Основные понятия, связанные с понятием качества: свойство продукции, признак продукции, показатели качества, конкурентоспособность товара, технический уровень продукции. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества продукции. Классификация показателей качества продукции. Управление качеством как система. Основные методы влияния на процесс управления качеством. Жизненный цикл продукции. Раздел II Управление качеством Тема 4: Качество как объект управления. Классификация объектов качества. Качество в жизнедеятельности. Основные аспекты качества: национальный, политический, экономический, технический, социальный, моральный. Качество как объект управления. Формирование субъекта потребления. Отношение «объект-субъект», «производитель-потребитель». Интенсивное и экстенсивное количество качества. Триада качества. Структурно-логическая модель качества. Многоуровневость качества. Круг, спираль, петля качества. Тема 5: Планирование качества. Планирование как процесс управления качеством. Всеобъемлющий характер планирования качества на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Главные задачи планирования качества. Основные принципы планирования качества. Комплексность планирования. Основные правила и требования в процессе планирования качества. Принципы организации плановой работы. Основные задачи планирования качества. Минимизация потерь от внутреннего и внешнего брака. Системный подход к планам качества. Планирование в широком и узком смысле. Объекты планирования качества. Внутриорганизационное планирование. Средства планирования. Политика повышения качества. Тема 6: Контроль качества. Виды и методы контроля качества. Основные термины и определение контроля. Основные задачи контроля. Статистические методы анализа качества. Источники данных при осуществлении анализа и контроля качества. Выборочный контроль. Сплошной контроль. Испытание готовой продукции. Система технического контроля вне стоимостной формы. Главная задача службы управления качества. Основные ограничения контроля качества. Комплексные системы управления качеством продукции. Примеры количественной оценки качества. Тема 7: Управление затратами на обеспечение качества продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Виды анализа затрат на качество. Основные цели анализа и оценивания затрат на качество. Пять направлений затрат на качество. Характеристика затрат. Функциональные направления затрат на качество. Основные этапы определения затрат на качество. Объём и структура затрат на качество. Анализ брака и потерь от брака. Классификатор причин брака. Экономическая эффективность и конкурентоспособность продукции. Основные направления инновации. Социальное назначение управления затратами. Информационная база анализа затрат на качество. Тема 8: Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России. Формирование государственной политики в области качества. Основные факторы, определения направлений государственного регулирования качества. Специфика формирования и развития рынка, рыночных отношений в России (рубеж XX-XXI вв.). основные положения доктрины государственной политики в области качества в России. Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества. Объективные факторы углубленно-целевого регулирования. Основные направления повышения качества продукции. Региональный компонент качества продукции. Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за качество продукции. Права потребителя. Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009 Семинары: Семинар № 1 Тема: Исторические предпосылки становления управления качеством.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 2 Тема: Квалиметрия как наука о методах количественной оценки качества.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 3 Тема: Управление качеством: объект, содержание, цели и факторы.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 4 Тема: Качество как объект управления.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 5 Тема: Планирование качества.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 6 Тема: Контроль качества.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 7 Тема: Управление затратами на обеспечение качества продукции.
Рекомендуемая литература:
Семинар № 8 Тема: Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России.
Рекомендуемая литература:
Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009
Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009 Перечень вопросов к экзамену:
Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009 Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН Дисциплина ____________________________________________ БИЛЕТ № ______ Зав. кафедрой ____________________________________________ (Ф.И.О.) _______/______ уч. год
Министерство культуры РФ Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» Кафедра Экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Управление качеством
Специальность: 080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул 2009 Осваивая курс «Управление качеством», студенту необходимо научиться работать на лекциях, на практических занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность. В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний. По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с понятиями. Необходимо очень тщательно вслед за лектором делать рисунки, чертежи, графики, схемы. Если лектор приглашает к дискуссии, необходимо принять в ней участие. Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору. Дома необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, составить словарь новых терминов, составить план доказательства каждой теоремы и перечислить все используемые при ее доказательстве утверждения. Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно. Для этого необходимо изучить лекционный материал, соответствующий теме занятия и рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы. В процессе подготовки к занятиям необходимо воспользоваться материалами учебно-методического комплекса дисциплины. Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как: - уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями; - наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения; - наличие четких ориентиров самостоятельной работы. Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию: - цель изучения конкретного учебного материала; - место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста; - перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент; - порядок изучения учебного материала; - источники информации; - наличие контрольных заданий; - форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий; - сроки выполнения самостоятельной работы. Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины. При выполнении самостоятельной работы рекомендуется: - записывать ключевые слова и основные термины, - составлять словарь основных понятий, - составлять таблицы, схемы, графики и т.д. - писать краткие рефераты по изучаемой теме. Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний. После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал. В процессе подготовки к экзамену необходимо систематизировать, запомнить учебный материал, научиться применять его на практике (в процессе доказательства теорем и решении задач). Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, поиск ответа на контрольные вопросы. Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов: знакомство; понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами; фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний; запоминание и последующее воспроизведение; использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д. Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне. Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными. Изучая «Управление качеством», студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить большой по объему учебный материал. Запомнить его очень важно, так как даже интеллектуальные и операционные умения и навыки для своей реализации требуют определенных теоретических знаний. Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала: - запись ключевых терминов, - составление словаря терминов, - составление таблиц, - составление схем, - составление классификаций, - выявление причинно-следственных связей, - составление коротких рефератов, учебных текстов, - составление опорных схем и конспектов, - составление плана рассказа. Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала на помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. Учащийся фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации. |