Пояснительная записка. Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать хорошую картину мира, развернуть богатство внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь; может развить у человека способность выразить себя в слове – то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека.
Элективный курс «Моя любимая книжка» даст возможность расширить кругозор учащихся, формировать правильную читательскую деятельность, улучшить технику чтения, поможет привить учащимся любовь к книге и умения читать в целях самообразования.
Непременным условием возникновения, а потом и расширения и углубления читательских интересов у учащихся является достаточно широкий уровень личной начитанности, хорошая осведомлённость в доступном круге чтения, осознание того, что читать можно и что читать нужно, чтобы повысить самообразование. В конечном итоге такая деятельность ведёт к обогащению разума и чувств маленького читателя.
Содержание курса призвано обеспечить:
развитие читательского кругозора детей;
формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению литературного чтения;
развитие детского речевого творчества;
пробуждение наблюдательности и познавательной активности;
овладение навыками культуры общения, умения ясно выражать свои мысли;
формирование нравственных ценностей, духовной культуры;
развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения;
формирование техники чтения, беглости, выразительности.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к литературному чтению у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру, изобразительному искусству. Исходя из реальных возможностей и интересов детей, материал курса систематизирован по возрастным и тематическим признакам.
При разработке курса было использовано пособие для учителя по внеклассному чтению авторов Е.С.Гостимской и М.И. Михайловой, а также детские энциклопедии, детские журналы, кинофильмы, аудиозаписи, соответствующие темам занятий, а также цифровые диктанты, развивающие и игровые задания, тесты, тематические кроссворды, загадки, викторины по прочитанным произведениям.
2 класс.
№
| Темы занятий
| Дата
| Дополни-
тельный материал
| Форма
работы
| 1.
| Русские народные сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Лиса и заяц»
«Лиса и журавль»
«Каша из топора»
«Лиса и дрозд»
|
сентябрь
| Грамзапись
Тест
Иллюстрации к сказкам
| Групповая
Индивидуальная
| 2.
| Сказки разных народов
«Колосок»
«Лёгкий хлеб»
«Айога»
«Три дочери»
|
сентябрь
| Цифровой диктант
Иллюстрации к сказкам
| Групповая
Индивидуальная
| 3.
| Рассказы и сказки В.И.Даля
«Старик-годовик»
«Девочка Снегурочка»
«Лиса-лапотница»
|
октябрь
| Тест
Цифровой диктант
Портрет писателя
| Фронтально – индивидуальная
| 4.
| Сказки Г.Х.Андерсена
«Свинопас»
«Дюймовочка»
«Гадкий утёнок»
| ноябрь
| Тест
Игра «Отгадай героев сказки»
| Групповая
Индивидуальная
| 5.
| Рассказы о животных В.В.Бианки
«Плавунчик»
«Кто чем поёт?»
«Красная горка»
«Аришка-трусишка»
«Первая охота»
|
ноябрь
| Цифровой диктант
Игра «Угадай-ка»
Литературная викторина
| Групповая
Работа в парах
| 6.
| Дрессированные животные
(рассказы В.Дурова, Н.Дуровой)
«Обезьяна Мимус»
«Слон Бэби»
В.Гончаров «Повесть о Дурове»
|
декабрь
| Тест
Цифровой диктант
Видеозапись
| Групповая
индивидуальная
|
7.
|
Рассказы о животных Б.С.Житкова
«Мангуста»
«Про обезьянку»
«Как слон спас хозяина от тигра»
«Про слона»
|
январь
|
Цифровой диктант
Тест
Выставка книг
Портрет писателя
|
Индивидуальная
Дифференциро-
ванная
|
8.
|
Рассказы о природе Н.И.Сладкова
«Суд над декабрём»
«Всему своё время»
«Лиса-плясунья»
|
январь
|
Тест
Цифровой диктант
Литературная викторина
Выставка книг
|
Групповая
Индивидуальная
Самостоятель-
ная
| 9.
| Сказки В.Г.Сутеева
«Яблоко»
«Мешок яблок»
«Ёлка»
«Палочка-выручалочка»
«Кот-рыболов»
«Умелые руки»
|
февраль
| Кроссворд
Тест
Игра «Узнай персонажей сказки» Выставка книг
|
Групповая
Индивидуальная
Самостоятель-
ная
|
10.
| Рассказы и сказки Н.Носова
«Заплатка»
«Находчивость»
«Замазка»
«Приключения Незнайки и его друзей»
|
март
| Цифровой диктант
Игра «Вставь слово»
Портрет писателя
|
Групповая
Индивидуальная
Самостоятель-ная Работа в парах
| 11.
| Стихи и сказки Б.Заходера
«Вини-Пух и все-все-все»
«Песенка-азбука»
«Птичья школа»
«Кит и кот»
«Жил-был Фип»
«Хрюк на ёлке»
|
апрель
| Шифровки
Тест
Кроссворд
Выставка книг
Иллюстрации к стихам
| Индивидуально-фронтальная
|
12.
|
Е.А.Пермяк. Рассказы и сказки.
«Хитрый коврик»
«Про два колеса»
«Пичугин мост»
«Смородинка»
«Чужая калитка»
«Волшебные краски»
«Знакомые следы»
|
май
|
Цифровой диктант
Тест
Игра «Угадай героев рассказов»
Портрет писателя
|
Самостоятель-
ная
Дифференциро-
ванная
|
|
3 класс
|
1.
|
Сказки П.Бажова
«Медной горы хозяйка»
«Серебряное копытце»
«Огневушка-поскакушка»
|
сентябрь
|
Тест
Видеофильм
|
Фронтальная
Групповая
| 2.
| Рассказы М.Пришвина о животных
«Лягушонок»
«Пиковая Дама»
«Лисичкин хлеб»
«Ёж»
|
сентябрь
| Цифровой диктант
Тест
Выставка книг
| Самостоятель-
ная
Групповая
| 3.
| Сказки Редьярда Киплинга
«откуда взялись броненосцы»
«Слонёнок»
|
октябрь
| Цифровой диктант
Тест
Литературная викторина
| Индивидуально-фронтальная
| 4.
| Сказки братьев Гримм
«Бременские музыканты»
«Золотой гусь»
«Принц-Лягушонок, или Генрих Железное сердце»
|
ноябрь
| Видеофильм
Викторина
Тест
Карточки с заданиями
| Индивидуальная
Групповая
Дифференцированная
| 5.
| Рассказы Д.Мамина-Сибиряка
«Медведко»
«Приёмыш»
«Сказка про Комара Комаровича»
|
ноябрь
| Кроссворды
Тест
Выставка книг
Портрет писателя
Иллюстрации
| Работа в парах
Фронтальная
| 6.
| Сказки о животных
Ю.Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»
В.В.Медведев «Как Воробьёнок придумал голосами меняться и что из этого вышло»
|
декабрь
| Кроссворд
Тест
Видеозапись
| Групповая
|
7.
|
А.С.Пушкин. Сказки.
«сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»
|
январь
|
Игра «Угадай, кто сказал?»
«Вставь слово»
«Исправь ошибки»
|
Групповая
Работа в парах
|
8.
|
И.А.Крылов. Басни.
«Мартышка и очки»
«Ворона и Лисица»
«Лиса и Виноград»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Стрекоза и Муравей»
«Кукушка и Петух»
«Квартет»
|
январь
|
Аудиокассета
Тест
Цифровой диктант
|
Самостоятель-
ная
Групповая
| 9.
| Е.Л.Шварц. Сказки.
«Сказка о потерянном времени»
«Два брата»
«Два клёна»
«Рассеянный волшебник»
|
февраль
| Викторина
Тест
Аудиозапись
Портрет писателя
| Индивидуальная
Фронтальная
| 10.
| Л.Пантелеев. Рассказы.
«Большая стирка»
«Трус»
«Честное слово»
«Две лягушки»
«Фенька»
|
март
| Кроссворд
Игра «Выбери слово»
Цифровой диктант
| Работа в парах
Дифференцированная
| 11.
| Э.Успенский
«Крокодил Гена и его друзья»
«Дядя Фёдор, пёс и кот»
«Тётя дяди Фёдора»
Стихи
|
апрель
| Кроссворд
Тест
Цифровой диктант
| Групповая
Индивидуальная
| 12.
| Рассказы и стихи о войне
А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне»
Стихи А.Твардовского, С.Орлова, А.Суркова
Рассказы о пионерах-героях
|
май
| Видеофильм
Аудиозапись
Иллюстрации
Военные документы
| Групповая
|
4 класс
|
| 1.
| Русские народные сказки.
| сентябрь
| Иллюстрации
Аудиозаписи
Литературная
викторина
| Групповая
Работа в парах
|
| 2.
| Сказки А.С.Пушкина
| сентябрь
| Видеозаписи
Цифровой диктант
Иллюстрации
Портрет писателя
| Групповая
Самостоятель-ная
Работа в парах
|
| 3.
| Ю.Олеша «Три толстяка»
| октябрь
| Игра «Угадай персонажей сказки»
видеофильм
| Фронтально-
групповая
|
| 4.
| Книги о природе
| ноябрь
| Кроссворды по прочитанным произведениям
Выставка книг
| Фронтальная
групповая
|
| 5.
| Басни И.А.Крылова
| ноябрь
| Литературная викторина
Портрет писателя
| Работа в парах
Фронтальная
Индивидуаль-
ная в парах
|
| 6.
| Энциклопедическая статья
| январь
| Энциклопедии
| Работа в парах
Фронтальная
|
| 7.
| П.П.Бажов «Уральские сказы»
| февраль
| Цифровой диктант
Портрет писателя
Выставка книг
| Индивидуаль-
ная
|
| 8.
| Гюго «Козетта» (О жизни детей в 19 веке)
| март
| Репродукции картин
| Групповая
|
| 9.
| «Чёрная курица или подземные жители»
| март
| Портрет писателя
| Фронтальная
|
| 10.
| Книги о ратных подвигах родного края
| апрель
| Книги с краеведческим материалом
| Групповая
|
| 11.
| Книги о выдающихся женщинах страны
| май
| Тесты по прочитанным произведениям
Портреты
| Индивидуально-групповая
|
| 12.
| Русские поэты о красоте родной природы
| май
| Картины
| Индивидуаль-
ная
Работа в парах
|
|
Литература.
Барылкина Л.П. и др. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 4-9 классы
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. 2 класс/ Москва, 2006
Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеурочное время
Сухин И.Г. Книга-выручалочка по внеклассному чтению/Москва Новая школа, 1996г.
|