Скачать 48.34 Kb.
|
Тема занятия: «Высотное значение звуков» (Для детей 1-го года обучения (7-8 лет)) Цель: Научить детей различать понятия в музыке «низкий» и «высокий» звук. Задачи:
Оборудование
Ход занятия Занятие начинается не в актовом зале, как обычно, а на 1-м этаже Дома детского творчества. Подготовительный бок
Педагог: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Педагог: Сегодня не совсем обычный день, как вы видите, мы пока еще находимся не в привычном вам зале, но для этого есть причины. Обратите внимание на лестницу, по которой мы сейчас будем подниматься. Попробуйте медленно подняться и сосчитать ступеньки (дети выполняют и аналогично спускаются вниз). Педагог: А теперь попробуйте не просто сосчитать, а пропеть каждую ступеньку. Педагог обращает внимание ребят на то, что при подъеме вверх, - им требовалось больше усилий как физических, так и вокальных. Педагог: Теперь станьте на разных ступенях лестницы (расставляем детей так, чтобы на каждой ступеньке стоял один обучающийся, - остальные остаются внизу с педагогом). Посмотрите на ребят, которые стоят вверху, какими маленькими они кажутся, а вот те, кто стоит перед нами кажутся нам гораздо больше, потому, что они стоят ниже. Основной блок II. Подготовительный этап 1.Сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности 2.Подготовка вокалистов к работе (игра-распевка для малышей) Педагог: Что ж, самое время приступить к занятию (поднимаемся в зал). В зале стулья расставлены в виде полукруга, дети садятся. III этап. Усвоение новых знаний и способов действий Педагог: Сегодня мы будем говорить о высоте звука. Вы научитесь различать высокие и низкие звуки, а также узнаете кое - что о наших маленьких помощниках нотках. Итак, что же это за звуки такие, высокие и низкие? Давайте обратимся за помощью к сказкам. Вот послушайте фрагмент одной наверняка известной вам сказки и подскажите мне: голоса, каких зверей высокие, а каких – низкие? Звучит аудиозапись сказки «Теремок», затем «Волк и семеро козлят». Педагог: А кто может повторить голоса героев сказок: Волка, Медведя, Мышки, Лисички, Козлят? (Дети повторяют, стараясь передать интонацию, высоту звука (от низкого к высокому – Медведь, Волк, Лисичка, Козлята, Мышка). 3.Визуальное восприятие высоты звука Педагог: Теперь каждый из вас получает маску, которая на короткое время превратит его в одного из сказочных героев. Задача сказочного героя пройти по музыкальному коридорчику. Педагог с помощниками (кто-то из ребят) натягивают две атласные ленты, образуя коридор. Для Медведя он самый широкий, для волка, - чуть поуже, для Лисички – еще уже и т.д. Педагог: Нужно идти так, чтобы занять весь коридор, но и не задеть ленту! Звучит музыка из сказок, дети проходят по коридору Педагог: Итак, что важное нам нужно запомнить? Чем ниже звук, тем коридор - ? Дети: Шире! Педагог: А чем выше звук, тем коридор - ? Дети: Уже! 4.Мелодическое восприятие высоты звука IV этап. Проверочный Педагог: Замечательно! Молодцы! Теперь вспомним слова 1-го куплета песни «Два маленьких котенка», которые нужно было на сегодня выучить. Текст песни: Два маленьких котенка Поссорились в углу Сердитая хозяйка Взяла свою метлу И вымела из кухни Дерущихся котят Не справившись при этом Кто прав, кто виноват Припев: А дело было ночью Зимою в январе Два маленьких котенка Озябли на дворе. Педагог: Слова мы повторили. Пора знакомиться с мелодией. Звучит 1-й куплет песни. Дети слушают. V этап. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение 5.Графическое изображение высоты звука Педагог: Я обещала познакомить вас сегодня с нашими маленькими помощниками нотками. Самое время их вам представить. Дело в том, что нотки – волшебные, они показывают нам музыку, показывают высоту звука, а еще они могут превращаться в тех, о ком поется в песне. Вот в нашей песне о ком поется? Дети: О котятах. Педагог: Вот! И нотки наши превратились в маленьких котят. Сейчас каждый из вас получит песенку «Два маленьких котенка», написанную такими вот волшебными нотками (приложение 7) 6.Построчная работа над песней Детям раздается элементарная партитура песни «Два маленьких котенка» Педагог: Поем первую строчку песни. Обращайте внимание на то, где расположены котята-нотки. Если высоко, - значит и звук будет выше, и – наоборот. Поем все вместе, затем дети поочередно поют первую строчку песни. Таким образом происходит построчная работа над песней. В конце поем весь куплет и припев. Педагог: Молодцы! Покажите, пожалуйста, самые высокие нотки в нашей песенке. Дети находят в элементарной партитуре высокие ноты, показывают их педагогу. Итоговый блок VI. Рефлексивный этап Педагог: Попрошу положить нотки па стол. Итак, чему же мы сегодня научились? Дети:
Практическое закрепление материала
- спеть высокие и низкие ноты (звуки) - найти на элементарной партитуре высокие и низкие звуки. Педагог: Замечательно! На сегодня занятие окончено. До свидания! Дети: До свидания! |