Скачать 92.66 Kb.
|
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Пояснительная записка В раннем детстве закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического становления личности. По темпам развития, насыщенности овладения умениями и навыками этот возраст превосходит последующие периоды детства. В первые три года жизни происходят не только количественные, но и глубокие качественные изменения: формируются элементы самосознания, речь, мышление; ребенок активно осваивает социальный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, становится субъектом деятельности. Основная задача - реализация в образовательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы всего последующего развития. Знание специфики развития в раннем возрасте и умение с учетом их выстраивать педагогический процесс будет способствовать освоению профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения. Цель практики: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение практическими умениями в процессе организации педагогической деятельности с детьми раннего возраста. Задачи практики: Ознакомление с содержанием и методикой работы с детьми раннего возраста в дошкольных учреждениях. Углубление знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста и специфике построения педагогического процесса. Изучение эмоционального благополучия ребенка в группе. Документация: индивидуальный план работы; тетрадь наблюдений и анализа; конспект одного режимного процесса; протоколы психологического исследования; отчет о проделанной работе. Содержание практики Задание 1. Изучение и анализ задач образования детей раннего возраста 1. Изучение задач образовательного процесса в группах раннего возраста по программе воспитания и обучения, по которой работает данное дошкольное учреждение, режимом дня в группе. На протяжении всей практики в тетрадинаблюдений и анализа фиксируйте, какие задачи воспитания и обучения ставятся и как реализуются в вашей возрастной группе. 2. Анализ предметно - пространственной среды в группах раннего возраста: степень реализации принципов построения развивающей среды (принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности, эмоционального благополучия ребенка; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости и закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей);
Задание 2. Наблюдение и анализ процесса общения воспитателя с детьми 1. Наблюдение и анализ проводятся по схеме: Эмоциональное отношение воспитателя к детям: а) Положительное эмоциональное отношение проявляется в постоянной заботе и внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения Дает ребенку понять, что он для него небезразличен, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка (указать какие); б) воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом ортошеняи инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта; в) при общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность,- ситуативность его поведения, индивидуальный подход осуществляет только к некоторым детям; г) отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в общении е ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, не чувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей. Оценочное отношение воспитателя к детям - какие оценки детей преобладают; а) по содержанию (дисциплинированные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился); б) по модальности (положительные, отрицательные); в) по форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, восхищение, упрек, порицание, недоумение); г) по характеру (общие, дифференцированные). Требования воспитателя к детям: а) по содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные); б) по форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные); в) по модальности (положительные, отрицательные); г) по виду (приказ, указание, распоряжение, совет, предложение, опосредованное требование; просьба, намек). Вопросы воспитателя к детям: а) по содержанию (деловые, личностные); 6) по характеру (констатирующие, проблемные, организационно-дисциплинирующие). В тетради наблюдений и анализа сделайте выводы об особенностях общения воспитателя с детьми. Задание 3. Оценка физического развития ребенка 1, Проведение антропометрических измерений и оценка физического развития одного ребенка, используя следующие методы: метод индексов; центиль-ный метод; метод сигнальных отклонений; метод определения процента от среднего значения. Методика выполнения описана в книге: Шатрова ЕЛ. Практикум по основам педиатрии и гигиены, детей раннего и дошкольного возраста. - Саранск, 2001. - С.9-15. Полученные данные опишите в тетради анализа и наблюдений. Задание 4. Изучение особенностей образовательной работы . по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 1. Анализ программных требований к уровню развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста. 2. При изучении организации режимных процессов, группе (утренний прием детей, прием пищи, укладывание детей на сон, пробуждение детей после дневного сна, закаливающие процедуры) в тетради наблюдений и анализа опишите: а) способы обеспечения постепенного перехода от одного режимного процесса к другому; б) последовательность действий воспитателя и детей; в) ошибки в действиях и поведении детей и способы их предупреждения их; г)место нахождения воспитателя на каждом этапе проведения режимного процесса; д) обеспечение .формы контроля за деятельностью всех детей; е) учет индивидуальных особенностей детей (типа темперамента, характера) при организации режимных процессов; ж) методические приемы, используемые воспитателем в организации режимных моментов.
Задание 5. Изучение эмоционального благополучия ребенка в группе 1 .Наблюдение за проявлениями эмоционального состояния ребенка. При выполнении задания следует помнить, что проявление эмоций очень индивидуально. Поэтому проследите, как именно конкретный ребенок, которого Вы выбрали в качестве объекта наблюдения, реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции положите в основу оценки его эмоционального состояния. Ежедневно фиксируйте проявления каждого эмоционального состояния, характерные для поведения ребенка в различные моменты его жизни, в протоколах, используя индивидуальную схему наблюдений и оценки эмоционального состояния ребенка в группе. Рекомендуем после заполнения таблицы описывать самые значимые ситуации, наблюдаемые в течение текущего дня. Обратите внимание на следующие эмоциональные проявления: радость, уверенность, симпатия, сочувствие, грусть, неуверенность, агрессивность, повышенная возбудимость, упрямство, обидчивость, удивление, печаль, раздражение, молчаливость, нетерпеливость, страх, гнев. Индивидуальная схема наблюдений н оценки эмоционального состояния ребенка» группе
Условные обозначения: Р-р - ребенок-родитель; Р-в - ребенок-воспитатель; Р-с - ребенок-сверстники По результатам наблюдений сделайте вывод об эмоциональном благополучии ребенка в группе: преобладание эмоционального .состояния в разных видах деятельности; какие эмоциональные состояния преобладают в общении с воспитателем, сверстниками, родителями; укажите причины эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада, Задание 6. Изучение организации самостоятельной деятельности детей 1 Изучение методики организации различных видов игр (сюжетно-отобразительная, дидактические и подвижные игры) с детьми раннего и младшего возраста. , 2. Самостоятельная организация подвижной и дидактической игр, направленных на сенсорное развитие. При проведении игр используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н.Я. Михайленко (Михайленко Н., Ко-роткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. -1993. - №3. - С. 6). Задание 7. Ознакомление с особенностями методики проведения занятий по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста 1.Знакомство с содержанием программы по разделу «Сенсорное воспитание». 2.Наблюдая занятие, обратите внимание на следующие моменты: а)организационные условия для занятий с детьми; б) образовательные задачи, их соответствие возрастным возможностям детей (зона актуального и ближайшего развития); оценка содержания словарной работы, его соответствие программе воспитания и обучения, доступность; в) методы и приемы обучения и воспитания, применяемые воспитателем на занятии; а также приемы обучения, направленные на овладение значениями слов, формирование навыков употребления слов; г) уровень познавательной активности детей; оценка лексических навыков детей; д) эмоциональное состояние детей; е) индивидуальная работа с детьми. Задание 8. Определение содержания словарной работы 1. Составление словаря-мининума для детей первой младшей группы по темам: «Посуда», «Труд», «Одежда»; «Обувь», «Постельные принадлежности»,«Транспорт», «Мебель», «Растительный мир»; «Животный мир», «Игрушки» (две темы на выбор). Критерии отбора слов для словаря - минимума: а) отнесенность слова к общеупотребительной лексике, необходимой для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада, дляобщения с окружающими и совершенствования детской деятельности; б) доступность слова детям по его лексическим, грамматическим особенностям; в) учет уровня владения лексикой родного языка детьми данной группы; г) значимость слова для решения воспитательных задач; д) значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; е) частота употребления слова взрослыми, учет статистических характеристик активного словаря взрослых людей, с которыми общаются дети; ж) в словарь должны-входить слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия). 2. Наблюдение за словарной работой в первой младшей группе в процессе организации режимных моментов и анализ в педагогическом дневнике. |