Производственная практика студентов 2 курса в 4 семестрев группах раннего и дошкольного возраста.( 2013)
Сроки практики с 5 апреля по 8мая
Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего и дошкольного возраста по организаций мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития , а также игровой, трудовой деятельностях, общения детей
В ходе практики студенты должны получить
практический опыт:
• планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников,игровой, трудовой деятельности;
• организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья;
• организации и проведении утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
• организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
• взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
• диагностики результатов физического воспитания и развития;
• наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
• разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
организации различных видов трудовой деятельности дошкольников; организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений;
разработки предложений по коррекции организации игровой и трудовой деятельности;
Умения:
• определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей руководства игровой, трудовой деятельностями раннего и дошкольного возраста;
• планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
• создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
• проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо – физиологических особенностей детей и санитарно – гигиенических норм;
• проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
• использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
• показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
• определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
• определять способы педагогической поддержки воспитанников;
• анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;
играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
ухаживать за растениями и животными; общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учетом возраста и психофизического развития детей.
Организация практики.
Практика в группах раннего и дошкольного возраста . 6 дней студенты работают в группах раннего возраста , 2 и 3 неделю – в группах детей дошкольного возраста.. В одну возрастную группу распределяются по 2 студентки. В оценивании студентов участвуют воспитатели группы. Оценку за практику выставляет руководитель группы студентов.
Основные критерии оценки деятельности студентов:
проявление творчества и самостоятельности в педагогической деятельности;
реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия,
глубина научно-методических знаний,
ответственность при подготовке и проведении работы с детьми,
качество изготовленных дидактических материалов.
-качество и своевременность сдачи документации..
Отчетная документация за семестр.
Педагогический дневник с материалами выполненных заданий
Тетрадь «Занимательная педагогика» с конспектами проведенным мероприятий, художественно-познавательными материалами для дошкольников, фотографиями, материалами диагностики (прилагаемых в папочке)
Рефлексия практики (самоанализ профессионального становления)
Дидактические пособия, сделанные руками студента.
Творческий отчет
Графический план практики.
1 неделя
| 15.04. с 7.30 до 13.00
Психолого-педагогическая среда , окружающая ребенка. Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста.
Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста.
Изучение и анализ задач воспитания детей групп раннего возраста.
Наблюдение и анализ правильности построения и организациирежима дня(длительность сна, количество пищи, темп игры,особенности организации работы по физическому воспитанию( утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурного занятия)
| 16.04. с 7.30 до 13.00
Самостоятельное проведения первой студенткой работы по физическому воспитанию-утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурного занятия);
Самостоятельное проведение второй студенткой режимных процессов с включением дидактических игр в утренний отрезок времени.
| 17.04с 7.30до 13.00
Самостоятельное проведения второй студенткой работы по физическому воспитанию-утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурного занятия);
Самостоятельное проведение первой студенткой режимных процессов с включением дидактических игр в утренний отрезок времени.
| 18.04 с 13.00до 17.00
Организация мероприятий , направленных на укрепление здоровья и физическое развитие.
Наблюдение за организацией режимных моментов в 2 половине дня (умывание, одевание, раздевание,
питание, укладывание на сони т.п.)и сюжетно-отобразительных, подвижных игр в соответствии с возрастом. Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в организации режимных процессов
| 19.04 с 13.00до 17.00
Самостоятельное проведение студентами: 1 – режимных процессов во 2 половине дня, 2 - работы по физическому воспитанию (закаливающих процедур, подвижных игр).
| 2 неделя
| 22.04,
с 13.00до 17.00
Самостоятельное проведение студентами: 2 студенткой режимных процессов во 2 половине дня
1 студенткой- работы по физическому воспитанию (закаливающих процедур, подвижных игр).
| 23.04
с 7.30-13.00.
Изучение особенностей воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников в 1 половине дня
Изучение условий, созданных в детском саду для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок.
Наблюдение организации режимных процессов в 1 половине дня с включением в ражимные процессы во сремя приема детей дидактических игр, труда в природе, при подготовке к завтраку, обеду, занятиям-дежурства а также в течение дня - самообслуживание
| 24.04
7.30-13.00
Наблюдение организации работы по организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста ( утренней гимнастики, подвижных, игр, физкультурного занятия;
Изучение двигательного режима в группе, принципа интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическое воспитание» с другими образовательными областями. Изучение работы по образовательной области ЗДОРОВЬЕ
| 25.04
13.00-17.00
Изучение особенностей режимных процессов во 2 половине дня, организация в режимных процессах совместной игровой деятельности (дидактические игры, хозяйственно-бытовой труд). Проведение диагностики по изучению представлений и здоровье.
| 26.04
7.30-13.00.
Самостоятельное проведение студентами:
1 студенткой режимных процессов с включением дидактической игры, труда, самообслуживания, дежурства, труда в природе)
2 студентка- организация и руководство утренней гимнастикой, физкультурным занятием, подвижными играми
|
| 29.04.
7.30-13.00.
Самостоятельное проведение студентами:
2 студенткой режимных процессов с включением дидактической игры, труда, самообслуживания, дежурства, труда в природе)
1 студентка- организация и руководство утренней гимнастикой, физкультурным занятием, подвижными играми
| 30.04.
13.00-17.00.
Наблюдение за организацией работы по образовательной области «Физическое развитие» во второй половине дня
Организация закаливания, корригирующей гимнастики, мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни, физкультурного досуга
| 6.05
13.00-17.00.
Самостоятельное проведение одной из студенток: режимных процессов во второй половине дня с включением дежурства, хозяйственно-бытового труда
Второй студенток: организация работы по физическому воспитанию: организация закаливания, корригирующей гимнастики, мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни
| 7.05
13.00-17.00.
Самостоятельное проведение второй студенткой: режимных процессов во второй половине дня с включением дежурства, хозяйственно-бытового труда
Первой студенткой: организация работы по физическому воспитанию: организация закаливания, корригирующей гимнастики, мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни
| 8.05.
12.00-17.00.
Совместное проведение студентами физкультурного развлечения
Проведение педагогического совета по итогам практики
| Что оценивается на практике?
Проведение режимных процессов в 1 и 2 половине дня в группах раннего и дошкольного возраста
утренняя гимнастика в группах раннего и дошкольного возраста
физкультурные занятия в группах раннего и дошкольного возраста
Виды игр : проведение игр с правилами (дидактических и подвижных)в группах раннего и дошкольного возраста
Творческих игр( сюжетно-ролевой и игры-драматизации , строительной игры в группах дошкольного возраста
Видов труда: дежурство, труд природе, хозяйственно-бытовой , ручной труд в группах дошкольного возраста.
Календарный план практики можно оформить в виде таблице или текстовым материалом
Например
15.04.2013
Цель практики: Формировать у студентов целостное представление о деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста. Изучить особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста , обеспечивающих психологический комфорт ребенку и воспитателю.
Формировать представления об организации работы по организации двигательной активности детей раннего возраста. Овладение методикой проведения подвижных игр, утренней гимнастики, физкультурного занятия в группах раннего возраста.
Методические рекомендации в организации практики:
Задание 1.
1.1.Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.
1.2.Проведите осмотр групповых комнат. По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:
Виды игрушек
| Перечень
| Количество
| общее
|
|
| На каждого ребенка
|
|
| Вопросы:
1.Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?
2.Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?
3.Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?
4. Какие возможны рекомендации по функциональному улучшению материальных условий размещения детей?
1.3. Познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним «доверительно-деловой контакт.
1.4.Понаблюдайте за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними. Сделайте хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей. Хронометраж ведется по следующей схеме:
время
| Режимный
процесс
| Деятельность
воспитателя
| Деятельность младшего
воспитателя
| Деятельность
детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.5.Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя и помощника воспитателя
ЗАДАНИЕ 2.
Выполнить педагогический анализ организации и проведения воспитателем режимных процессов (по одному режимному процессу в каждой группе) в соответствии с предложенной схемой. Схема анализа режимного процесса
| прием
| умывание
| кормление
| одевание
| раздевание
| Сон(,укладывание, на сон,подъем
| Условия для организации процесса окружающая обстановка,
гигиенические требования и др.
|
|
|
|
|
|
| Методика проведения: - использование показа, - разъяснения,
|
|
|
|
|
|
| Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам (указать какие именно).
|
|
|
|
|
|
| Как осуществляется переход от одной деятельности к другой (только качественная характеристика).
|
|
|
|
|
|
| Использование режимных процессов для решения воспитательных задач:
|
|
|
|
|
|
| Что вы считаете наиболее удачным в проведении режимного процесса?
|
|
|
|
|
|
| Что необходимо устранить при проведении в будущем?
|
|
|
|
|
|
| Ваши предложения по улучшению.
|
|
|
|
|
|
| Задание № 3 Проанализируйте методику проведения утренней гимнастики физкультурного занятия, игр с правилами (подвижных , дидактических). Анализ работы по физическому воспитанию и игр с правила см. в приложении №1-5 |