Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса для детей 2-3 лет.
Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей необходимо приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, мы утверждаем, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. Информационная карта проекта Познавательно - творческий проект по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста «Растим здоровыми»
Автор-составитель: Хайруллина Рашида Габделбаровна
Продолжительность проекта: 1 год
Участники проекта: воспитатели, дети группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет, родители.
Проблема: сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: развитие культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Основные формы реализации проекта:
Анкетирование родителей.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Дидактические игры и упражнения.
Художественное слово.
Чтение художественной литературы.
Праздники и развлечения, беседы.
Работа с родителями.
Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети от 2 до 3 лет должны:
с помощью взрослого приводить себя в порядок;
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком);
держать ложку в правой руке;
по порядку одеваться и раздеваться;
при небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках);
аккуратно складывать снятую одежду.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
укрепление связей между детским садом и семьёй;
изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Возможности проекта для воспитателей:
повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью;
улучшение отношений между детьми;
укрепление связи с родителями.
Перечень основных направлений проекта
Направления работы
| Содержание работы
| Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
| Изготовить методическое пособие.
Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
Сделать подборку дидактических игр.
| Методическая копилка
| Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
Сценарии развлечений и досугов.
Подобрать и оформить методический материал по валеологии.
| Работа с родителями
| Консультации
«Как ухаживать за молочными зубами »
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »
«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »
Родительские собрание по теме «Движение – это жизнь»
Круглый стол «Как вырастить ребенка здоровым? »
Дискуссия «Воспитание навыков безопасного поведения»
| Этапы проекта
Этапы
| Содержание
| План мероприятий по реализации проекта
| Подготовительный
| Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта.
| Подбор литературы по данной теме.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье»
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
| Деятельностный
| Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;
НОД по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура»
| Наглядная информация для родителей на тему:
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать»
Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
Памятка для родителей
«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится »
Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки»
Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр»
Изготовление театра на фланелеграфе по сказке «Девочка чумазая»
Игры ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»
Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»
Дидактические игры: «Водичка, водичка»,
«Вымой руки»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску»
Заучивание потешек.
Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Учимся у старших детей умываться»
Сообщение для родителей на тему:
«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»
Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»
Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)
Игровая ситуация «Купание»
Папка - раскладушка «Растём здоровыми»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол»
Чтение худ литер. «Муха Цокотуха» К. Чуковского.
Драматизация сказки «Мойдодыр »
Игровая ситуация «Витамины в огороде»
Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»
Подвижная игра «Зайка белый умывался»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
НОД «Наш зайчонок заболел»
Игровая ситуация «Котик простудился»
Наглядная информация для родителей на тему: «Витамины в жизни ребёнка»
| Завершающий
| Подведение итогов работы над проектом; мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье»; презентация проекта.
| Анкетирование родителей по теме:
«Чему научился Ваш ребёнок? »
Итоговое занятие:
«Вот какие мы большие»
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по подготовке и реализации проекта.
|
Интеграция с другими образовательными областями
Физическая культура
| Познание
| Социализация
| Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.
| Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
| Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни.
| Безопасность
| Коммуникация
| Чтение художественной литературы
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.
| Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
| Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»
| Художественное творчество
| Труд
| Музыка
| Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»
| Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда.
| Использование музыки во время проведения утренней разминки, физминуток, динамических пауз.
| Ожидаемые результаты по проекту Для детей:
сформированы простейшие навыки опрятности и самообслуживания, заложен фундамент гигиенической культуры;
интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый»;
уверенность ребенка в своих действиях, умение красиво и правильно вести себя за столом.
Для родителей:
сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
активная позиция в создании условий для здорового образа жизни семьи;
интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Для педагогов:
интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности;
повышение профессионального мастерства.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ЗДОРОВЬЕ»
Предмет диагностики: культура здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для решения задач диагностики используется комплекс диагностических методов (см. таблицу). Задачи и методы диагностики культуры здоровья детей дошкольного возраста
Диагностические задачи
| Методы диагностики
| Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
| Индивидуальные беседы с ребенком. Проблемные диагностические ситуации. Проективные методы.
Контент-анализ продуктов детской деятельности.
Наблюдение
| Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»
| Беседы.
Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации.
Наблюдение.
Опрос родителей и педагогов.
| Изучить особенности здоровьссберегаюшей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
- задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
| Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации
| Изучить особенности здоровьссберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
- задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
| Наблюдение.
Диагностические игры.
Проблемные ситуации
|
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ
И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Цель - изучить особенности ценностного отношения детей младшего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр». Примерные вопросы к ребенку:
Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)
Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
В ходе наблюдения за ребенком четвертого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления, как:
интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; интерес к самопознанию;
радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами;
тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья. Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свидетельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу.
Отношение ребенка_______________________________(лет, мес.)__________
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
| Проявляется
| Не
проявляется
| Проявляется избирательно
| Примечания
| Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения
|
|
|
|
| Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры
|
|
|
|
| Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания
|
|
|
|
| Интерес к самопознанию
|
|
|
|
| Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми
|
|
|
|
| Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами
|
|
|
|
| Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья
|
|
|
|
|
ОПРОСНИК
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
|