Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 441.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации05.11.2013
Размер441.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3





Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса для детей 2-3 лет.

Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Сначала детей необходимо приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, мы утверждаем, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Информационная карта проекта
Познавательно - творческий проект по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста «Растим здоровыми»

Автор-составитель: Хайруллина Рашида Габделбаровна

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта: воспитатели, дети группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет, родители.

Проблема: сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развитие культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Основные формы реализации проекта:


  • Анкетирование родителей.

  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

  • Дидактические игры и упражнения.

  • Художественное слово.

  • Чтение художественной литературы.

  • Праздники и развлечения, беседы.

  • Работа с родителями.

Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Дети от 2 до 3 лет должны:

  • с помощью взрослого приводить себя в порядок;

  • пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком);

  • держать ложку в правой руке;

  • по порядку одеваться и раздеваться;

  • при небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках);

  • аккуратно складывать снятую одежду.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

  • получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

  • укрепление связей между детским садом и семьёй;

  • изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Возможности проекта для воспитателей:


  • повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

  • формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью;

  • улучшение отношений между детьми;

  • укрепление связи с родителями.


Перечень основных направлений проекта


Направления работы

Содержание работы

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:


Изготовить методическое пособие.

Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка


Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.

Сценарии развлечений и досугов.

Подобрать и оформить методический материал по валеологии.


Работа с родителями


Консультации

«Как ухаживать за молочными зубами »

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Родительские собрание по теме «Движение – это жизнь»

Круглый стол «Как вырастить ребенка здоровым? »

Дискуссия «Воспитание навыков безопасного поведения»


Этапы проекта


Этапы

Содержание

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта.

Подбор литературы по данной теме.

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье»

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Деятельностный

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;

большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;

подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;

НОД по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать»

Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Памятка для родителей

«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится »

Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки»

Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр»

Изготовление театра на фланелеграфе по сказке «Девочка чумазая»

Игры ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»

Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»

Дидактические игры: «Водичка, водичка»,

«Вымой руки»

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску»

Заучивание потешек.

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

Беседа-наблюдение с детьми по теме:

«Учимся у старших детей умываться»

Сообщение для родителей на тему:

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.

Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»

Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)

Игровая ситуация «Купание»

Папка - раскладушка «Растём здоровыми»

Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол»

Чтение худ литер. «Муха Цокотуха» К. Чуковского.

Драматизация сказки «Мойдодыр »

Игровая ситуация «Витамины в огороде»

Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»

Подвижная игра «Зайка белый умывался»

Игровая ситуация «Обед для кукол»

НОД «Наш зайчонок заболел»

Игровая ситуация «Котик простудился»

Наглядная информация для родителей на тему: «Витамины в жизни ребёнка»

Завершающий

Подведение итогов работы над проектом; мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье»; презентация проекта.


Анкетирование родителей по теме:

«Чему научился Ваш ребёнок? »

Итоговое занятие:

«Вот какие мы большие»

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по подготовке и реализации проекта.


Интеграция с другими образовательными областями


Физическая культура


Познание

Социализация

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.


Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни.

Безопасность

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

Художественное творчество

Труд

Музыка

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда.

Использование музыки во время проведения утренней разминки, физминуток, динамических пауз.

Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:

  • сформированы простейшие навыки опрятности и самообслуживания, заложен фундамент гигиенической культуры;

  • интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый»;

  • уверенность ребенка в своих действиях, умение красиво и правильно вести себя за столом.

Для родителей:

  • сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • активная позиция в создании условий для здорового образа жизни семьи;

  • интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.

Для педагогов:

  • интерес к новому виду сотрудничества с семьей;

  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности;

  • повышение профессионального мастерства.


МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ЗДОРОВЬЕ»

Предмет диагностики: культура здоровья детей дошкольного воз­раста.

Задачи диагностики:

  1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотива­ции здорового образа жизни.

  2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохра­няющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о чело­веческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

  3. Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ре­бенка как готовности самостоятельно решать:

  • задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

  • задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

  • задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для решения задач диагностики используется комплекс диагности­ческих методов (см. таблицу).
Задачи и методы диагностики культуры здоровья детей дошкольного возраста


Диагностические задачи


Методы диагностики

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

Индивидуальные беседы с ребенком. Проблемные диагностические ситуации. Проективные методы.

Контент-анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение

Изучить особенности представлений дошколь­ников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраня­ющих его: «Здоровый человек», «Знания о че­ловеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Беседы.

Диагностические игровые задания. Проблемные ситуации.

Наблюдение.

Опрос родителей и педагогов.

Изучить особенности здоровьссберегаюшей компетентности ребенка как готовности само­стоятельно решать:

- задачи здорового образа жизни и безопасно­го поведения;

- задачи разумного поведения в непредвиден­ных ситуациях;

- задачи оказания элементарной медицин­ской, психологической самопомощи и помощи

Наблюдение. Диагностические игры. Проблемные ситуации

Изучить особенности здоровьссберегающей компетентности ребенка как готовности само­стоятельно решать:

- задачи здорового образа жизни и безопасно­го поведения;

- задачи разумного поведения в непредвиден­ных ситуациях;

- задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Наблюдение.

Диагностические игры.

Проблемные ситуации


КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ

И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель - изучить особенности ценностного отношения детей млад­шего дошкольного возраста к здоровью.

Для достижения обозначенной цели используется хорошо знако­мая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кук­ла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Примерные вопросы к ребенку:


  1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чу­ковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)

  2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

  3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

  4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?


В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особен­но важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущ­ности и значимости для человека, его жизни.

В ходе наблюдения за ребенком четвертого года жизни в повсе­дневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские про­явления, как:

  • интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведе­ния;

  • удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;

  • положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; интерес к самопознанию;

  • радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами;

  • тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья. Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свидетель­ствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому об­разу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу.


Отношение ребенка_______________________________(лет, мес.)__________

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)


Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Интерес к правилам здоровьесберега­ющего и безопасного поведения













Удовольствие в ходе выполнения про­стейших умений и навыков гигиени­ческой и двигательной культуры













Положительный настрой на выполне­ние элементарных процессов самооб­служивания













Интерес к самопознанию













Радость и доброжелательность в об­щении и взаимодействии со сверст­никами и взрослыми













Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами













Тенденции к самостоятельным про­явлениям культуры здоровья















ОПРОСНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольни­ков о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержа­нию, укреплению и сохранению.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск