Скачать 279.64 Kb.
|
Администрация муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» 410010, ул. Артиллерийская, д.27, тел./факс 8(8452)646775; е-mаi1:shk51saratov@jandex.ru Театрализованная деятельность как педагогическая технология развития школьников Обобщение из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ № 51» г. Саратова Алмаевой Русланы Яковлевны 2010 год СОДЕРЖАНИЕ Театрализованная деятельность как педагогическая технология развития школьников ___________________________________________ стр. 1 Используемая литература _______________________________________стр. 7 Интернет – ресурсы_____________________________________________стр. 7 Приложение: 1 Дополнительная образовательная программа «Радость познания» 1.1 Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Радость познания» ____________________________________________ стр. 8 1.2 Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса _______ стр. 8 2 Проект «Воспитание искусством» (реализован в 2008 - 2009 учебном году): 2.1 Цели проекта _______________________________________________ стр. 12 2.2 План действий по проекту «Воспитание искусством» _________ стр. 12 2.3 Конспект занятия «Приглашение в театр» ___________________ стр. 13 Театрализованная деятельность как педагогическая технология развития школьников С 1996 года в МОУ «СОШ № 51» организован театральный кружок «Фантазёры». Его воспитанники - победители районных и городских литературных и театральных конкурсов. Работа в театральном кружке «Фантазёры» ведётся в соответствии с разработанной Алмаевой Русланой Яковлевной дополнительной образовательной программой «Радость познания». Программа предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра. Программа предполагает мобильность группы. Программа строится: - на принципе воспитания всесторонне развитой личности посредством фантазии через подключение зрителя к театральной игре, включения зрителя в диспут и размышление; - на основе изучения и обобщения передового опыта работы. Программа рассматривает вопросы - детского коллектива, как развивающей среды, средства образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка; - освоения стереотипов и обучения свободе выбора; - приобщения детей к театральному искусству. В помощь руководителю дополнительно привлекается психолог для решения следующих задач: - определение роли конкретного человека в коллективе; - развитие способностей к сотрудничеству; - снятие стрессов. Дополнительная образовательная программа «Радость познания» - это теоретический курс и практические занятия. К практическим занятиям относятся: ролевые игры, тренинг познавательных процессов, актерский тренинг, репетиции, спектакли. Спектакли служат учебным практическим материалом, и являются, одновременно, конечным результатом образовательного процесса. Программой предусмотрен процесс приобщения к театральной культуре, к театру. В истекшем уч. году был реализован проект «Воспитание театром» с обучающимися 6 - 8 лет. Основная цель - создание условий для формирования эстетического отношения обучающихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта. Цели: - нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства: интенсивное приобщение детей к музыке, литературе, художественно изобразительному восприятию; обучение чувствованию и художественному воображению через игру, сочинительство, фантазирование; - формирование знаний учащихся о театральной культуре; знакомство с устройством театра, театральными жанрами, профессиями людей, участвующих в создании спектакля, разными системами кукол; - формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, умений работы с большими объёмами информации, умений оценивать и систематизировать её, проводить серьёзные для данной возрастной группы детей логико-теоретические исследования, творчески и кратко излагать выводы устно и письменно; - развитие навыков самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности; - формирование правильного эмоционального восприятия окружающего мира. Задачи: - развитие интеллекта в процессе художественного образования и воспитания личности; - помощь в творческом самовыражении, самореализации и саморазвитии личности посредством занятия театральным искусством; - театрально-образовательная деятельность ребенка как средство психотерапии; - приобретение социального опыта через восприятие искусства; - развитие через занятия в объединении общей культуры личности; - обогащение деятельности в часы досуга; - подготовка к профессиональным занятиям искусством. Знакомство воспитанников кружка с профессиями людей, участвующих в создании спектакля, с устройством театра, с театральными жанрами проходило в театре кукол «Теремок». Основная цель - эстетическое и нравственное воспитание. План действий на 2008 - 2009 учебный год, целевая группа: 1 «В» класса МОУ «СОШ № 51»: - посещение спектаклей для детей кукольного театра «Теремок», проведение бесед о театральной культуре; - встречи с артистами театра кукол «Теремок»; знакомство с устройством театра, театральными жанрами, профессиями людей, участвующих в создании спектакля, разными системами кукол; - открытие творческой мастерской «Юный художник» и проведение конкурса рисунков по теме «Портрет любимого героя»; -обучение младших школьников навыкам самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности, создание буклетов «Персонажи спектаклей кукольного театра «Теремок»; - проведение внеклассного мероприятия «Приглашение в театр» обучающимися на базе МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района города Саратова; - сочинение «Сказки о мышке – трусишке» с творческими заданиями по её содержанию для детей младшего школьного возраста. Театр для детей - это естественное продолжение жизни, в которой игра занимает первое место. Каждый увиденный спектакль, как произведение искусства, заставляет их волноваться, сопереживать персонажам и событиям. В процессе этого сопереживания у детей формируется определенное отношение и моральные оценки... Приобщаясь к культуре театра они становятся благодарными, внимательными и воспитанными зрителями. Творческие встречи, занятия и конкурсы для детей очень познавательны. Артистам театра вообще диву даешься, потому что, несмотря на свою чрезвычайную загруженность, они успевают проводить с детьми полноценную воспитательную работу. Так как театр кукол - первый театр в жизни человека, приобщение к искусству начинается для первоклассников с посещения именно этого театра. Театр «Теремок» - один из немногих, на сцене которого куклы всех систем, в том числе и самые хитрые в обращении - марионетки. Во время творческих встреч и занятий с артистами школьники научились управлять всеми куклами, сочиняли вариации по сказкам. В восторге были и дети, и взрослые. И, хотя занятия планировались для младшей группы театрального кружка «Фантазёры», их с интересом посещали все воспитанники и большинство родителей обучающихся. Изучив репертуар театра, за 2008 – 2009 учебный год мы побывали в театре кукол «Теремок» четыре раза. Кукольный театр - это волшебный, собственный мир, одна из самых великих моделей Человека и Человечества. Мы смотрели спектакли «Веселая школа или чудеса из портфеля», «Щелкунчик», «Три поросенка», «Гусенок». Это встречи с удивительным миром, где дети видели полное напряжение сил актеров и художников. Каждое посещение театра давало толчок для творческих задумок в школе: открытие творческой мастерской «Юный художник» и проведение конкурса рисунков по теме «Портрет любимого героя»; создание буклетов «Персонажи спектаклей». Проведены конкурсы рисования афиш, эскиза театрального занавеса, оформления пригласительных билетов. Естественно, что проводить работу такого масштаба учитель может лишь с учётом индивидуальности детей и родителей, помогая расширить круг их знаний и интересов, опираясь на неуёмную энергию детей. После просмотра «Веселой школы или чудес из портфеля» ребята играли в литературную игру «буриме», когда надо было дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам: «Здесь все прекрасно - жесты, маски, Костюмы, музыка, игра». Стихи, конечно, получились разные. Но главная задача литературных игр - это поощрение детского творчества. Вот несколько примеров: - И куклы движутся, как в сказке, Финал! Нам аплодировать пора! - Он был и будет с нами вечно Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. - В атмосфере этой сказки К нам муза радости пришла. - Артисты показали сказку, И нам понравилась она, Сюжеты сказок так чудесны, Что нам не скучно никогда. - Здесь смех и слезы, Герои и злодеи. В театре интересно мне всегда. Процесс приобщения к театру - самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности. Это путь через игру, сочинительство, фантазирование, то есть через обучение чувствованию и художественному воображению. Творческие задумки с увлечением реализуются в школе. После просмотра «Щелкунчика» музыку Чайковского рисовали героев спектакля, создавали книжки – раскраски с целью пропаганды репертуара театра «Теремок» для воспитанников МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района и детского сада «Колосок» Ленинского района. Атмосфера увлекательного труда, учёбы в театральном кружке «Фантазёры», настолько сплотила коллектив, что при переходе в среднее звено безо всякого моего вмешательства связь детей с учителем, а, следовательно, с малышами, пришедшими в первый класс, не теряется. Обучающиеся старших классов школы, привыкшие к атмосфере добрых взаимоотношений, принимают участие в подборе занимательного материала, в проведении дополнительных занятий на более высоком уровне, чувствуя себя старшими наставниками, помощниками. Руководитель по ИКТ Васинькина Н. Н. вместе с волонтёрами Фирстовой Ю., Филатовой Ю., Сбойчаковым Д. (10 «Б» класс) обучили младших школьников навыкам самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности. Первоклассники обработали отсканированные программки-раскраски ГУК "Саратовский театр кукол "Теремок" на компьютерах с помощью растрового графического редактора Paint для создания буклетов «Персонажи спектаклей театра кукол «Теремок». В 2008 – 2009учебном году в рамках школьного проекта ДО «Радуга» обучающиеся 1 «В» класса стали волонтёрами, поставив перед собой задачу: «Научился сам – научи другого». С целью пропаганды репертуара театра «Теремок» первоклассники сочинили «Сказку о мышке – трусишке» с творческими заданиями по её содержанию для детей дошкольного возраста и провели с учителем Алмаевой Р.Я. 25.02.09 года занятия «Приглашение в театр» для воспитанников МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района города Саратова. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, не боятся высказывать свое мнение, каждый старается блеснуть эрудицией, знанием дополнительного материала, умением логически мыслить и доказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения. Реализация программы «Радость познания» предоставляет учителю:
Родители обучающихся, посещая вместе с нами театр, участвуя в организации конкурсов, выступлений детей - не могут не осознать, что их родительская помощь школе нужна не столько в усвоении программного материала учеником, сколько б развитии творческой, активности их ребенка. Потому что как и все остальное, учеба может стать интересным делом лишь при увлеченности ею. Более того, они получают возможность понять духовные потребности своих детей и с помощью школы сплотить еще больше свою семью, ощутить радость постоянного общения, участливого отношения друг к другу; а порой и возобновить утраченные семейные традиции. Так создаётся определенная нравственная среда в коллективе взрослых и детей, формируются нравственные взаимоотношения между детьми, развиваются их самостоятельность и положительный игровой опыт. Как показывает опыт, если удаётся грамотно продумать задания, игры, сюрпризные моменты, привлечь на занятии к участию всех присутствующих, то по окончании порой трудно понять: кому оно больше доставило радости - детям или взрослым. Реализация программы «Радость познания» - возможность роста ребенка
Игра - стихия такого театра, где все подчинено главному: поиску кратчайшего пути к душе и сознанию ребенка. Это - раскрытие личности, формирование индивидуальности; избавление от физических и психологических зажимов, раскрепощение обучающегося; наработка уверенности в себе и умения управлять эмоциями; развитие внимания и воображения; приобретение навыка управления голосом и телом. Адаптации ребенка в коллективе одноклассников прослеживается в желании участия детей в публичных выступлениях. Постепенно формируются умения перевоплощаться и создавать сценические образы. Духовная жизнь всех воспитанников театрального кружка «Фантазёры» наполнена интересом к новому и радостью познания, так как они живут в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Формулируя выводы, следует отметить, что на всех возрастных этапах реализация программы «Радость познания» выступает как особая форма духовно-практической деятельности и вносит определенный баланс в жизненные мотивы обучающегося. А совместные театральные и педагогические проекты способствуют разносторонности и гармонии его интересов. Используемая литература
Интернет-ресурсы 1. http://www.teremok.saratov.ru 2.http://www.youtube.com/watch?v=yDQukW00pTo ПРИЛОЖЕНИЕ
«РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ» Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года. Возраст обучающихся 6 – 17 лет. Программа предполагает мобильность группы. Программа предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра. Программа строится
Программа рассматривает вопросы
В помощь руководителю дополнительно привлекается психолог для решения следующих задач:
Цель программы: создание условий для формирования эстетического отношения учащихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта. Задачи: - развитие интеллекта в процессе художественного образования и воспитания личности; - помощь в творческом самовыражении, самореализации и саморазвитии личности посредством занятия театральным искусством; - театрально-образовательная деятельность обучающегося как средство психотерапии; - приобретение социального опыта через восприятие искусства; - развитие через занятия общей культуры личности; - обогащение деятельности в часы досуга; - подготовка к профессиональным занятиям искусством. 1.2 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА |