Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 279.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации05.11.2013
Размер279.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51»

410010, ул. Артиллерийская, д.27, тел./факс 8(8452)646775; е-mаi1:shk51saratov@jandex.ru

Театрализованная деятельность

как педагогическая технология

развития школьников

Обобщение из опыта работы

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 51» г. Саратова

Алмаевой Русланы Яковлевны

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ
Театрализованная деятельность как педагогическая технология

развития школьников ___________________________________________ стр. 1
Используемая литература _______________________________________стр. 7
Интернет – ресурсы_____________________________________________стр. 7
Приложение:
1 Дополнительная образовательная программа «Радость познания»

1.1 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

«Радость познания» ____________________________________________ стр. 8

1.2 Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса _______ стр. 8

2 Проект «Воспитание искусством» (реализован в 2008 - 2009 учебном году):

2.1 Цели проекта _______________________________________________ стр. 12

2.2 План действий по проекту «Воспитание искусством» _________ стр. 12

2.3 Конспект занятия «Приглашение в театр» ___________________ стр. 13

Театрализованная деятельность как педагогическая технология развития школьников

С 1996 года в МОУ «СОШ № 51» организован театральный кружок «Фантазёры». Его воспитанники - победители районных и городских литературных и театральных конкурсов. Работа в театральном кружке «Фантазёры» ведётся в соответствии с разработанной Алмаевой Русланой Яковлевной дополнительной образовательной программой «Радость познания».

Программа предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра.

Программа предполагает мобильность группы.

Программа строится:

- на принципе воспитания всесторонне развитой личности посредством фантазии через подключение зрителя к театральной игре, включения зрителя в диспут и размышление;

- на основе изучения и обобщения передового опыта работы.

Программа рассматривает вопросы

- детского коллектива, как развивающей среды, средства
образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка;

- освоения стереотипов и обучения свободе выбора;

- приобщения детей к театральному искусству.

В помощь руководителю дополнительно привлекается психолог для решения следующих задач:

- определение роли конкретного человека в коллективе;

- развитие способностей к сотрудничеству;

- снятие стрессов.

Дополнительная образовательная программа «Радость познания» - это теоретический курс и практические занятия. К практическим занятиям относятся: ролевые игры, тренинг познавательных процессов, актерский тренинг, репетиции, спектакли. Спектакли служат учебным практическим материалом, и являются, одновременно, конечным результатом образовательного процесса.

Программой предусмотрен процесс приобщения к театральной культуре, к театру. В истекшем уч. году был реализован проект «Воспитание театром» с обучающимися 6 - 8 лет. Основная цель - создание условий для формирования эстетического отношения обучающихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта.

Цели:

- нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства: интенсивное приобщение детей к музыке, литературе, художественно изобразительному восприятию; обучение чувствованию и художественному воображению через игру, сочинительство, фантазирование;

- формирование знаний учащихся о театральной культуре; знакомство с устройством театра, театральными жанрами, профессиями людей, участвующих в создании спектакля, разными системами кукол;

- формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, умений работы с большими объёмами информации, умений оценивать и систематизировать её, проводить серьёзные для данной возрастной группы детей логико-теоретические исследования, творчески и кратко излагать выводы устно и письменно;

- развитие навыков самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности;

- формирование правильного эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи:

- развитие интеллекта в процессе художественного образования и воспитания личности;

- помощь в творческом самовыражении, самореализации и саморазвитии личности посредством занятия театральным искусством;

- театрально-образовательная деятельность ребенка как средство психотерапии;

- приобретение социального опыта через восприятие искусства;

- развитие через занятия в объединении общей культуры личности;

- обогащение деятельности в часы досуга;

- подготовка к профессиональным занятиям искусством.

Знакомство воспитанников кружка с профессиями людей, участвующих в создании спектакля, с устройством театра, с театральными жанрами проходило в театре кукол «Теремок». Основная цель - эстетическое и нравственное воспитание.

План действий на 2008 - 2009 учебный год,

целевая группа: 1 «В» класса МОУ «СОШ № 51»:

- посещение спектаклей для детей кукольного театра «Теремок», проведение бесед о театральной культуре;

- встречи с артистами театра кукол «Теремок»; знакомство с устройством театра, театральными жанрами, профессиями людей, участвующих в создании спектакля, разными системами кукол;

- открытие творческой мастерской «Юный художник» и проведение конкурса рисунков по теме «Портрет любимого героя»;

-обучение младших школьников навыкам самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности, создание буклетов «Персонажи спектаклей кукольного театра «Теремок»;

- проведение внеклассного мероприятия «Приглашение в театр» обучающимися на базе МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района города Саратова;

- сочинение «Сказки о мышке – трусишке» с творческими заданиями по её содержанию для детей младшего школьного возраста.

Театр для детей - это естественное продолжение жизни, в которой игра занимает первое место. Каждый увиденный спектакль, как произведение искусства, заставляет их волноваться, сопереживать персонажам и событиям. В процессе этого сопереживания у детей формируется определенное отношение и моральные оценки... Приобщаясь к культуре театра они становятся благодарными, внимательными и воспитанными зрителями.

Творческие встречи, занятия и конкурсы для детей очень познавательны. Артистам театра вообще диву даешься, потому что, несмотря на свою чрезвычайную загруженность, они успевают проводить с детьми полноценную воспитательную работу. Так как театр кукол - первый театр в жизни человека, приобщение к искусству начинается для первоклассников с посещения именно этого театра. Театр «Теремок» - один из немногих, на сцене которого куклы всех систем, в том числе и самые хитрые в обращении - марионетки. Во время творческих встреч и занятий с артистами школьники научились управлять всеми куклами, сочиняли вариации по сказкам. В восторге были и дети, и взрослые. И, хотя занятия планировались для младшей группы театрального кружка «Фантазёры», их с интересом посещали все воспитанники и большинство родителей обучающихся.

Изучив репертуар театра, за 2008 – 2009 учебный год мы побывали в театре кукол «Теремок» четыре раза. Кукольный театр - это волшебный, собственный мир, одна из самых великих моделей Человека и Человечества. Мы смотрели спектакли «Веселая школа или чудеса из портфеля», «Щелкунчик», «Три поросенка», «Гусенок». Это встречи с удивительным миром, где дети видели полное напряжение сил актеров и художников.

Каждое посещение театра давало толчок для творческих задумок в школе: открытие творческой мастерской «Юный художник» и проведение конкурса рисунков по теме «Портрет любимого героя»; создание буклетов «Персонажи спектаклей». Проведены конкурсы рисования афиш, эскиза театрального занавеса, оформления пригласительных билетов. Естественно, что проводить работу такого масштаба учитель может лишь с учётом индивидуальности детей и родителей, помогая расширить круг их знаний и интересов, опираясь на неуёмную энергию детей.

После просмотра «Веселой школы или чудес из портфеля» ребята играли в литературную игру «буриме», когда надо было дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

«Здесь все прекрасно - жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра».

Стихи, конечно, получились разные. Но главная задача литературных игр - это поощрение детского творчества. Вот несколько примеров:

- И куклы движутся, как в сказке,

Финал! Нам аплодировать пора!

- Он был и будет с нами вечно

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

- В атмосфере этой сказки

К нам муза радости пришла.

- Артисты показали сказку,

И нам понравилась она,

Сюжеты сказок так чудесны,

Что нам не скучно никогда.

- Здесь смех и слезы,

Герои и злодеи.

В театре интересно мне всегда.

Процесс приобщения к театру - самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности. Это путь через игру, сочинительство, фантазирование, то есть через обучение чувствованию и художественному воображению.

Творческие задумки с увлечением реализуются в школе.

После просмотра «Щелкунчика» музыку Чайковского рисовали героев спектакля, создавали книжки – раскраски с целью пропаганды репертуара театра «Теремок» для воспитанников МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района и детского сада «Колосок» Ленинского района.

Атмосфера увлекательного труда, учёбы в театральном кружке «Фантазёры», настолько сплотила коллектив, что при переходе в среднее звено безо всякого моего вмешательства связь детей с учителем, а, следовательно, с малышами, пришедшими в первый класс, не теряется. Обучающиеся старших классов школы, привыкшие к атмосфере добрых взаимоотношений, принимают участие в подборе занимательного материала, в проведении дополнительных занятий на более высоком уровне, чувствуя себя старшими наставниками, помощниками.

Руководитель по ИКТ Васинькина Н. Н. вместе с волонтёрами Фирстовой Ю., Филатовой Ю., Сбойчаковым Д. (10 «Б» класс) обучили младших школьников навыкам самостоятельной работы с использованием элементов компьютерной грамотности.

Первоклассники обработали отсканированные программки-раскраски ГУК "Саратовский театр кукол "Теремок" на компьютерах с помощью растрового графического редактора Paint для создания буклетов «Персонажи спектаклей театра кукол «Теремок».

В 2008 – 2009учебном году в рамках школьного проекта ДО «Радуга» обучающиеся 1 «В» класса стали волонтёрами, поставив перед собой задачу: «Научился сам – научи другого». С целью пропаганды репертуара театра «Теремок» первоклассники сочинили «Сказку о мышке – трусишке» с творческими заданиями по её содержанию для детей дошкольного возраста и провели с учителем Алмаевой Р.Я. 25.02.09 года занятия «Приглашение в театр» для воспитанников МДОУ «Детский сад № 5» Кировского района города Саратова.

Дети стали более открытыми, раскрепощенными, не боятся высказывать свое мнение, каждый старается блеснуть эрудицией, знанием дополнительного материала, умением логически мыслить и доказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.

Реализация программы «Радость познания» предоставляет учителю:

  • длительное доверительное общение с родителями и детьми

  • оказание помощи для адаптации ребенка в коллективе одноклассников

  • проведение серьёзных для данной возрастной группы детей логико-теоретических исследований

  • проверку соразмерности сложности заданий и уровня подготовленности учащихся

  • создание и демонстрацию межпредметных связей

  • приобщение детей к театральному искусству

Родители обучающихся, посещая вместе с нами театр, участвуя в организации конкурсов, выступлений детей - не могут не осознать, что их родительская помощь школе нужна не столько в усвоении программного материала учеником, сколько б развитии творческой, активности их ребенка. Потому что как и все остальное, учеба может стать интересным делом лишь при увлеченности ею. Более того, они получают возможность понять духовные потребности своих детей и с помощью школы сплотить еще больше свою семью, ощутить радость постоянного общения, участливого отношения друг к другу; а порой и возобновить утраченные семейные традиции. Так создаётся определенная нравственная среда в коллективе взрослых и детей, формируются нравственные взаимоотношения между детьми, развиваются их самостоятельность и положительный игровой опыт. Как показывает опыт, если удаётся грамотно продумать задания, игры, сюрпризные моменты, привлечь на занятии к участию всех присутствующих, то по окончании порой трудно понять: кому оно больше доставило радости - детям или взрослым.

Реализация программы «Радость познания» - возможность роста ребенка

  • интеллектуально;

  • психологически;

  • в приобретении трудовых навыков;

  • эстетически;

  • в приобщении к театральному искусству.

Игра - стихия такого театра, где все подчинено главному: поиску кратчайшего пути к душе и сознанию ребенка. Это - раскрытие личности, формирование индивидуальности; избавление от физических и психологических зажимов, раскрепощение обучающегося; наработка уверенности в себе и умения управлять эмоциями; развитие внимания и воображения; приобретение навыка управления голосом и телом. Адаптации ребенка в коллективе одноклассников прослеживается в желании участия детей в публичных выступлениях. Постепенно формируются умения перевоплощаться и создавать сценические образы.

Духовная жизнь всех воспитанников театрального кружка «Фантазёры» наполнена интересом к новому и радостью познания, так как они живут в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Формулируя выводы, следует отметить, что на всех возрастных этапах реализация программы «Радость познания» выступает как особая форма духовно-практической деятельности и вносит определенный баланс в жизненные мотивы обучающегося. А совместные театральные и педагогические проекты способствуют разносторонности и гармонии его интересов.


Используемая литература

  1. Аль Д.Н. Основы драматургии, Л., 1988

  2. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа, М., 2003.

  3. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях театрального коллектива, СПб., 2004.

  4. Зимина Л.Т. Духовное возрождение России, М., 2000.

  5. Калинина С.А. Духовная культура России, М., 2004.

  6. Куликова С.Т. Культура и личность, М., 2002.

  7. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом, М., 2001.

  8. Магов И.Т. Путь художественного искусства, М., 2001

  9. Наумова К.А. Художественное творчество и художественная культура, М., 2001

  10. Незнанский Е.И. Культура, которая живет, М., 2000.

  11. Петровский Е.Н. Культурное наследие, М., 2001.

  12. Поздных И.К. Театральное искусство в России, М., 2003

  13. Сергеев Л.В. Театральные коллективы, Киев, 2000.

  14. Фетисова Ю.Н. Русские театральные подмостки, СПб., 2003.

  15. Яснополянская З.И. Культура личности, М.: Просвещение, 1999.

Интернет-ресурсы
1. http://www.teremok.saratov.ru

2.http://www.youtube.com/watch?v=yDQukW00pTo

ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ»

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года. Возраст обучающихся 6 – 17 лет. Программа предполагает мобильность группы.

Программа предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра.

Программа строится

  • на принципе воспитания всесторонне развитой личности посредством фантазии через подключение зрителя к театральной игре, включения зрителя в диспут и размышление. Игра - стихия такого театра, где все подчинено главному: поиску кратчайшего пути к душе и сознанию ребенка;

  • на основе изучения и обобщения передового опыта работы.

Программа рассматривает вопросы

  • детского коллектива, как развивающей среды, средства образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка;

  • освоения стереотипов и обучения свободе выбора;

  • приобщения детей к театральному искусству.

В помощь руководителю дополнительно привлекается психолог для решения следующих задач:

  • определение роли конкретного человека в коллективе;

  • развитие способностей к сотрудничеству;

  • снятие стрессов.

Цель программы:

создание условий для формирования эстетического отношения учащихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта.

Задачи:

- развитие интеллекта в процессе художественного образования и воспитания личности;

- помощь в творческом самовыражении, самореализации и саморазвитии личности посредством занятия театральным искусством;

- театрально-образовательная деятельность обучающегося как средство психотерапии;

- приобретение социального опыта через восприятие искусства;

- развитие через занятия общей культуры личности;

- обогащение деятельности в часы досуга;

- подготовка к профессиональным занятиям искусством.

1.2 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теория Практика Всего

1 год обучения

1. Основы коммуникативного тренинга

2

7


9


2. Начальные упражнения для освоения сценического действия

5

16

21


3. Начальные упражнения для развития навыков режиссирования




10

10

4. Начальные упражнения для развития навыков сценической речи

5

15

20

5. Основы театральных этюдов

6

18

24

6. Тренинг абстрактного мышления

2

6

8

7.Устройство театра, профессии людей,

участвующих в создании спектакля.

10




10

ИТОГО:







102 часа

2 год обучения



1. Вводные занятия

1




1

2. Концертно-зрелищные программы

1

3

4

3. Технологический процесс организации и постановки зрелищных программ: игры, конкурсы, спектакли, праздники.

1

2

3

4. Основы актерского мастерства и сценического движения (пластический и актерский тренинг)

10

16

26

5. Упражнения для развития навыков сценической речи. Основы дикторского мастерства.

14

20

34

6. Творческие встречи и занятия с артистами театров.

13




13

7. Работа над творческими проектами. Репетиции.

4

10

14

8. Игротека. Игровой тренинг

1

5

6

9. Итоговое занятие.

1




1

ИТОГО:







102 часа

3 год обучения

1. История театра

12

-

12

2. Сценическое движение

-

12

12

3. Сценическая речь

8

22

30

4. Игротека. Игровой тренинг

2

8

10

5. Работа над творческими проектами. Репетиции.



14

18

6.Организация и постановка зрелищных программ: игры, конкурсы, спектакли, праздники.

1

5

6

7. Техника грима

2

2

4

8. Вокальное воспитание

1

8

9

9. Итоговое занятие.

1




1

ИТОГО:







102 часа

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск