Скачать 249.75 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОУ Калмакская СОШ на 2011-2012 учебный год 1. Анализ социокультурной и образовательной ситуации. Педагоги школы всегда уделяли много внимания воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. Их научно-методический багаж постоянно пополняется благодаря действующему заседанию методического объединения классных руководителей. В школе работает сеть кружков, секций позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности обучающихся. Месторасположение школы весьма благоприятно: на пришкольном участке имеется озеленение, цветник, что значительно украшает и оздоравливает природную среду. Школа с самого начала формировалась как учреждение, которое должно компенсировать недостаток культурной сферы села. Организуя дополнительное образование в нашей школе, руководство школы учитывает следующие условия: первое условие – в школе должно быть столько объединений, сколько нужно, чтобы каждый ученик мог найти место, чтобы каждый знал, что его там ждут, что его обязательно туда примут; второе условие – ребёнок должен иметь право менять объединения, чтобы попробовать себя во всех ( или в большинстве) и в результате найти дело, соответствующее его способностям, а значит, найти себя; третье условие – объединениями должны руководить профессионалы, чья задача – помочь ребёнку выявить свой талант обрести призвание. 2. Актуальность программы. Развитие системы дополнительного образования в сельской школе является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка. Как традиционно сложилось в небольших населённых пунктах, общеобразовательная школа является единственным или одним из немногих учреждений, дающих возможность детям и юношеству найти точки приложения в различных видах досуговой деятельности. Такая деятельность даёт возможность приобрести ребёнку новые знания, умения, навыки; позволяет сделать более широким круг его общения; выявляет творческий потенциал школьника, а также оказывает влияние на развитие его эмоционального интеллекта, что неизбежно отразится на дальнейшей личностной успешности обучающегося. Кроме того, дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и применения на практике школьных знаний. Таким образом, система дополнительного образования позволяет расширить рамки общего образования, путём реализации программ клубных формирований, а также даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в различных видах деятельности, выбрать то, что ему ближе и двигаться в заданных одном или нескольких направлениях по пути развития скрытых или явных талантов и способностей. 3. Пояснительная записка. Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе является личностно-ориентированные технологии обучения. Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования общего, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Основное и дополнительное образование включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; - эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - физической культуры, навыков здорового образа жизни; - воспитание в процессе обучения. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время может гарантировать представление детям возможности выбора: - видов и форм творческой деятельности; - дополнительного образования детей во внеурочное время; - самореализации личности; - участия в деятельности различных творческих и профильных объединений; - в работе органов детского самоуправления; - в деятельности детских общественных объединений и организаций; - в походах, экскурсиях, экспедициях; различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников, как в учебное, так и каникулярное время. 4. Стратегические и тактические принципы развития дополнительного образования. - Принцип непрерывности и преемственности. - Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. - Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход). - Принцип деятельственного подхода (через систему мероприятий учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает ситуацию успеха для каждого ребенка. - Принцип творчества. - Принцип разновозрастного единства (существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов). - Принцип открытости системы (совместная работа школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры должна быть направлена на обеспечение каждому ребенку благоприятных условий для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. - Принцип природосообразности. - Принцип культуросообразности. Использование этих принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать педагогическую стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику. 5. Цель, задачи и приоритетные направления дополнительного образования. Цель: формирование единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Задачи:
Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы по следующим направленностям:
В школе созданы условия для реализации дополнительного образования:
Дополнительное образование осуществляют:
6.УЧЕБНЫЙ ПЛАН занятий по дополнительному образованию на 2011-2012 уч. г. Пояснительная записка В МОУ Калмакская СОШ продолжается работа по реализации программ дополнительного образования детей по следующим направленностям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное,научно-технические,эколого-биологическое,естественно-научное,военно-патриотическое.
Всего: 18 учебных часов в неделю; 16 объединений – 135 обучающихся. Учебный процесс дополнительного образования строится на системности и последовательности обучения, основывается на предметной, групповой и индивидуальной форме обучения. 7.Расписание работы кружков МОУ Калмакской СОШ на 2011-2012 учебный год
8. Правовые основы деятельности. Основополагающими законодательными актами являются: - Закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35; - “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” — в редакции от 22.02.97 № 212; - Письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”; - “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574); -Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1847). - Устав МОУ Калмакской СОШ. - Программа развития МОУ Калмакская СОШ. 9. ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ Калмакская СОШ 2011-2012 учебный год Фронтальный внутренний контроль.
Обобщающий контроль.
Персональный контроль.
Проверка документации.
10. Работа с родителями. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Информационно-педагогические материалы (уголок для родителей), выставки детских работ. Оказание консультативной помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений. Обсуждение вопросов по реализации дополнительного образования на заседаниях Управляющем совете, заседаниях общешкольного родительского комитета. Анкетирование родителей. Родительские собрания. Организация контроля за организацией дополнительного образования со стороны родителей. 11. Система мониторинга результатов образовательно-воспитательной деятельности дополнительного образования. Цель мониторинга: определение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, качество образовательного процесса, его результативность. Направления мониторинга: - анализ результатов деятельности педагога дополнительного образования; - определение уровня профессиональной компетентности; - определение ориентированности педагога в профессиональной литературе и умении использовать её в своей практике; - определение знаний методов педагогического исследования и умений применять результаты на практике; - диагностика общей и профессиональной культуры педагога дополнительного образования. 12. Ожидаемые результаты. В результате реализации программы развития дополнительного образования, рассчитанной на три года, планируется достижение следующих результатов: - расширение сети детских объединений, более высокий уровень работы уже имеющихся; - более полное удовлетворение запросов учащихся и родителей на основе изучения индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка; - повышение статуса школы не только как образовательного учреждения, но и как социально-культурного центра на селе; - качественное улучшение проектно-исследовательской работы; - активизация участия в различных конкурсах и проектах, лучшая результативность. Таким образом, система дополнительного образования в школе работает на создание дополнительных условий для развития школьного сообщества и каждого ученика индивидуально, создавая предпосылки для адаптации ребёнка в современном мире, где так важны коммуникативные способности, самосознание и самовыражение. |