Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер112.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Белякова Людмила Михайловна.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка, литературы, МХК

МОУ СОШ №35 города Рыбинск,

Почётный работник общего образования
Интеграция музейного и литературного пространства.
Главной заботой государства,

власти должна быть не химера

национальной идеи, а культура…

Д.С. Лихачев


Вне культуры существование

человечества на планете

лишается смысла.

Д.С. Лихачев




Современный учебно-воспитательный процесс в школе уже трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика, которая является областью научной и практической деятельности школы и музея.

Термин «музейная педагогика» определяет научную дисциплину, интегрирующую педагогику, психологию, музееведение. В содержание же музейной педагогики входит передача культурного опыта, развитие исторического сознания, творческих способностей через педагогическую деятельность в условиях музейной среды.

Напомню, что одна из дефиниций культуры (по определению Ю.М. Лотмана) - «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».* Музей, являясь одним из институтов культуры, хранит, изучает культурное наследие, создает возможности для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.

На рубеже тысячелетий разрабатывается новая образовательная модель музея, отвечающая интеграционным процессам, происходящим в мире. Они имеют много модификаций, но главная их цель – образование человека культурой.

Как подготовить, прежде всего, подрастающее поколение к жизни в III тысячелетии с учетом тех новых задач, которые предстоит решать? Одним из вариантов изменения образовательной системы может стать включение в образовательный процесс учреждений неформального образования, как, например, музеев.

Культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы. Оно ориентированно, прежде всего, на школьную аудиторию, а чтобы эта ориентация носила адресный характер, музей и школа должны стать партнерами. И в такой консолидации культуры, музеев и образования – видится залог прогрессивного развития нашего общества. Школа – в качестве учреждения основного образования, музей выступает в качестве учреждения культуры, включившегося в систему непрерывного образования и как центр дополнительного и как центр альтернативного художественно-эстетического образования.

Педагогическое взаимодействие нашей школы с музеем способствует:

  • патриотическому воспитанию и социализации личности;

  • раскрытию творческих способностей учащихся;

  • целостному обновлению образовательной системы;

  • интеграции образовательного процесса через создание интегрированных курсов и образовательных модулей с опорой на потенциал РГИАХМЗ;


*Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб «Искусство», 1994.



Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной, предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможности диалога с ней.

Сегодня употребление понятия «диалог» приобрело такой масштаб, что следует определить содержание этого понятия в отношении культуры. Так например, философ В. Библер ввел понятие «диалогика» - то есть логика диалога – и саму культуру трактует как, отталкиваясь от Бахтина, как ДИАЛОГ КУЛЬТУР. Резюмирую очень важный тезис: сегодня диалог уже нельзя воспринимать как обмен монологами, это форма МЕЖСУБЪЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, в котором каждый участник видит другого равным ему существом, таким же свободным, как он сам, которому нельзя навязывать свое мнение. Диалог может быть словесным, музыкальным, важно в результате диалогического общения достичь духовной ОБЩНОСТИ. Диалог не может быть побочным приемом, чтобы расшевелить ученика, пробудить у него интерес к заданию, диалог – это «научение приемам творчества».**

Когда мы говорим о предметах художественного цикла (мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство), то инвариантной остается задача: НЕ ПРОСТО НАУЧИТЬ и не только передать определенные знания, а РАЗВИТЬ ВКУС И ТАЛАНТ ученика. А единственным инструментом, который может решить эту задачу, является ДИАЛОГ.

В музейном пространстве диалог принимает специфический смысл: с одной стороны, - это диалог, который идет в мире культуры, в мире искусства, а с другой стороны, - это обучающий диалог. Различные механизмы нужно включить тем, кто этим занимается, т.е. сотруднику музея, выступающего экскурсоводом, учителю, задачей которого является педагогическая триада: образовать, научить, воспитать. Умалять роль школьного учителя в музейном диалоге нельзя, т.к. именно он определит реальный опыт каждого ученика, уже имеющуюся у него систему ценностей и соотнесет ее с логикой взаимодействия предмета искусства. Условно модель такого диалога можно представить следующим образом:
I уровень

коммуникации




обмен информацией
II уровень




Обмен смыслами и ценностями
III уровень




Уровень отождествления, слияние смыслов,

слияние Я и ТЫ


Необходимым условием диалога является общность языка. У нас три стороны принимают участие в общении (имеется II уровень): это произведение искусства, которое ответить не может, оно может только предложить; это учащиеся и музейный работник или педагог. Итак, должна быть общность языка, т.е. взаимопонимание по всем позициям, либо какой-то метаязык, который мог бы служить посредником. Наличие такого языка возникает в результате интеграции усилий всех, кто собрался в музейном пространстве. Формирование его зависит от учебной цели. С кем мы хотим, чтобы наш ученик, посетитель вступил в диалог, т.е. какой род диалога предполагается, кто будет его собеседником: эпоха, произведение, автор, экскурсовод, учитель? Я предпочитаю формировать язык общения до встречи с музейным экспонатом в музейном пространстве. Это позволяет увеличить масштаб диалога (от индивидуального к групповому, коллективному, фронтальному). Конечно, диалог не самоцель, его уровень определяется не всплеском эмоций, а уровнем интеллектуального багажа, который приобретается, и, конечно, уровнем поведенческой реакции

(см. Приложение III, урок-диалог «Феникс романтизма в русской художественной культуре»).

Следующий шаг – это диалоговая преемственность. Общение, начатое в музейном пространстве, не должно прерваться. Необходимо планирование, конструирование таких точек, которые позволяют переходить диалогу в другое пространство, продолжаться внутри себя, в школе, в семье. И это будет развивающая цепочка. Без учителя-предметника эта цепочка прервется. А идеальным условием преемственности диалога станет создание образовательных программ.

Определив роль и структуру диалога, следует перейти на своеобразие, специфику диалога в учебном предмете. Совершенно очевидно, что диалог на уроке мировой художественной культуры будет отличаться от диалога на уроке, предположим, математики. Взаимодействие с произведением искусства определяет природу диалога. Если мой ученик почувствует силу искусства, он захочет встречи еще и еще раз, мое общение с ним имеет смысл постольку, поскольку я зажгу в нем эту искру. А когда мы говорим о «диалоге культур», имеется в виду серия диалогов конкретных лиц: зритель вступает в непосредственный диалог с художественным образом, а опосредованно – в диалог с самим художником, а парапсихологически – с другими зрителями. Какими способами автор вовлекает зрителя в диалог?

Он превращает художественный образ в своего рода субъекта – в квазисубъекта. А за образом стоит художник, его создавший, и через восприятие образа учащийся вступает в диалог с самим художником. Это тоже квазидиалог, потому что художник свое слово уже сказал и отвечать не может, но он создал в произведении искусства возможность мысли. Одним словом, диалог – это постоянный процесс, способствующий пробуждению восприятия произведения искусства, являющийся ведущим условием внутреннего духовного проявления личности в искусстве.


В процессе диалога мы чаще фиксируем внимание на том, с чем из диалога с произведением искусства выходит учащийся. Но, к сожалению, меньше думаем о том, с чем выходит учитель. Роль взрослого в педагогическом процессе – это особенная тема разговора. А как сам развивается учитель в процессе взаимодействия с учениками? Приведу конкретный пример. Я веду интегрированный курс «Музей и культура» для учащихся 8-11 классов (см. Приложение), и весь процесс строится на том, что мы обсуждаем темы с разных исходных позиций. Я разворачиваю проблематику на примерах изобразительного и прикладного искусства, а ученики комментируют на материале современного киноискусства, современной музыки. И происходит то взаимообогащение, когда учащиеся чувствуют себя в какой-то степени «образователем» самого педагога (см. интегрированное занятие «Феномен портрета в искусстве»).

Уверена, что для восприятия произведения искусства важен не столько информативный уровень диалога, сколько психологический – состояние партнеров диалога, их сопереживание, согласие, сотворчество в формировании ценностного сознания. Можно условно вывести формулу диалога:
Д = 4 СО
Д И А Л О Г


сопереживание согласие сотворчество сознание
Данная формула доказывает, что возможен как словесный, так и молчаливый, невербальный диалог, когда все рядом рассматривают, думают и чувствуют каждый свое. Возможен и дистанционный диалог (в другом уже пространстве), когда ученики расходятся, но общение продолжается и к произведению, и к беседе о нем. Это тоже диалоги.

Таким образом, главная методика – в творчестве педагога, в разработке конкретной психологической ситуации восприятия, в ориентации образовательной среды музея.

Сегодня каждый учитель убежден, что музей создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. Этот подход к музею как своего рода модели многомерного мира привлекает учителя, который хочет сотрудничать с музеем, но очень часто не знает, как это сделать. Вот почему была предпринята попытка подготовить «потенциального союзника», а ее осуществление началось в сентябре 2002 года с первого занятия спецкурса «Музейная педагогика». Чтобы наши ученики стали активными участниками диалога, учитель сам должен овладеть таким ключевым понятием, как «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация». Важно, какую позицию займет учитель: позицию воспринимающего (слушателя, зрителя, посетителя) или позицию творца (организатор и генератор идей). Музейное образование – не самоцель, не овладение терминологией музееведения, а формирование художественно-практической компетентности, активизация образовательной деятельности.

Программа спецкурса «Музейная педагогика» рассчитана на два года: в первый год обучения больше рассматривает теоретических вопросов, а в последующий год теория и практика находятся в равном отношении.

Программа предлагает несколько нетрадиционных форм партнерства:

1.Экскурсия – исследование.

Например: «Первобытная культура нашего края» предлагает провести палеонтологические исследования (выступить геологом и палеонтологом и обнаружить в игровом пространстве ископаемые, исследовать их и отнести к определенной эпохе).

Экскурсия – творческий отчет.

Например: итоговое занятие по теме «Культура первобытнообщинного периода» предлагается провести в отделе природы, а в качестве творческого задания (после экскурсии Рыкуновой И.И. в археологическом отделе края) предлагается определить культурные отщепы и необработанные природные материалы (см. приложение).

Экскурсия-практикум.

Например: одно из занятий по теме «Русская культура средневековья» предлагается провести в экспозиции «Купечество Рыбинска», где интерьер и архитектура музейного произведения вызывает прямые ассоциации с культурой Средневековья (витражи, предметы духовности). Гуляева Н.А. знакомит с историей старой книги, а затем предлагает учащимся прочитать фрагменты текстов из этих книг и перевести их на современный русский язык (см. конспект в приложении).

Экскурсия-зачет.

Например: по теме «Романтизм в искусстве». Учащиеся демонстрируют свои знания, определяя черты романтизма в произведениях живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства. Занятие проходит в картинной галерее музея под руководством Овсянникова С.Н. (см. приложение).

2.Лектории (в этом году возобновил свою работу лекторий «Духовные страницы рыбинского края»).

3.Лекции-концерты (совместно с филармонией).

4.Лекции-беседы (см. приложение).

Современная педагогическая наука на первый план выдвигает не педагогику знаний, умений и навыков, а педагогику развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. Таким образом, мастерство педагога заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательно-творческую деятельность школьников, используя все формы и методы. Опыт сотрудничества с музеем показал, что наиболее эффективной моделью приобщения к искусству, культуре являются музейно-педагогические программы.

Программно-предметная музейная педагогика – новый путь взаимодействия музея и школы, пришедший на смену традиционной просветительской работе музеев в пространстве школы, охарактеризованной Б. Столяровым как «точечно-рассеянное». «Такое взаимодействие можно охарактеризовать как ТОЧЕЧНО-РАССЕЯННОЕ: точечное – имея в виду его пространственно-временную локальность; рассеянное – отмечая отсутствие строго определенного для него места в школьном образовательном процессе».

Учебная программа обладает всеми чертами образовательной программы и способствует развитию интереса к мировой художественной культуре как учебной дисциплине. Занятия проводят только в музейном пространстве, и это не проформа, а залог, условие того, что каждый ученик может получить необходимый опыт для осознанной, самостоятельной ориентации в ценностном поле искусства. Музейное пространство создает при этом и интеллектуальную базу для разговора об искусстве.

Модель занятия можно представить в виде трех взаимно переплетающихся колец.

«Первое кольцо» - общешкольные основы построения урока. Оно ответственно за вхождение в тему, погружение в эпоху.

«Второе кольцо» - методический арсенал школьной дисциплины (мировая художественная культура). Оно «ответственно» за успешное освоение учащимися гуманитарного и творческого компонентов музейно-педагогического предмета.

«Третье кольцо» - собственно музейное методическое оснащение учебного процесса, формирующегося внутри музейной коммуникации. Третье кольцо «ответственно» за реализацию музейной специфики приобщения учащихся к культуре (см. схему «Модель музейного занятия»).

В соответствии с «первым кольцом» музейно-педагогической методики предполагается повторить, закрепить, обобщить домашнее задание. Работа ориентированна, прежде всего, на устную форму.

Так на интегрированном уроке-практикуме «Русская культура Средневековья» учащиеся объясняли смысл зрительного эпиграфа (роза, икона с изображением Богоматери, старая книга), что способствовало «погружению» в эпоху (см. конспект урока в Приложении III кроме того урок был опубликован в газете «Искусство», 2002 г.).

Отображением «второго кольца» является арсенал заданий (работа с таблицами, рисование по памяти, проведение мини-экскурсий, театрализация и др.). Часто учащиеся отсылаются к учебным пособиям по смежным предметам.

Наконец, «третье кольцо» - самое объемное, многослойное. Оно способствует сотворческому восприятию произведения, реализует креативный потенциал личности в условиях музея. Вариативность заданий определяется и темой, и целями. На уроке «Божественная гармония Средневековья» учащиеся читают тексты на церковнославянском языке, оформляют новоделы инициалов; постигая художественный мир Чюрлениса, создают ассоциативные рисунки, пишут письма автору, репортажи с выставки (конспекты уроков представлены в Приложении.

Десятый год ведения образовательной программы «Музей и культура» убедительно доказывает значимость и несомненную пользу. Учащихся школы отличает интеллектуальный рост, расширение кругозора, успешное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, призовые места в городских олимпиадах.

Впереди много творческой работы, требующей компетентности и сердечного участия каждого: и школьного учителя, и музейного педагога, чтобы «учащиеся достаточно сильно почувствовали за музейной витриной биение пульса подлинной, давно угасшей жизни, чтобы ее многообразный и многоцветный поток хоть на короткое время захватил бы их внимание, вызвал бы ответные сходные переживания».*

Всегда следуйте «золотым правилам» культуры:

Почитай своих предков!

Познай самого себя!

Умей прощать!

Передай добро по кругу!

Пусть цепь зла прервется на мне!

Будь носителем культуры!

Когда культура идет вширь,

она не идет вглубь.

Счастье – это когда все лучшие стороны

твоей личности передаются ребенку.

Будем помнить главное предостережение – завет Д.С. Лихачева: «XXI век должен стать веком культуры, или его не будет вообще».*

1. *Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.

2.*Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Изд. З.- М: Детская литература, 1988

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск