Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер122.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Теория и история культуры
Программа

для поступающих в аспирантуру

по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры
В результате изучения программного материала поступающие в аспирантуру должны:

  1. . обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теории, истории, методологии культуры, другим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное представление о своеобразии культурных феноменов, их содержании, динамике, функциях, возможностях познания и прогнозирования;

  2. . иметь представление о месте культурологии в современном гуманитарном знании, о сущности культуры, её функциях , развитии и ценностях;

  3. . понимать соотношение общей культурологии с предметом теории культуры;

  4. . уметь определять и анализировать основные подходы, методы в изучении культуры;

  5. . ориентироваться в содержании категорий, понятий и терминов в соответствии с определенными теориями и концепциями истории культуры;

  6. . иметь знания об эволюции культуры, о ее ведущих исторических эпохах, стадиях и фазах развития, о структуре и механизмах воспроизводства культурно-цивилизационных систем;

  7. . разграничивать критерии и принципы типологии культур в пространственно-временном континууме, сложившемся в области истории культуры;

  8. . разбираться в современных тенденциях развития культуры, в подходах, теориях, школах мировой и отечественной культурологии;

  9. . уметь применять культурологические принципы анализа как к прошлому, так и к настоящему периоду развития культуры, и, особенно, к прикладному использованию культурологических знаний в социокультурной деятельности в условиях мультикультурного общества.



Основные темы программы
Тема 1. Понятие, сущность и функции культуры.

Множественность определений культуры. Основные подходы к определению понятия «культура»: описательные, аксиологические (культура как ценность), нормативные (культура как норма и образец), генетические (культура как результат адаптации и приспособления к окружающей среде), социально-исторические (культура как аккумуляция социального опыта), психологические (культура как заданное поведение), культурантропологические (культура как образ жизни, порождающий особый тип ментальности), семиотические (культура как способ смыслополагания и дискурсивные практики), коммуникативные (культура как социальная память и совокупность идентичностей). Предметно-проблемное поле исследований культуры. Архаическая культура и культура Древних царств.
Тема 2. Культурология – наука, порожденная мультикультурным обществом.
Принципы освоения и методология изучения культуры. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А.Сорокин). Понятие картины мира и его роль в культурном сознании. Устойчивость и изменчивость в культуре. Понятие культурной динамики. Теория круговорота в истории Дж. Вико. Циклы жизни культур как «организмов» в концепциях Н. Данилевского и О.Шпенглера. Круговорот «локальных цивилизаций» у А.Тойнби. Фазы и динамика существования этнических культур в концепции Л.Н. Гумилева.
Тема 3. Дилеммы культурологии и проблемы межкультурной коммуникации.

Процессы межкультурных взаимодействий и их результаты: диффузия культуры, культурные инновации, аккультурация, интеграция и др. Значение культурных контактов, «культурного шока» (в оценке различных теоретиков культуры). Европейская культура VS различные самоценные культуры; универсалии культуры VS специфические черты и пр. Теории высоко-и низкоконтекстуальных культур Э.Холла, культурных измерений Г.Хофштеде, культурной грамотности Э.Хирша.
Тема 4. Типология культуры – учение о её распределении во времени, пространстве и в социально-функциональном поле человеческой деятельности.

Различные основания и критерии типологизации культур. Антропологические, этнографические, лингвистические, коммуникативные критерии в культурной типологии. Культура и цивилизация. Типы культур в философии истории, культурологии и культурной антропологии. Античная культура и её роль в европейской цивилизации.

Историческая типологизация культуры и понятие «идеального типа» у М. Вебера. Типы культур в философии культуры ХIХ – начала ХХ в.: культуры романтические и классические; культуры «Возрожденческие» и «Средневековые» в философии культуры русского символизма (Вяч. Иванов, П. Флоренский, Н. Бердяев).
Тема 5. Морфология культуры.

Варианты структурирования культуры: культура материальная и духовная, культура форм социальной организации, культура познания и пр. Методы изучения морфологии культуры: генетический, структурно-функциональный, методы общей теории систем. Исследование вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального и географического. Религия как область культуры.

Основные характеристики, национальная и региональная специфика славянских культур.
Тема 6. Культура как совокупность знаковых систем.

Вербальные и невербальные культурные практики. Культура и язык. Традиции и традиционализм в культуре. Множественность языков культуры. Основные аспекты языка (синтаксис, семантика и прагматика) в контексте культуры. Язык и культура как соотносимые понятия (система язык-этнос-культура). Язык культуры – ключевой элемент социализации и аккультурации. Культурологический концептуализм как направление исследований языка. Знаковые системы, изучаемые семиотикой, лингвистикой, культурной семантикой. Культура стран Дальневосточного региона.
Тема 7. Системный характер культуры.

Представление о структуре культуры. Варианты выделения подсистем культуры (научная культура, религиозная культура, художественная культура, технологическая культура; обыденная, массовая и элитарная культуры; профессиональные, статусные и возрастные субкультуры и т.д.). Структура культуры в философии символических форм Э.Кассирера. Культурные формы и элементы. Структурная целостность культуры. Многомерность культуры как системы. Взаимосвязь структуры и функций культуры. Культура стран Ближнего Востока.
Тема 8. Культура ХХ – начала ХХI в.

Особенности западной «постклассической» философии истории (концепции А.Бергсона, К.Ясперса, О.Шпенглера, А. Тойнби, М.Хайдеггера, М.Фуко и др.), их значение для современной теории культуры. Современные концепции культурологии. Массовая и элитарная культуры. СМИ как культура трансляции социального опыта. Культурная политика и государственный имиджмейкинг. Экология языка и культуры. Роль культуры в постиндустриальном обществе. Виртуальная реальность как феномен культуры.
Примерные вопросы для поступающих в аспирантуру


  1. Предмет теории культуры: его отношение к предмету культурологии, философии культуры, социологии культуры, социальной и культурной антропологии.

  2. Различные теоретические понимания смысла и значения культуры и её ценностей.

  3. «Культура» и «цивилизация»: историко-культурные особенности возникновения и развития понятий и феноменов.

  4. Разнообразие концепций культурно-исторического развития. (Общая характеристика концепций).

  5. Становление основных подходов и направлений изучения культуры в ХIХ – начале ХХ века.

  6. Структурный и структурно-функциональный подход к исследованию культуры.

  7. Семиотический подход к изучению и описанию культуры.




  1. Методы анализа архетипов и символов художественной культуры в концепции К. Г. Юнга и в современной теории культуры.

  2. Подходы к изучению культуры в философской герменевтике и «философии жизни».

  3. Аксиологическое понимание культуры: смыслы и варианты.

  4. Основные способы и принципы типологии культур.

  5. Проблема генезиса культуры: основные теоретические подходы и методы их изучения.

  6. «Язычество» как понятие и феномен истории культуры; интерпретация понятия и подходы к исследованию.

  7. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры; основные христианские конфессии.

  8. Своеобразие культуры древних цивилизаций: общая характеристика, специфика и, по выбору поступающего, характеристика своеобразия одной из культур (Др.Индия, Др.Китай, Др.Месопотамия, Др.Египет).

  9. Своеобразие и особое значение цивилизации и культуры Древней Греции.

  10. Своеобразие цивилизации и культуры Древнего Рима.

  11. Культурная специфика Средневековой цивилизации.

  12. Особенности культуры и искусства эпохи Возрождения.

  13. Просвещение о культуре и цивилизации.

  14. Специфика интерпретации идеи культуры в русской философско-исторической мысли ХIХ в.

  15. Особенности культуры ХХ века: эпоха модерна и постмодерна (современной мировой культуры).

  16. Массовая и элитарная культуры: соотношение, связи, развитие.

  17. Учение И. Канта о культуре.

  18. Типология культуры в культурно-исторической методологии (О.Шпенглер).

  19. Культурные типы в концеции П.Сорокина.

  20. Историческая типологизация культуры и понятие «идеального типа» у М.Вебера.

  21. Пространство и время как категории культуры.

  22. Культурная идентичность и самоидентификация как проблема современной культуры.

  23. Особенности культуры советского периода.

  24. Фазы и динамика существования этнических культур в концепции Л.Н.Гумилева.

  25. Роль фрейдистских и неофрейдистских подходов к анализу культуры.

  26. Теория культуры во французском структурализме.

  27. Семиотика культуры и её теоретико-культурологические идеи.

  28. Вклад Л.Э.Уайта в формировании системного (культурологического) осмысления феномена культуры.

  29. Структура культуры в философии символических форм Э.Кассирера.

  30. Культурология и межкультурная коммуникация: теории высоко-и низкоконтекстуальных культур Э.Холла, культурных измерений Г.Хофштеде, культурной грамотности Э.Хирша.

  31. Современная социокультурная ситуация в России: основные подходы и концепции.

  32. Япония: общее и особенное.

  33. Китай: социокультурные характеристики.

  34. Специфика культуры стран Ближнего Востока.

  35. Структурно-функциональный и структурно-лингвистический подходы к пониманию культуры (работы Р.Малиновского, К.Леви-Стросса, М.Мид и др.).

  36. Язык как феномен культуры и основа межкультурных различий.

  37. Проблема взаимосвязи культуры и религии и ее решение в отечественной и зарубежной социально-философской и культурологической мысли. Кризис культуры и его осмысление в работах отечественных и западных авторов (Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, Й. Хейзинги, Э. Гуссерля, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Зиммеля, С. Цвейга, К. Мангейма, Н. Бердяева, Л. Толстого и др.).

  38. Синергетика как методология познания феноменов природного и социального мира. Применение принципов синергетики в культурологических исследованиях.

  39. Культурогенез и его природа.

  40. Взаимодействие культур как проблема современной культурологии.

  41. Массовая культура: сущность, функции.

  42. Проблема культурного прогресса и ее решение в работах отечественных и зарубежных культурологов.

  43. Виртуальная реальность как феномен культуры.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия


  1. Культурология: Конспект лекций. – М., РУДН, 2008.

  2. Арнарский М.А Прикладная культурология. 2-е изд-ие. – СПб., 2001.

  3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М., 2006.

  4. Горелов А.А.  Культурология: Учеб. пособ. – М., Юрайт, 2002.

  5. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие.– М.: Кнорус, 2011.

  6. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М., Проспект, 2011.

  7. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2011.

  8. Ерохин Т.В. История культурологической мысли. – Рязань, 2005.

  9. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

  10. Кравченко А.И.   Культурология: учеб. –М., Проспект, 2010.

  11. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., Высш. образование, 2007.

  12. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Борисова, Л.Н. Михеевой. – М., Народный учитель, 2002.

  13. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 2006.

  14. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М., 2000.

  15. Шендрик Л.И. Теория культуры. – М., 2002.



Словари и энциклопедии


  1. Кононенк–о В.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

  2. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.,1997.

  3. Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2т. – СПб., 2008.

  4. Культурология: Краткий терминологический словарь / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1994.

  5. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. –М.,1992.

  6. Словарь античности / Отв. ред. В.И. Кузищин. – М.,1992.

  7. Хорунженко К.И. Культурология: Энциклопедический словарь. –Ростов-на Д., 1997.

  8. Энциклопедический словарь по культурологии / Общ. ред. А.А. Радугина. – М., 1997.



Антологии и хрестоматии


1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.,1996.

  1. Антология мировой философии: В 4т. – М., 2006.

  1. Хрестоматия по культурологии / Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов-н/Д. – М., 2005.

  2. Хрестоматия по культурологии: В 2т. / И.Ф. Кефели и др. – М., 2006.

  3. Хрестоматия по культурологии / Сост. А.И. Кравченко. – М., 2006.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


  1. Августин Блаженный. О граде Божием. – М.,1994.

  2. Аристотель. Соч.: В 4т. – М., 1984.

  3. Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

  4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  6. Белый А. Символизм как миропонимание. –М., 1994.

  7. Бенедикт Рут. Хризантема и меч. Модели японской культуры. – СПб., Наука, 2007.

  8. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. –М., 1994.

  9. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2000.

  10. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  11. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.,1994.

  12. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. –М., Киев, 1994.

  13. Вольтер. Боги и люди. Статьи, памфлеты, письма. – М., 2006.

  14. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. в 4т. – М., 1968-1973.

  15. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.,1977.

  16. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.

  17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

  18. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». – М., 1993.

  19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. –М., 2003.

  20. Кант И. Соч.: В 6т. –М., 1965-1966. Т.4, 6.

  21. Кант И. Критика чистого разума. – М.. 2006.

  22. Кант И. Критика способности суждения. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане… – СПб., 2006.

  23. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология ХХ века. – М., 1995.

  24. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

  25. Конфуций. Беседы и суждения. Лунь. Юй. – СПб., Издательский дом «Кристалл», 2001.

  26. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1995.

  27. Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3т. – Л., 1987.

  28. Лихачёв Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. №2.

  29. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 1994.

  30. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  31. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки. СПб., 2004.

  32. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999.

  33. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998.

  34. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. – СПб., 2000.

  35. Ницше Ф. Сочинения: В 2т. М., 1990.

  36. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  37. Платон. Соч.: В 4т. – М.,1990-1991.

  38. Плутарх. Избранные жизнеописания. –М., 2006.

  39. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994.

  40. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

  41. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

  42. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

  43. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  44. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

  45. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

  46. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1983.

  47. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

  48. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004.

  49. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – М, 1987.

  50. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1994.

  51. Федотов Г. Судьба и грехи России / Избр. статьи по философии русской истории и культуры. – СПб., 1991-1992. Т.1-2.

  52. Флоренский П. Мысль и язык // Флоренский П. Сочинения. Т.2. – М., 1990.

  53. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М. 1993.

  54. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Избранное. – М., 1995. С. 34-102.

  55. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  56. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

  57. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

  58. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1998. Гл.5.

  59. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. – М., 1993.

  60. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

  61. Честертон Г.К. Вечный человек. –М. 1991.

  62. Щвейцер А. Культура и этика. – М., 1989.

  63. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. 1993, Т.2. 1998.

  64. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1986, №1.

  65. Эко У. Из заметок к роману «Имя розы» // Называть вещи своими именами. – М., 1986.

  66. Эко У. Когда на смену приходит Другой // Пять эссе на темы этики. – М., 1988. С.5-19.

  67. Элиот Т. С. Три значения понятия «культура» // Элиот Т.С. Избранное. –М., 2002.

  68. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1992.

  69. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988, №1.

  70. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М., 1991.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск