Скачать 88.3 Kb.
|
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ Данная программа составлена на основе принципа преемственности воспитательной работы от курса к курсу и в то же время отражает возможности обогащения, расширения ее содержания с учетом возрастных изменений, изменения видов, характера деятельности, расширения социальных ролей студентов старших курсов. Из этого следует, что формы работы, используемые на младших курсах, могут и должны использоваться на последующих курсах обучения, с учетом реального выполнения поставленных ранее воспитательных задач. Во избежание повторений при определении задач, содержания и форм воспитания на III, IV и V курсах мы стремились акцентировать внимание на том новом, что следует учесть при планировании воспитательной деятельности на старших курсах. При этом важно учесть одно из главных требований принципа личностно-ориентированного подхода: опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов. Пассивность - главное препятствие в достижении положительных результатов не только в воспитательной, но и в учебной, и в научной работе, а также и в дальнейшей профессиональной и личной жизни будущего специалиста. Необходимо стремиться к пониманию того, что студент - не послушный объект воспитательных воздействий, а активный субъект педагогического взаимодействия (различия между преподавателями и студентами заключаются не в правах, а в обязанностях). Поэтому целесообразно привлекать студентов не только к организации и проведению воспитательных дел, но и к планированию воспитательной работы, и к анализу ее результатов. I КУРС Воспитательные задачи: - изучение ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей студентов - формирование коллективов групп и курсов, определение лидеров - включение в вузовскую жизнь; - ознакомление с правовым и социальным статусом студента; - помощь в социально-психологической адаптации, введение в профессию; - помощь в освоении основ культуры умственного труда; - формирование понимания высокого назначения интеллигенции в обществе, понимания требований к личности интеллигента; - привитие навыков самостоятельной жизни, этикета; - формирование ориентации на здоровый образ жизни; - формирование у студентов организаторских навыков путем вовлечения их в работу органов студенческого самоуправления; - формирование умений предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов; - формирование бережного отношения к собственности филиала. Основные направления и формы воспитательной работы: 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции. - прикрепление к студентам наставников, кураторов групп; - проведение «Недели первокурсника»; - посещение музеев и исторических памятников; - организация самоуправления в группе (выбор старост, ответственных за социально значимую, культмассовую, физкультурную работу, летописца, казначея и др.) - беседы по ознакомлению с традициями вуза, участие в ритуалах; - участие в праздниках (День города, День учителя, День защитника Отечества, День Победы и др.); - участие в диспутах, беседах на этические темы; 2. Воспитание сознательного отношения к учебному труду и развитие интереса к избранной профессии - «Посвящение в студенты»; - беседы по ознакомлению с историей вуза и филиала, его научными школами и направлениями; - организация научных кружков; - анкетирование студентов «Что я знаю о будущей профессии?»; - встречи с выпускниками вуза; - встречи со студентами старших курсов; - обсуждение со студентами итогов текущей успеваемости и экзаменационной сессии; - беседы на темы: «Умею ли я рационально и эффективно трудиться?» «Мое отношение к учебе, труду других людей»; - изучение литературы о культуре умственного труда; - смотр-конкурс на лучший конспект, творческую работу; - благоустройство закрепленной территории. 3. Эстетическое воспитание - беседы по эстетике быта, внешнего вида, поведения; - встречи с мастерами искусства, писателями; - посещение музея, выставок; - участие в художественной самодеятельности института; - организация студенческих творческих конкурсов и выставок; - конкурс на лучшую публикацию в факультетской стенгазете. 4. Физическое воспитание - ознакомление со спортивной, физкультурно-оздоровительной базой города; - участие в спортивной и туристской работе вуза; - беседы, консультации, лекции по ознакомлению с правилами личной гигиены, первой медицинской помощи, охраны здоровья; - участие в спартакиаде первокурсников; - участие в работе спортивных секций, групп здоровья. II КУРС Воспитательные задачи: - расширение социальных ролей с целью обогащения жизненного опыта; - развитие самоуправления, общественной инициативы; - продолжение работы по формированию коллективов студенческих групп, укрепление традиций; - развитие правового сознания; - формирование культуры проявления эмоций, умения адекватно оценивать себя и других (успехи, достижения, промахи); - создание условий для личностной самореализации, развития умений коммуникативного общения, творческой самодеятельности; - приобщение к научной работе; - помощь в социализации; - формирование корпоративного патриотизма, духа студенческого сообщества. Основные направления, формы воспитательной работы 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции: - участие в работе профессиональных клубов, диспутах; - участие в выборных кампаниях; - участие в благотворительных мероприятий вуза, города, края; - подготовка и участие в мероприятиях, посвященных памятным датам, знаменательным событиям; - встречи с воинами; - читательские конференции; - участие в беседах, диспутах, дискуссиях; - обзоры материалов периодической печати, посвященные морально-этическим проблемам; - обсуждение произведений литературы и искусства по проблемам поиска смысла жизни, ценностных ориентаций, соотношения национального и общечеловеческого. 2. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие любви, интереса к избранной профессии: - участие в самообслуживании в учебных корпусах, в благоустройстве вуза, в городских хозяйственных мероприятиях; - участие в работе научных студенческих кружков; - встречи с интересными людьми; - подготовка обзоров по проблемам высшей школы, другим новинкам специальной литературы. 3. Эстетическое воспитание: - участие в эстетическом оформлении учебных корпусов (холлов, коридоров, вестибюлей) вуза и общежитий; - участие в обсуждении произведений мировой литературы и искусства; - посещение театра и обсуждение спектаклей; - участие в мероприятиях, проводимых институтской и городской библиотеками; - участие в организации концертов художественной самодеятельности; - участие в мероприятиях по охране и восстановлению историко-культурных памятников, эколого-природных комплексов. 4. Физическое воспитание: - участие в спортивных соревнованиях филиала, города, края, страны; - встречи с известными спортсменами филиала, города и края; - участие в турпоходах выходного дня; - организация коллективных творческих дел физкультурно-оздоровительного характера; - беседы по вопросам личной и общественной санитарии и гигиены. III КУРС Воспитательные задачи: - создание условий для повышения интеллектуальной и информационной культуры, профессионального самоопределения; - вовлечение всех студентов в активную социальную и научно-исследовательскую деятельность; - развитие навыков деловой и межличностной коммуникации; - ориентация каждого студента на достижение успеха в деятельности; - ориентация на деятельность по укреплению и обогащению традиций вуза; - формирование готовности к выполнению гражданского и воинского долга. Основные направления, формы воспитательной работы 1. Формирование гражданственности и активной социальной позиции: - участие в вузовских, городских, региональных, федеральных мероприятиях, акциях, движениях гуманистической, социальной направленности; - участие в мероприятиях патриотического характера; - проведение конференций, семинаров, тематических вечеров, посвященных памятным событиям страны, города и края; - беседы, диспуты, "круглые столы" по проблеме участия студентов в политической жизни; - участие в дискуссиях, диспутах на этические темы; - посещение лекций об основах профессиональной и служебной этики. 2. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса, любви к избранной профессии: - участие в научных студенческих конференциях, конкурсах, смотрах курсовых работ, и семинарах; - встречи, консультации с участием работников библиотек; - участие в субботниках по благоустройству института, прилегающей территории; - участие в профориентационной работе со школьниками. 3. Эстетическое воспитание: - участие в работе клубов эстетической направленности; - проведение бесед на эстетические темы с учащимися школ; - организация мероприятий на уровне образовательной программы и филиала; - встречи с писателями, деятелями искусства; - организация и участие в мероприятиях художественной самодеятельности и художественного творчества студентов. 4. Физическое воспитание: - совершенствование физической подготовки в секциях, участие в соревнованиях различного уровня; - участие в работе групп по пропаганде здорового образа жизни; - организация и проведение коллективных творческих дел физкультурно-спортивного характера. IV- V КУРСЫ Воспитательные задачи: - формирование социально-значимых и профессионально важных качеств в процессе выполнения социальных и профессиональных ролей; - закрепление формирования системы ценностей и основных личностных характеристик, определяющих статус специалиста; - повышение роли самоуправления, личной ответственности в жизненном и профессиональном самоопределении; - активное использование опыта старших курсов во всех сферах студенческой жизни. Основные направления, формы воспитательной работы 1. Формирование гражданственности, активной социальной позиции: - самостоятельное изучение актуальных концепций, теорий, имеющих социально-политическую, правовую, экономическую, социокультурную направленность; - встречи с политиками, общественными деятелями, представителями органов власти, военных формирований, СМИ; - участие в организации работы органов студенческого самоуправления; - формирование ориентации на критическое отношение к негативным идеологическим течениям, к программам политических партий; - участие в избирательных кампаниях; - участие в вузовских, региональных, федеральных и международных акциях, имеющих социально-гуманитарную направленность; - участие в конференциях, других мероприятиях, направленных на укрепление безопасности, мира, политического, экономического и культурного сотрудничества; - участие в благотворительных акциях; - участие в работе объединений по социальной и морально-психологической поддержке молодежи; - самостоятельное изучение основ законодательства РФ о браке, семье, о правах и обязанностях членов семьи, родителей, детей; особенностях делового этикета; - проведение бесед, лекций по проблемам служебной этики, выполнения должностных обязанностей; - ознакомление с законодательством о труде; - проведение дискуссий на тему этики и морали; - пропаганда психолого-педагогических знаний среди школьников, студентов, жителей города и края. 2. Воспитание сознательного отношения к труду и развитие интереса, любви к избранной профессии: - овладение информационной компетентностью – умениями поиска, переработки, хранения и представления информации; - проведение тематических НИР; - экскурсии в научно-информационные центры и т.п.; - участие в конференциях, конкурсах, смотрах на лучшую студенческую научную работу; - встречи с бывшими выпускниками, изучение рынка труда; - индивидуально-ориентированный выбор профиля и форм дополнительного образования. 3. Эстетическое воспитание: - организация культурно-массовых мероприятий в филиале; - знакомство с творческими коллективами города, культурными достижениями города, края; - беседы по эстетике быта, поведения, роли искусства в его жизни, а также организация этих бесед со школьниками и студентами младших курсов; - участие в подготовке выпускных мероприятий; 4. Физическое воспитание: - демонстрация личного примера студентам младших курсов в овладении физической культурой, ориентации на здоровый образ жизни; - оказание помощи товарищам, студентам младших курсов в преодолении вредных привычек; - участие в организации спортивных соревнований, спортивного туризма; - участие в соревнованиях среди вузов; - систематические занятия в группах шейпинга, аэробики, атлетической гимнастики и др.; |