Скачать 171.51 Kb.
|
Пояснительная записка: Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества», составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 / и Программы второго года обучения «Художественный образ и законы творчества» Автор Н.В.Гросул; Москва «Просвещение» 2005 год. Цели и задачи рабочей программы направлены на формирование личности ребёнка с широким кругозором, нравственно - эстетической отзывчивостью на прекрасное в жизни искусства. Развитие способностей к творческому самовыражению в изобразительной деятельности с учетом знаний, умений и навыков, полученных на занятия изостудии; Изменения, внесенные в рабочую программу, отсутствуют. Количество часов в программе кружка «Волшебные узоры» отведено 4 часа в неделю, 144 часа в год. Основные формы организации учебной деятельности – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: работа с натуры и по представлению в живописи, графике и скульптуре с освоением различных техник и материалов. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-15 лет. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: Обучающиеся должны знать: выразительные возможности композиции и объемных изображений; основы цветоведения; конструкции головы и ее пропорции. Обучающиеся должны уметь: видеть конструктивную форму предмета, владеть навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; пользоваться правилами линейной перспективы; Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней в организации школьных выставок рисунков. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Тема 1. Выразительные возможности композиции, линии и пятна. 30 ч. Тема 2. Основы цветоведения. 12ч. Тема 3.Выразительные возможности скульптуры.24ч. Тема 4. Натюрморт в живописи и графике. 24ч. Тема 5. Пейзаж в живописи и графике. 12 ч. Тема 6. Портрет в живописи, графике и скульптуре. 30ч. Тема 7. Экслибрис. 12 ч. Итого 144 часа. календарно-тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1.Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике. 30 ч Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Практическая работа: выполнение графических серий на темы «Осенний пейзаж», «Спорт», «Моя деревня » в технике графики, флористики. 2.Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передана пространства в живописи. 12 ч Колорит — система цветных тонов, их сочетание в картине Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовых контрастов. Приемы передачи пространства в живописи. Практическая работа: создание композиций на тему «Ярмарка», «Сельская улица», «Спорт». 3.Характер движения, равновесие масс, пропорции в скульптуре. 24 ч. Выразительные возможности скульптуры. Практическая работа: выполнение эскиза в скульптуре на темы: «Спорт», «Осенний базар» (композиция может быть одно-фигурной и несколько фигурной). Материалы: глина, пластилин, 4.Натюрморт в живописи. 12 ч Формат, цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка в эскизе натюрморта. Практическая работа: поиски композиции натюрморта в эскизе, выполнение натюрморта с натуры. 5.Натюрморт и графика. 12 ч Постановка натюрморта из нескольких предметов быта, Практическая работа: выполнение натюрморта в технике граттажа Практическая работа: выполнение эскиза натюрморта. Материалы: тушь. 6. Пейзаж в живописи и графике. 12 ч Поиски подходящего мотива в натуре и его композиционной завершенности. Фрагментарное решение первого плана, присутствие второго и третьего планов, выбор гаммы цветов в пейзаже, зарисовки сельского пейзажа. Практическая работа: выполнение сельского и городского пейзажа с натуры. Материалы: акварель или гуашь, передача линией пространства, условное решение плановости. 7.Портрет в графике. 12 ч Определение пропорций, поворота, ракурса головы. Практическая работа: выполнение набросков головы человека (в разных ракурсах), рисунок головы друга (с натуры). Материалы: художественный уголь, фактурная бумага, карандаш. 8.Портрет в живописи. 12 ч Поиски характера, передача настроения при помощи определенной гаммы цветов (ограниченная палитра). Практическая работа: автопортрет (быстрый этюд).Портрет литературного героя (сказка, поэзия, проза), портрет мамы. Материалы: карандаш, акварель (ограниченная гамма цветов), влажная бумага. 9.Портрет в скульптуре. 10 ч Передача выразительности, гротеск, утрирование пропорций, некоторая условность и декоративность решения в скульптурном портрете как одно из возможных решений образа. Практическая работа: создание портрета героя литературного произведения. Материалы: пластилин. 10.Экслибрис. 8 ч Ритм черных и белых пятен, лаконичность изображения, включение в композицию экслибриса шрифта. Практическая работа: эскиз и осуществление в материале экслибриса. Материалы: для графического рисунка — карандаш, тушь. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ; Устный, письменный, программированый, контроль в виде тестов, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий из текстов в пособии для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова.-В: Учитель, 2008., стр.62- 68. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Основная литература. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 кл –М.: Просвещение, 2008 г. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 2006. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006. Дополнительная литература: Живопись. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003 Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков. Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения). Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.; Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.; ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ Пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка фигуры человека, натюрморта, перспективы. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека. Репродукции произведений изобразительного искусства, методические рисунки. Цифровые образовательные ресурсы: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций. Презентации: Виды искусства. Основные и составные цвета. Натюрморт в истории искусства. История возникновения портрета. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр. Музыка и музылькальные клипы для релаксации. Модели и натурный фонд: муляжи фруктов (комплект), муляжи овощей (комплект). Драпировки, предметы быта (кринки, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.) |