Скачать 277.81 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 840 «Утверждаю» «Согласовано» Директор ГБОУ СОШ № 840 МО учителей начальных классов _______________ Агеева Н.В Председатель МО Приказ № 86/30 _______________Сорина Е. «_01_» сентября 2012г «_01_» сентября 2012г Программа внеурочной деятельности «Народные ремесла и промыслы России» Направленность: нравственно-эстетическая Вид деятельности: художественное творчество Автор: Королёва Татьяна Аркадьевна Срок реализации: 2года Возраст детей: 6-8лет Программа принята Педагогическим советом Протокол № __1___ от «30» августа 2012г. г. Москва 2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края. Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание данной программы предполагает формирование у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение). Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы. Направленность программы: художественно-эстетическая, вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников. Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка. Цель программы - формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности. Задачи: Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Предметом изучения программы «Народные ремесла и промыслы России» являются народные художественные промыслы и ремесла, как хорошо всем известные и любимые (игрушечные), так и менее популярные (резьба по дереву, кузнечное дело, елецкие, вологодские, кружева, павлопосадские платки, и другие). Технология ремесел раскрывается в знакомстве с техникой мастеров Жостова, Городецкой росписи, Дымковской и каргопольский игрушкой, Сергиево-Посадской матрешкой, Богородской игрушкой, работами мастеров Гжели, и т.д. Новизна программы и её отличительная особенность. Программа «Народные ремесла и промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а так же информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства. Актуальность программы. Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания программа «Народные ремесла и промыслы России», направлена на сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности учащихся начальной школы овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы учащиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют развивать образное мышление, пространственное воображение, художественно-конструктивные способности на основе собственного творческого опыта и знаний, полученными детьми в дошкольном возрасте. Развивают творческий потенциал и художественный вкус младших школьников. При оценке сформированности полученных навыков учитывается возрастная специфика: постепенный переход от совместной деятельности педагога и детей, к совместно-разделённой, а затем к самостоятельной творческой деятельности. В построении содержания программы предусмотрены:
Занятия позволяют детям включатся в процесс знакомства с народными промыслами в любое время года. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа «Народные ремесла и промыслы России» рассчитана на детей от 6 до 8 лет (1-2 класс). Сроки реализации программы. Срок реализации программы 2 года. Количество учащихся. Оптимальное количество учащихся в группе 12-15 человек. Режим занятий. Занятия проводятся с группой учащихся 2 раза в неделю по 1 часу, с обязательным включением динамического перерыва (10-15) мин. между разными частями занятия. Формы и методы занятий. Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности, технологии и ручного труда в котором используются:
Содержание и организация процесса теоретического обучения предусматривает использование информационно-коммуникативных технологий, раскрывающих основы технологических знаний, как в ознакомлении с народными художественными промыслами, так и в их использовании в практических работах по различным темам. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Тематические разделы программы.
Для занятий подбирается методическая литература, изделия народных мастеров (образцы которых могут храниться в школьном музее). Иллюстративный материал: альбомы, книги, буклеты, комплекты художественных открыток и др. В план занятий включается посещение музеев, выставок народного творчества, мастер-классы в центрах народных ремесел. Непосредственно на занятиях дети выполняют работу по мотивам того или иного народного промысла. Учащиеся знакомятся с отличительными особенностями промыслов, их размещением на территории России, учатся разбираться в применяемых материалах и техниках. Ожидаемые результаты. Основными результатами обучения по программе «Народные ремесла и промыслы России» должны стать начальные знания о видах народного декоративно-прикладного искусства. Умения и навыки по изготовлению и декоративному оформлению изделий из различных материалов. Планирование и организация деятельности, а также использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от усвоения основных видов универсальных учебных действий (личностных регулятивных, познавательных, коммуникативных). Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий в календарно-тематическом планировании позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения и показа педагогом конкретных способов и приемов декорирования, от характера самих заданий, связанных с созданием выразительной формы и ее украшением, и от умения пользоваться приемами декоративной стилизации. Универсальные учебные действия, и связанные с ними навыки работы, обеспечивают способность детей к самостоятельному использованию их на практике. Они способствуют реализации развивающего потенциала детей, и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Реализация задач осуществляется в процессе постепенного усвоения предлагаемого материала, на основе обучающих, развивающих и воспитательных задач. А так же на усвоении общности основных качественных характеристик любого художественного изделия: материал, форма, пропорции, декорирование и другие средства выразительности. Способы проверки результативности программы: В процессе реализации программы используются различные виды контроля: а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах. б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов, коррекция и т.д.) в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (игрушечные промыслы, плетение, и т.д.) в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми. Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы, подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только выполнить свою работу в определенной последовательности, но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду. Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам года проводится анализ работы детей и награждение учащихся. Формы подведения итогов могут включать в себя: Экспресс-выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы. Творческие выставки – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе, служат украшением в музее. Открытые занятия – проводятся 1 раз в год. На занятия приглашаются педагоги, родители. Тематические праздники – участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство. Показ театрализованных представлений - дети своими руками делают оформление, обыгрывают свои изделия. Игры, конкурсы, викторины – используются, как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия). Тестирование – применяется для проверки усвоения знаний по народным промыслам, последовательности технологии изготовления игрушки и т.п. Задачи первого года обучения: Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания с родной природой, бытовыми, праздничными, трудовыми событиями. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы – символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов. Опыт художественно-творческой деятельности. Освоение элементов и приемов кистевой росписи, работы тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Освоение элементов хохломской, Полхов-Майданской и семеновской росписи по дереву. Изготовление глиняной народной игрушки (дымковская и филимоновская игрушка), посуды из глины. Набойка и роспись по ткани (Павлово-Посадские платки). Лоскутное шитье (в варианте аппликации) и ткачество (нитки, бумага). В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу первого года освоения программы должны: Знать:
Уметь:
Темы занятий 1 года обучения.
Содержание занятий. |