Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 277.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации09.11.2013
Размер277.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 840

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор ГБОУ СОШ № 840 МО учителей начальных классов _______________ Агеева Н.В Председатель МО

Приказ № 86/30 _______________Сорина Е.

«_01_» сентября 2012г «_01_» сентября 2012г

Программа

внеурочной деятельности

«Народные ремесла и промыслы России»

Направленность: нравственно-эстетическая

Вид деятельности: художественное творчество
Автор:

Королёва Татьяна Аркадьевна

Срок реализации: 2года

Возраст детей: 6-8лет

Программа принята

Педагогическим советом

Протокол № __1___

от «30» августа 2012г.

г. Москва

2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края.

Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание данной программы предполагает формирование у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение).

Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества.

Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.

Направленность программы: художественно-эстетическая, вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.

Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.

Цель программы - формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.
Задачи:

Развивающие:

  1. Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.

  2. Способствовать усвоению и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства.

  3. Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения.


Образовательные:

  1. Дать знания об основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных, историей их возникновения и развития.

  2. Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.

  3. Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками и способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка.

  2. Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).

  3. Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.

  4. Способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, творческой самореализации младших школьников.



Предметом изучения программы «Народные ремесла и промыслы России» являются народные художественные промыслы и ремесла, как хорошо всем известные и любимые (игрушечные), так и менее популярные (резьба по дереву, кузнечное дело, елецкие, вологодские, кружева, павлопосадские платки, и другие). Технология ремесел раскрывается в знакомстве с техникой мастеров Жостова, Городецкой росписи, Дымковской и каргопольский игрушкой, Сергиево-Посадской матрешкой, Богородской игрушкой, работами мастеров Гжели, и т.д.
Новизна программы и её отличительная особенность.

Программа «Народные ремесла и промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а так же информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.
Актуальность программы.

Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.

Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания программа «Народные ремесла и промыслы России», направлена на сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности учащихся начальной школы овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы учащиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев.

Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют развивать образное мышление, пространственное воображение, художественно-конструктивные способности на основе собственного творческого опыта и знаний, полученными детьми в дошкольном возрасте. Развивают творческий потенциал и художественный вкус младших школьников.

При оценке сформированности полученных навыков учитывается возрастная специфика: постепенный переход от совместной деятельности педагога и детей, к совместно-разделённой, а затем к самостоятельной творческой деятельности.
В построении содержания программы предусмотрены:

  • Вариативность в заданиях, в выборе техник и материалов;

  • Вариативность в выборе произведений народного искусства;

  • Вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

Занятия позволяют детям включатся в процесс знакомства с народными промыслами в любое время года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа «Народные ремесла и промыслы России» рассчитана на детей от 6 до 8 лет (1-2 класс).

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 2 года.

Количество учащихся.

Оптимальное количество учащихся в группе 12-15 человек.

Режим занятий.

Занятия проводятся с группой учащихся 2 раза в неделю по 1 часу, с обязательным включением динамического перерыва (10-15) мин. между разными частями занятия.

Формы и методы занятий.

Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности, технологии и ручного труда в котором используются:

  • Беседа и наглядный показ, презентация изделий народный мастеров основные методы знакомства с народными промыслами.

  • Экскурсии включаются в программу с целью знакомства с центрами народного творчества.

  • Универсальные учебные действия в практической работе помогают понять технологию и освоить процесс способов выполнения того или иного художественного изделия.

  • Мастер - классы в школьном музее народной культуры послужат более полно увидеть связь предметов декоративно-прикладного искусства с жизнью человека.

  • Диагностика результатов осуществляется через контроль, оценку и включает в себя проверку усвоения программы и коррекцию как отдельных процессов, так и результатов деятельности на каждом году обучения.

  • Праздники, посвященные отдельным ремеслам - дают возможность глубже понять мир народных традиций.

  • Выставки детских работ могут быть использованы для школьного музея народной культуры и для проведения классных мероприятий по народной культуре, оформления уголков народного быта.

  • Элементы проектной деятельности включают в себя широкое использование различных форм группового сотрудничества и проектных форм работы и могут быть использованы как в работе школьного музея, так и в ежегодной научно-практической конференции «Истоки».

Содержание и организация процесса теоретического обучения предусматривает использование информационно-коммуникативных технологий, раскрывающих основы технологических знаний, как в ознакомлении с народными художественными промыслами, так и в их использовании в практических работах по различным темам.

Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.

Тематические разделы программы.

  • Игрушечные народные промыслы.

  • Глиняные, керамические и фарфоровые изделия

  • Изделия из дерева

  • Декоративная роспись и резьба по дереву и металлу

  • Ткачество и вышивка

  • Роспись по ткани

  • Плетение

  • Кружевоплетение

  • Кузнечное дело

Для занятий подбирается методическая литература, изделия народных мастеров (образцы которых могут храниться в школьном музее). Иллюстративный материал: альбомы, книги, буклеты, комплекты художественных открыток и др.

В план занятий включается посещение музеев, выставок народного творчества, мастер-классы в центрах народных ремесел. Непосредственно на занятиях дети выполняют работу по мотивам того или иного народного промысла. Учащиеся знакомятся с отличительными особенностями промыслов, их размещением на территории России, учатся разбираться в применяемых материалах и техниках.

Ожидаемые результаты.

Основными результатами обучения по программе «Народные ремесла и промыслы России» должны стать начальные знания о видах народного декоративно-прикладного искусства. Умения и навыки по изготовлению и декоративному оформлению изделий из различных материалов. Планирование и организация деятельности, а также использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от усвоения основных видов универсальных учебных действий (личностных регулятивных, познавательных, коммуникативных). Предполагается, что четкое выделение данных видов учебных действий в календарно-тематическом планировании позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения и показа педагогом конкретных способов и приемов декорирования, от характера самих заданий, связанных с созданием выразительной формы и ее украшением, и от умения пользоваться приемами декоративной стилизации. Универсальные учебные действия, и связанные с ними навыки работы, обеспечивают способность детей к самостоятельному использованию их на практике. Они способствуют реализации развивающего потенциала детей, и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Реализация задач осуществляется в процессе постепенного усвоения предлагаемого материала, на основе обучающих, развивающих и воспитательных задач. А так же на усвоении общности основных качественных характеристик любого художественного изделия: материал, форма, пропорции, декорирование и другие средства выразительности.
Способы проверки результативности программы:

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень художественных способностей ребенка, его знания о народных промыслах.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов, коррекция и т.д.)

в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (игрушечные промыслы, плетение, и т.д.)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы, подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только выполнить свою работу в определенной последовательности, но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду.

Очень важно, чтобы педагог нашел в каждой работе что-то особенное и интересное, поддержал в детях уверенность в своих силах. По итогам года проводится анализ работы детей и награждение учащихся.

Формы подведения итогов могут включать в себя:

Экспресс-выставкипроводятся в учебной группе при завершении каждой темы.

Творческие выставкииндивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе, служат украшением в музее.

Открытые занятияпроводятся 1 раз в год. На занятия приглашаются педагоги, родители.

Тематические праздникиучаствуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство.

Показ театрализованных представлений - дети своими руками делают оформление, обыгрывают свои изделия.

Игры, конкурсы, викториныиспользуются, как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия).

Тестирование применяется для проверки усвоения знаний по народным промыслам, последовательности технологии изготовления игрушки и т.п.
Задачи первого года обучения:
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания с родной природой, бытовыми, праздничными, трудовыми событиями. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства.
Формирование представлений о символике народного орнамента.

Образы – символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.
Опыт художественно-творческой деятельности.

Освоение элементов и приемов кистевой росписи, работы тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народных орнаментов. Освоение элементов хохломской, Полхов-Майданской и семеновской росписи по дереву. Изготовление глиняной народной игрушки (дымковская и филимоновская игрушка), посуды из глины. Набойка и роспись по ткани (Павлово-Посадские платки). Лоскутное шитье (в варианте аппликации) и ткачество (нитки, бумага).
В соответствии с поставленными задачами учащиеся к концу первого года освоения программы должны:

Знать:

  • Начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;

  • Отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории России;

  • Значения слов: народный мастер, гончар, ткачество, фон, орнамент, симметрия, ритм, эскиз, узор, роспись, набойка, коллаж;

  • Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • Особенности различных материалов и простейшие приемы работы с ними (бумага, ткань, глина, дерево).

  • Название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение;

  • Правила планирования и организации труда;

  • Правила безопасности и личной гигиены;

Уметь:

  • под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ­ствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой;

  • Стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной цвет предметов природы;

  • Применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции по собственному замыслу;

  • Выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии), и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);

  • Решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов;

  • Выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

  • Пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, сглаживать поверхность.



Темы занятий 1 года обучения.





Темы занятий

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1.

Вводное занятие

1


1


0

2.

Экскурсия в школьный музей народной культуры

2

1

1

3.

Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства


6


2


4

4.

Орнамент

10

4

6

5.

Изделия из дерева, резьба по дереву

12

2

10

6.

Ткачество, изделия из ткани

12

3

9

7.

Глиняные и керамические изделия

12

3

7

8.

Игрушечные промыслы

20

4

16

9.

У всякого мастера свои фантазии

6

2

4

10.

Выставка творческих работ учащихся

2

1

0

11.

Итоговое занятие

1

1

0




ИТОГО:

76

часов

23

часов

53

часа


Содержание занятий.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск