Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 207.2 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер207.2 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины


Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"
Отделение прикладной политологии

Программа дисциплины

«Организационная культура и организационное развитие»


для направления 030200.62 Политология подготовки бакалавра
Авторы программы:

Лещенко О.А., к.соц. наук, доцент, Lestchenko@mail.ru

Герасимов С.В., к. соц. наук, доцент, votje82@mail.ru

4 курс

Одобрена Советом образовательных программ отделения прикладной политологии «___»_______________ 2013 г.
Утверждена руководителем Совета образовательных программ отделения прикладной

политологии «___»_______________ 2013 г.

Г.Л. Тульчинский _____________________

Санкт-Петербург, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Организационная культура и организационное развитие».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 Политология;

  • Образовательной программой 030200.62 Политология;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 Политология, утвержденным в 2013 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Организационная культура и организационное развитие» являются:

  1. изучение теоретических концепций организационной культуры, организационного развития;

  2. знакомство с современными формами и методами формирования, поддержания организационной культуры;

  3. освоение практических навыков исследования культyры организации;

  4. изучение основных методов изменения культуры.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

- понятия организационной культуры и организационного развития;

- основные теоретические концепции организационной культуры;

- факторы и условия, определяющие организационную культуру;

- типы организационной культуры;

- содержание и показатели анализа организационной культуры;

- принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры;

- суть корпоративной культуры, ее роли и реальных возможностях в повышении эффективности экономической деятельности;

- методы изменения культуры организации;

  • Уметь

- систематизировать, обобщать неупорядоченную информацию, аргументы и выводы;

- использовать концептуальный и терминологический аппарат в области организационной культуры и организационного развития;

- анализировать существующую на предприятии организационную культуру;

- применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития и приобретения профессиональных компетенций.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

- публичного выступления перед аудиторией;

- использования социологических методов для оценки эффективности управления организационной культурой;

- поиска и анализа информации, используя иностранные источники.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен организовать научно-исследовательскую и

экспертно-аналитическую работу в коллективе

ПК-1

- владеет способностями излагать свои мысли грамотно и внятно

- демонстрирует готовность и способность к коллективному интеллектуальному поиску, аналитической обработке материалов и презентации полученных результатов

- демонстрирует способности публичного выступления


- участие в деловых играх

- выступления на семинарах по темам курса, групповая работа



Способен свободно пользоваться русским и иностранным

языками как средством делового общения

ПК-3

- демонстрирует способность подбора материалов на иностранном языке по заданной теме

- владеет знаниями иностранного языка для анализа видео материалов и статей


- анализ раздаточных материалов

- чтение литературы на иностранном языке

- анализ видео материалов и статей по теме на иностранном языке


Способен к эффективной коммуникации, четко выражать

свою позицию, соотносясь с характером аудитории, в

которой эта позиция представляется, имея в виду возраст,

образовательный уровень, настрой аудитории, ситуацию, в

которой происходит общение

ПК-4

- владеет способностями излагать свои мысли грамотно и внятно в устной и письменной форме

- обосновывает цели и отбор источников критического анализа

- демонстрирует способность публичного выступления


- участие в обсуждении докладов и сообщений

- участи в деловых играх

- подготовка и сдача зачета

- выступления на семинарах по темам курса


Способен оформлять, представлять и докладывать

результаты выполненной работы

ПК-5

- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях

- участвует в обсуждении докладов и сообщений



- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- участи в деловых играх

- написание эссе

- подготовка и сдача зачета


Способен порождать принципиально новые идеи, обладает креативностью

ПК -18

- владеет способностями формулировать, излагать свои мысли грамотно и внятно в письменной и устной форме

- обосновывает цели и отбор источников критического анализа

- демонстрирует готовность и способность к коллективному интеллектуальному поиску, аналитической обработке материалов и презентации полученных результатов


- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- написание эссе

- участие в деловых играх


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


[Для ГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.

[Для ФГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу социальных и экономических дисциплин.

[Для НИУ:]

Для направления подготовки 030200.62 «Политология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Философия

  • Социология

  • Психология

  • История

  • Культурология

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Основы связей с общественностью

  • Рекламный менеджмент

  • Имидж и репутация

  • Деловая культура руководителя



  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основные понятия и теоретические рамки

54

6

4




44

2

Организационная культура и корпоративная культура

53

5

4




44

3

Управление и развитие организационной культуры

54

6

4




44

4

Оценка эффективности организационной культуры

55

7

4




44




Итого

216

24

16




176


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(5-я неделя)

Эссе

*










Форма: письменная. 4-6 тыс. слов

Итоговый

Зачет

*










Форма: устная (итоговые вопросы к зачету)


    1. 6.1.Критерии оценки знаний, навыков


- текущий контроль: работа на семинарских занятих, эссе;

- итоговый контроль - зачет.

Оценки за текущий и итоговый контроль выставляются по 10-ти балльной шкале.
    1. 6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: подготовка сообщений по темам курса, участие в деловых играх, разборах кейсов. Преподаватель фиксирует в рабочей ведомости работу студентов на семинарах. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарам и оценивается на аудиторных семинарских занятиях. Активное участие в обсуждениях имеет определенный вес в накопленной оценке студента. 6 отметок об активном участии студента на семинарских занятиях составляют 40% накопленной оценки. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Осем.

Текущим контролем, предусмотренным в РУП, является написание эссе. Текущий контроль составляет 40% накопленной оценки и выставляется по 10-ти балльной шкале.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,4* Отекущий + 0,4* Осем

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = Оэссе ;
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2*Озач

О(накопленная) - накопительная оценка;

О(сем.) оценка работы на семинарах, самостоятельная работа студентов;

О(текущий) – оценка за текущий контроль (реферат);

O (зач) – оценка, полученная на зачете;

О(результ) – итоговая результирующая оценка.

Способ округления накопленной оценки и итогового контроля в форме зачета: арифметический, в пользу студента.
Сдача эссе (текущий контроль) является условием допуска к зачету. При условии неудовлетворительной накопленной оценки, студент может получить дополнительное задание, предполагающее дополнительную самостоятельную работу. Оценка за дополнительное задание оценивается по 10-ти балльной шкале и составляет не более 20% накопленной оценки.
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Основные понятия и теоретические рамки


Лекций: 6 часа

Семинаров: 4 часа

Понятие «Организационная культура». Структура Организационной культуры (горизонтальное и вертикальное измерение), (поверхностный уровень, глубинный уровень). Организационное развитие как научное направление. Концепция организационного развития -- 50-е годы, США – 60-е, 70-е. Уоррен Беннис, Эдгар Шайн, Ричард Бекхард. Особенности концепции ОР в России. Понятие организационного развития. Понятие организационной культуры. Блэк и Маргулис, характеристики ОР.

Системный подход. Проблема формирования организационной культуры (единство в системе). Т. Парсонс, система AGIL. Модель Квина-Рорбаха. Р.Квин и Дж.Рорбах – модель "Конкретизирующиеценности и организационная эффективность". Модель Питерса-Уотермана. Тейлористско-фордистская парадигма организации труда. Современные виды научной организации труда. Модель Айзедиса – организация как живой организм. Модель Л. Грейнера (Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow// HBR. 1972. July-August.) – пять стадий организационного развития. Методы организационного развития.
Вопросы к семинарам:

  1. Понятия организационной культуры и организационного развития.

  2. Тейлористско-фордистская парадигма организации труда.

  3. Модели организационной культуры.

  4. Методы организационного развития.

Задание 1: Анализ различий в западных и российских подходах к определению организационного развития. Ридер: Алябина Е.В. Сравнение российских и зарубежных подходов к концепции организационного развития/ Вестник НГУ: Социально-экономические науки. – 2011. – том 11. Вып. 1.

Задание 2: найти 10 определений организационного развития с указанием источника и автора. Подготовить таблицу. Проанализировать определения, выявить в них общее и особенное.
Литература по теме:

  1. Алябина Е.В. Сравнение российских и зарубежных подходов к концепции организационного развития/ Вестник НГУ: Социально-экономические науки. – 2011. – том 11. Вып. 1.

  2. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб пособие для студентов вузов,

обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации". – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  1. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. – М., 2000.

  2. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2008.

  3. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Бусыгин О. В. Факторы организационного развития предприятий. М.: Академия естествознания, 2009.

  4. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2003.

  5. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб. : Питер, 2001.

  6. Margulies N., Raia A. Organization Development: Values, Process, and Technology. N. Y.: McGraw-Hill, 1972.

  7. Waclawski J., Church A. H. Organization Development: A Data-Driven Approach to Organizational Change. Pfeiffer, 2001. 400 p.


Тема 2. Организационная культура и корпоративная культура

Лекций: 5 часа

Семинаров: 4 часа

Этапы формирования организационной культуры. Корпоративная культура как «социальный клей, удерживающий целостность организации» (С. Роббинс). Миссия компании – высшее предназначение, философия компании. Корпоративный кодекс предприятия. Корпоративный дух – особый общий настрой руководства и сотрудников компании. Фирменный стиль – один из регуляторов поведения корпорации и ее сотрудников. Имидж корпорации. Корпоративные ритуалы и корпоративные праздники. Различие в подходах к структуре корпоративной культуры: американский, японский и российский подходы. Структура корпоративной культуры по А. Маслоу. Материальный и духовный уровни. Элементы материальной культуры. Человеческий капитал. Внутренняя и внешняя культура. Культура межличностных отношений, социальная ответственность, отношение к акционерам и клиентам. Трудовая этика. Этика руководителя. Оппортунистическое поведение.
Вопросы к семинарам:

  1. Корпоративная культура С. Роббинса.

  2. Структура корпоративной культуры.

  3. Деловая этика.

  4. Этика руководителя.

  5. Борьба с оппортунистическим поведением.

Задание: Сравнение традиционной и современной корпорации. На основании раздаточных материалов ( Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – Москва: ИКЦ "МарТ", 2003; Никитова С. Г. Организационная культура: Конспект лекций /Сост. С.Г. Никитова – М.: МИЭМП, 2007. – С. 9-11.).
Литература по теме:

  1. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А.Капитонов, Г.П.Зинченко, А.Э.Капитонов. – М.: Альфа-пресс, 2008.

  2. Клягин С. В. Организационное развитие – новая профессия на рынке труда в России. URL: http://bigc.ru/publications/other/org_culture/org_razv_new_pr_russia.php

  3. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – Москва: ИКЦ "МарТ", 2003.

  4. Макарова А. В. Классификация методов организационного развития и их картирова-ние. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=665236.

  5. Никитова С. Г. Организационная культура: Конспект лекций /Сост. С.Г. Никитова – М.: МИЭМП, 2007.

  6. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб.: Питер, 2001.

  7. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учебник / Ю.Ю.Петрунин, В.К.Борисов; МГУ им.М.В.Ломоносова. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

  8. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.


Тема 3. Управление и развитие организационной культуры

Лекций: 6 часа

Семинаров: 4 часа

Факторы, определяющие изменения организационной культуры. Формальные и неформальные коммуникации. Формальный/неформальный лидер.

Культура руководства. Методы руководства. Стили управления. Управление по структуре, управление по ограничениям. Мотивация. А. Маслоу, Ф. Герцберг, С. Адамс. Система поощрений и наказаний. Сила воздействия оргкультypы на поведение людей в организации.
Вопросы к семинарам:

1) Суть формальных/неформальных коммуникаций.

2) Стили управления, специфика.

3) Система мотивации.

4) Изменение организационной культуры
Литература по теме:

  1. Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления: монография /Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.: «Гуманистика», 2006.

  2. Корпоративная культура и управление изменениями: [сборник ста-тей по материалам журнала Harvard Business Review"] / пер. с англ. А. Лисицыной. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  3. Организационная культура: учебник/ Под ред. Шаталовой Н.И. – М.: Издательство "Экзамен", 2006.

  4. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство: монография / Э.Х. Шейн; пер. с анг.; под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002.

  5. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2003.

  6. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб. : Питер, 2001.

  7. Margulies N., Raia A. Organization Development: Values, Process, and Technology. N. Y.: McGraw-Hill, 1972.


Тема 4. Оценка эффективности организационной культуры

Лекций: 7 часа

Семинаров: 4 часов

Культура и стратегия организации. Типы организационной культуры. Типологии организационных культур Д.Коула, Ч.Хэнди, М.Бурке, Т.Дил и А.Кекнеди, Ф.Тромпенаарса. Понятие эффективности в управлении. Инструменты оценки организационной культуры. К.Камерон и Р.Куинн – инструмент оценки конкурентных ценностей (Organization Culture Assessment Instrument, OCAI). Методы изучения корпоративной культyры: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документов; исследование сложившейся практики управления, устного фольклора и др. Методика OCAI Камерона и Куинна.
Вопросы к семинарам:

1) Типология организационных культур

2) Инструменты оценки организационной культуры

2) Методы оценки эффективности.

Задание: Сравнить рассмотренные методики диагностики организационной культуры (методики К. Камерона и Р. Куинна; Т. Дила и А. Кеннеди;). Выделить их преимущества и недостатки. Подготовить таблицу.
Литература по теме:

  1. Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления: монография /Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.: «Гуманистика», 2006.

  2. Маслов B.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффектив-ной организационной культуры: Учебник. - М.: Финпресс, 2004.

  3. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. – СПб.:

  4. Питер, 2001.

  5. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А.Капитонов, Г.П.Зинченко, А.Э.Капитонов. – М.: Альфа-пресс, 2008.

  6. Корпоративная культура и управление изменениями: [сборник ста-тей по материалам журнала Harvard Business Review"] / пер. с англ. А. Лисицыной. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.


  1. Образовательные технологии


Лекции предполагают изложение материалов преподавателем и совместное обсуждение изучаемых тем со студентами.

Семинары проводятся как в форме заслушивания докладов и обсуждения дискуссионных моментов, так и в форме деловых игр и разбор кейсов и видео роликов, в том числе на английском языке. Участие в таких деловых играх поможет студентам научиться применять полученные знания на практике. Во время деловых игр имитируются ситуации из реальной практики.

На семинарах студенты должны высказать свою точку зрения и изложить тезисы собственного доклада, а также слушать других, критически оценивать чужие мнения и аргументацию. По дискуссионной проблеме студент вправе высказывать любое мнение, в том числе не совпадающее с мнением преподавателя. Единственное условие - аргументировать свою позицию.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль: эссе

Ориентировочные темы эссе:

- Различные подходы к организационной культуре в США, Японии, России

- Специфика российского подхода к организационной культуре

- Формирование, поддержание, изменение организационной культуры

- Деловая этика

- Типы организационных культур

- Стадии организационного развития

- Эволюция понятия организационного развития

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Итоговый контроль: зачет.

Перечень вопросов к зачету :

    1. Концепция организационного развития.

    2. Опишите структуру организационной культуры.

    3. Модель Айзедиса – организация как живой организм.

    4. Сущность модели Квина-Рорбаха.

    5. Сущность модели Питерса-Уотермана.

    6. Сущность организации труда по Ф. Тэйлору, Г. Форду?

    7. Какие пять стадий организационного развития обозначил Л. Грейнер? В чем суть каждой стадии?

    8. Различия в подходах к корпоративной культуре Японии, США, России.

    9. Особенности культуры российских организаций.

    10. Формирование организационной культуры.

    11. Поддержание организационной кyльтyры.

    12. Изменение организационной кyльтypы.

    13. Управление по структуре и управление по ограничениям.

    14. Стили управления организацией, характерные особенности каждого стиля?

    15. Инструмент оценки Камерона и Куинна.

    16. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации.

    17. Деловая этика как элемент корпоративной культуры.

    18. Типологии организационной культyры.



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


Курс является авторским. Для успешного освоения дисциплины рекомендуется изучение рекомендованной основной и дополнительной научной литературы.

10.2. Основная литература


  1. Алябина Е.В. Сравнение российских и зарубежных подходов к концепции организационного развития/ Вестник НГУ: Социально-экономические науки. – 2011. – том 11. Вып. 1.

  2. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

  3. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А.Капитонов, Г.П.Зинченко, А.Э.Капитонов. – М.: Альфа-пресс, 2008.

  4. Корпоративная культура и управление изменениями: [сборник статей по материалам журнала Harvard Business Review"] / пер. с англ. А. Лисицыной. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  5. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2008.

  6. Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Бусыгин О. В. Факторы организационного развития предприятий. М.: Академия естествознания, 2009.



10.3. Дополнительная литература


  1. Асаул, А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления: монография /Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.: «Гуманистика», 2006.

  2. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб пособие для студентов вузов,

  3. обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации". – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  4. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. – М., 2000.

  5. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие. — 1996. — №2.

  6. Ефремов В.С. Стратегическое управления в контексте организационного развития. //Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — №1.

  7. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

  8. Капитонов Э. А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А.Капитонов, Г.П.Зинченко, А.Э.Капитонов. – М.: Альфа-пресс, 2008.

  9. Клягин С. В. Организационное развитие – новая профессия на рынке труда в России. URL: http://bigc.ru/publications/other/org_culture/org_razv_new_pr_russia.php

  10. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – Москва: ИКЦ "МарТ", 2003.

  11. Маслов B.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффектив-ной организационной культуры: Учебник. - М.: Финпресс, 2004.

  12. Моргунов Е.Б. Организационное поведение. М.: 2004.

  13. Макарова А. В. Классификация методов организационного развития и их картирование. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=665236.

  14. Никитова С. Г. Организационная культура: Конспект лекций /Сост. С.Г. Никитова – М.: МИЭМП, 2007.

  15. Организационная культура: учебник/ Под ред. Шаталовой Н.И. – М.: Издательство "Экзамен", 2006.

  16. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2003.

  17. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: Учебник / Ю.Ю.Петрунин, В.К.Борисов; МГУ им.М.В.Ломоносова. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

  18. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб.: Питер, 2001.

  19. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб. : Питер, 2001.

  20. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство: монография / Э.Х. Шейн; пер. с анг.; под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002.

  21. Margulies N., Raia A. Organization Development: Values, Process, and Technology. N. Y.: McGraw-Hill, 1972.

  22. Parsons T. The social system. Glencoe. Ill. Free Press 1969.

  23. Waclawski J., Church A. H. Organization Development: A Data-Driven Approach to Organizational Change. Pfeiffer, 2001. 400 p.

  24. Федеральный образовательный портал «Auditorium.ru» [Электрон. ресурс] // Доступно из URL: http://www.auditorium.ru/



11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий (лекций и семинаров) используется видео-аппаратура, необходимая для презентаций в PowerPoint. Студентам требуется доступ к ресурсам электронной библиотеки НИУ ВШЭ для самостоятельной работы и подготовки к занятиям.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск