Скачать 207.2 Kb.
|
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Организационная культура и организационное развитие» для направления 030200.62 Политология подготовки бакалавра Авторы программы: Лещенко О.А., к.соц. наук, доцент, Lestchenko@mail.ru Герасимов С.В., к. соц. наук, доцент, votje82@mail.ru 4 курс Одобрена Советом образовательных программ отделения прикладной политологии «___»_______________ 2013 г. Утверждена руководителем Совета образовательных программ отделения прикладной политологии «___»_______________ 2013 г. Г.Л. Тульчинский _____________________ Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Организационная культура и организационное развитие». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Организационная культура и организационное развитие» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
- понятия организационной культуры и организационного развития; - основные теоретические концепции организационной культуры; - факторы и условия, определяющие организационную культуру; - типы организационной культуры; - содержание и показатели анализа организационной культуры; - принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры; - суть корпоративной культуры, ее роли и реальных возможностях в повышении эффективности экономической деятельности; - методы изменения культуры организации;
- систематизировать, обобщать неупорядоченную информацию, аргументы и выводы; - использовать концептуальный и терминологический аппарат в области организационной культуры и организационного развития; - анализировать существующую на предприятии организационную культуру; - применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития и приобретения профессиональных компетенций.
- публичного выступления перед аудиторией; - использования социологических методов для оценки эффективности управления организационной культурой; - поиска и анализа информации, используя иностранные источники. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
[Для ГОС:] Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин. [Для ФГОС:] Настоящая дисциплина относится к циклу социальных и экономических дисциплин. [Для НИУ:] Для направления подготовки 030200.62 «Политология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- текущий контроль: работа на семинарских занятих, эссе; - итоговый контроль - зачет. Оценки за текущий и итоговый контроль выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: подготовка сообщений по темам курса, участие в деловых играх, разборах кейсов. Преподаватель фиксирует в рабочей ведомости работу студентов на семинарах. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарам и оценивается на аудиторных семинарских занятиях. Активное участие в обсуждениях имеет определенный вес в накопленной оценке студента. 6 отметок об активном участии студента на семинарских занятиях составляют 40% накопленной оценки. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Осем. Текущим контролем, предусмотренным в РУП, является написание эссе. Текущий контроль составляет 40% накопленной оценки и выставляется по 10-ти балльной шкале. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,4* Отекущий + 0,4* Осем где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = Оэссе ; Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2*Озач О(накопленная) - накопительная оценка; О(сем.) – оценка работы на семинарах, самостоятельная работа студентов; О(текущий) – оценка за текущий контроль (реферат); O (зач) – оценка, полученная на зачете; О(результ) – итоговая результирующая оценка. Способ округления накопленной оценки и итогового контроля в форме зачета: арифметический, в пользу студента. Сдача эссе (текущий контроль) является условием допуска к зачету. При условии неудовлетворительной накопленной оценки, студент может получить дополнительное задание, предполагающее дополнительную самостоятельную работу. Оценка за дополнительное задание оценивается по 10-ти балльной шкале и составляет не более 20% накопленной оценки. Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Тема 1. Основные понятия и теоретические рамкиЛекций: 6 часа Семинаров: 4 часа Понятие «Организационная культура». Структура Организационной культуры (горизонтальное и вертикальное измерение), (поверхностный уровень, глубинный уровень). Организационное развитие как научное направление. Концепция организационного развития -- 50-е годы, США – 60-е, 70-е. Уоррен Беннис, Эдгар Шайн, Ричард Бекхард. Особенности концепции ОР в России. Понятие организационного развития. Понятие организационной культуры. Блэк и Маргулис, характеристики ОР. Системный подход. Проблема формирования организационной культуры (единство в системе). Т. Парсонс, система AGIL. Модель Квина-Рорбаха. Р.Квин и Дж.Рорбах – модель "Конкретизирующиеценности и организационная эффективность". Модель Питерса-Уотермана. Тейлористско-фордистская парадигма организации труда. Современные виды научной организации труда. Модель Айзедиса – организация как живой организм. Модель Л. Грейнера (Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow// HBR. 1972. July-August.) – пять стадий организационного развития. Методы организационного развития. Вопросы к семинарам:
Задание 1: Анализ различий в западных и российских подходах к определению организационного развития. Ридер: Алябина Е.В. Сравнение российских и зарубежных подходов к концепции организационного развития/ Вестник НГУ: Социально-экономические науки. – 2011. – том 11. Вып. 1. Задание 2: найти 10 определений организационного развития с указанием источника и автора. Подготовить таблицу. Проанализировать определения, выявить в них общее и особенное. Литература по теме:
обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации". – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Тема 2. Организационная культура и корпоративная культура Лекций: 5 часа Семинаров: 4 часа Этапы формирования организационной культуры. Корпоративная культура как «социальный клей, удерживающий целостность организации» (С. Роббинс). Миссия компании – высшее предназначение, философия компании. Корпоративный кодекс предприятия. Корпоративный дух – особый общий настрой руководства и сотрудников компании. Фирменный стиль – один из регуляторов поведения корпорации и ее сотрудников. Имидж корпорации. Корпоративные ритуалы и корпоративные праздники. Различие в подходах к структуре корпоративной культуры: американский, японский и российский подходы. Структура корпоративной культуры по А. Маслоу. Материальный и духовный уровни. Элементы материальной культуры. Человеческий капитал. Внутренняя и внешняя культура. Культура межличностных отношений, социальная ответственность, отношение к акционерам и клиентам. Трудовая этика. Этика руководителя. Оппортунистическое поведение. Вопросы к семинарам:
Задание: Сравнение традиционной и современной корпорации. На основании раздаточных материалов ( Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – Москва: ИКЦ "МарТ", 2003; Никитова С. Г. Организационная культура: Конспект лекций /Сост. С.Г. Никитова – М.: МИЭМП, 2007. – С. 9-11.). Литература по теме:
Тема 3. Управление и развитие организационной культуры Лекций: 6 часа Семинаров: 4 часа Факторы, определяющие изменения организационной культуры. Формальные и неформальные коммуникации. Формальный/неформальный лидер. Культура руководства. Методы руководства. Стили управления. Управление по структуре, управление по ограничениям. Мотивация. А. Маслоу, Ф. Герцберг, С. Адамс. Система поощрений и наказаний. Сила воздействия оргкультypы на поведение людей в организации. Вопросы к семинарам: 1) Суть формальных/неформальных коммуникаций. 2) Стили управления, специфика. 3) Система мотивации. 4) Изменение организационной культуры Литература по теме:
Тема 4. Оценка эффективности организационной культуры Лекций: 7 часа Семинаров: 4 часов Культура и стратегия организации. Типы организационной культуры. Типологии организационных культур Д.Коула, Ч.Хэнди, М.Бурке, Т.Дил и А.Кекнеди, Ф.Тромпенаарса. Понятие эффективности в управлении. Инструменты оценки организационной культуры. К.Камерон и Р.Куинн – инструмент оценки конкурентных ценностей (Organization Culture Assessment Instrument, OCAI). Методы изучения корпоративной культyры: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документов; исследование сложившейся практики управления, устного фольклора и др. Методика OCAI Камерона и Куинна. Вопросы к семинарам: 1) Типология организационных культур 2) Инструменты оценки организационной культуры 2) Методы оценки эффективности. Задание: Сравнить рассмотренные методики диагностики организационной культуры (методики К. Камерона и Р. Куинна; Т. Дила и А. Кеннеди;). Выделить их преимущества и недостатки. Подготовить таблицу. Литература по теме:
Лекции предполагают изложение материалов преподавателем и совместное обсуждение изучаемых тем со студентами. Семинары проводятся как в форме заслушивания докладов и обсуждения дискуссионных моментов, так и в форме деловых игр и разбор кейсов и видео роликов, в том числе на английском языке. Участие в таких деловых играх поможет студентам научиться применять полученные знания на практике. Во время деловых игр имитируются ситуации из реальной практики. На семинарах студенты должны высказать свою точку зрения и изложить тезисы собственного доклада, а также слушать других, критически оценивать чужие мнения и аргументацию. По дискуссионной проблеме студент вправе высказывать любое мнение, в том числе не совпадающее с мнением преподавателя. Единственное условие - аргументировать свою позицию.
Тематика заданий текущего контроляТекущий контроль: эссе Ориентировочные темы эссе: - Различные подходы к организационной культуре в США, Японии, России - Специфика российского подхода к организационной культуре - Формирование, поддержание, изменение организационной культуры - Деловая этика - Типы организационных культур - Стадии организационного развития - Эволюция понятия организационного развития Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныИтоговый контроль: зачет. Перечень вопросов к зачету :
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1. Базовый учебникКурс является авторским. Для успешного освоения дисциплины рекомендуется изучение рекомендованной основной и дополнительной научной литературы. 10.2. Основная литература
10.3. Дополнительная литература
11. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения занятий (лекций и семинаров) используется видео-аппаратура, необходимая для презентаций в PowerPoint. Студентам требуется доступ к ресурсам электронной библиотеки НИУ ВШЭ для самостоятельной работы и подготовки к занятиям. |