Скачать 1.81 Mb.
|
Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Начальник ОО и по ДМ заведующий МДОУ протокол №1 администрации МО детский сад № 3 от 29.08.2011 год «Параньгинский «Колокольчик» муниципальный район» _____________ ___________ /А.С.Хакимова/ /Г.Х.Габдрахманова/ Приказ № 17 от 29.08.11 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Параньгинский детский сад № 3 «Колокольчик» общеразвивающего вида» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 1 часть 1. Пояснительная записка. 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. 3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: - физическая культура - здоровье - безопасность - социализация - труд - познание - коммуникация - чтение художественной литературы - художественное творчество - музыка 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 5. Система мониторинга. 2 часть 1. Национально – региональный компонент 2. Экспериментальная работа 3. Создание предметно – развивающей среды 4. Работа с родителями 5. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста 6. Особенности организации образовательного процесса в старших группах 7. Преемственность ДОУ со школой 8. Дополнительное образование 1 ЧАСТЬ 1. Пояснительная записка. Образовательная программа МДОУ детский сад №3 «Колокольчик» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе. Возрастные и индивидуальные особенности детей: В ДОУ функционируют шесть возрастных групп, в которых воспитываются 144 ребёнка, в том числе: - 1 младшая группа (2 – 3 года) - 39 детей (две группы) - 2 младшая группа (3 – 4 года) - 27 детей; - средняя группа (4 – 5 лет) - 27 детей; - старшая группа (5 – 6 лет) - 25 детей; - подготовительная группа (6 – 7 лет) - 26 детей. Детский сад посещают дети разных национальности: русские, мари, татары. Учитывая это, в детском саду уделяется внимание изучению родного (марийского, татарского) языков, традиций и обычаев народов. Это осуществляется во всех группах в разных видах деятельности: ИЗО (знакомство с орнаментом, узорами, народно – декоративным искусством); физическая культура (народные игры); музыка (разучивание песен, танцев народов, проживающих на территории района); развитие речи и чтение художественной литературы ( знакомство со сказками, потешками, пословицами и загадками) и т.д. В старшей и подготовительной группах обучению марийскому языку проводится на занятиях. Режим работы - пятидневный. Продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении – 10,5 часов. Недельная нагрузка учебных занятий: для детей от 2 до 3 лет – не более 10 занятий, для детей от 3 до 4 лет не более 11 занятий, от 4 до 5 лет - не более 12 занятий, от 5 до 6 лет – не более 15 занятий, от 6 до 7 лет – не более 17 занятий. Продолжительность занятий: для детей первой младшей группы (от 2 до 3лет) – 10 мин., второй младшей группы (от 3 до 4 лет) – не более 15 мин., для детей средней группы (от 4 до 5 лет)– не более 20 мин., для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) – не более 25 мин., для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) - не более 30 мин. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года проводятся каникулы. В каникулы и в летний период учебные занятия не проводятся. от 3 до 4 лет В 3 года любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый, но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта к р и з и с а 3 л е т. Дети 3-4 лет усваивают некоторые н о р м ы и п р а в и л а п о в е д е н и я, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого. Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. В 3 года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка и мальчик. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых. Развивается овладение навыками с а м о о б с л у ж и в а н и я, в этот период высока потребность ребенка в движении. Он начинает осваивать основные движения. Представления ребенка о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – его непосредственным опытом. Внимание детей 4 года жизни непроизвольно, его устойчивость проявляется по – разному. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. мышление является наглядно – действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. В 3-4 года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, в этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Развитие трудовой деятельности связано с освоением процессуальной стороны труда, дети осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно – бытовом труде, труде в природе. Музыкально – художественная деятельность детей носит непосредственный характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности. Он может осуществлять музыкальный анализ, начинает проявлять интерес по отношению к различным видам музыкально – художественной деятельности. От 4 до 5 лет Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п. Как правило, к 5 годам без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает не устойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как мальчикам. 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными партнёрами по игре, чем взрослые. В общую игру вовлекаются от 2 до 10 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут. Развивается моторика дошкольников. Ребёнок способен активно усваивать движения, продолжается усвоение детьми сенсорных эталонов. овладение способами их использования и совершенствования обследования предметов. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным. В среднем возрасте связь мышления и действии сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. К 5 годам внимание становится более устойчивым, интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить 5-6 предметов из 10-15. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками. В большинстве контактов главным средством общения является речь. К 5 годам в большинстве своем дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Речь становится более связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать словами впечатления из личного опыта. В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно - проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. От 5 до 6 лет Ребёнок 5-6 лет стремиться познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи. и зависимости в социальном поведении и взаимоотношения людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети имеют представление гендерной принадлежности по существенным признакам. Существенные изменения происходят в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движении. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов расширяются и углубляются. Ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети могут использовать несложные приёмы и средства. В 5-6 лет приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. На 6 году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей становится нормой правильное произношение звуков. Ребёнок использует средства интонационной выразительности, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы. В старшем возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются быстро, качественно, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В старшем возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, проявляется некоторая эстетическая избирательность, совершенствуется качество музыкальной деятельности. В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. От 6 до 7 лет В целом ребёнок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они уверенно владеют культурой самообслуживания. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей приобретает общение между собой, именно в этот период зарождается детская дружба. В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности аргументированно обосновывают её преимущества. В играх дети способны отражать достаточно сложные социалные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается сюжетная линия. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях. Совершенствуются ходьба, бег, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте, так и по цветовому тону. К концу дошкольного возраста увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребёнок начинает успешно использовать новое средство-слово. С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его , относя к определённой категории предметов или явлений , устанавливает логические связи. Воображение детей становится богаче и оригинальнее, логичнее и последовательнее. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Дети классифицируют изображение предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связано с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятии. Речевое умение детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. В своей речи ребёнок чаще использует сложные предложения, увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.д. На ряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значение слов. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. К 7 годам появляется речь – рассуждение. Музыкально – художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Совершенствуется и усложняется техника рисования, им становятся доступны приёмы декоративного украшения. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна. Сведения о педагогах:
Уровень квалификации педагогов и специалистов:
Сведения о родителях:
Наш детский сад работает по «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Москва, 2010 год) и программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развития образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В ДОУ деятельность направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка. Построена воспитательно – образовательная работа на основе медико – психолого – педагогической диагностики с учетом способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: - охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни; - познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста. |