Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 194.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.11.2013
Размер194.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа

Программа «Истоки 9 класс» Автор: Сафонова Наталия Павловна Место работы: МОУ Одоевская средняя общеобразовательная школа, Шарьинского муниципального района, Костромской области. Должность: учитель предмета «Истоки»


Учебная программа «Истоки – 9 класс»

Данная программа «Истоки – 9 класс» написана для того, чтобы учитель мог чётко и планомерно вести уроки, знать цели и задачи по данному курсу. Программа разработана с учётом изучения истории Костромского края, его православным традициям и обычаям.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОКИ – 9 КЛАСС»

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием – уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие.

Предмет «Истоки-9» введён в нашей школе с 20011 – 2012 учебного года. Для того чтобы планомерно вести уроки по данному курсу, чётко знать цели и задачи данного курса, и встал вопрос о написании программы. Основной цельюпрограммы является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу отечественных традиций. Он призван сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, в воспитании деятельного, порядочного, совестливого и честного человека.

В основу курса положены фундаментальные нравственные ценности российской культуры и образа жизни. Они органично связаны с Евангельскими истинами, прежде всего с нравственными ориентирами Нагорной проповеди Христа, ставшими интегрирующим базисным контекстом мирового христианства, неотъемлемой частью которого является и русская культура. Именно их осмыслению и посвящён курс «Истоки» для 9 класса.

Цели программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры человека.

  2. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной деятельности.

  3. Приобретение знаний основ православной культуры.

  4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Реализация задач возможна при условии проведение систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм занятий, выполнение творческих работ.

Основные направления программы:

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: изучение малой Родины, историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

  1. Комбинированный урок.

  2. Ролевая игра, урок-игра (краеведческая викторина, «Счастливый случай»)

  3. Интегрированный урок.

  4. Литературно-музыкальная, поэтическая композиция.

  5. Экскурсия.

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Это позволяет закрепить полученные знания. Курс «Истоки – 9 класс», включённый в школьное расписание, предполагает проведение уроков один раз в неделю, длительность изучения 34 часа за учебный год.

Межпредметная интеграция занятий:

  1. Литература

  2. История Костромского края.

  3. Изобразительное искусство.

  4. География.

  5. Музыка.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в краеведческий музей села «Горница» и г. Шарьи.

  2. Экскурсии, походы по святым местам своей малой Родины, к памятникам Великой Отечественной войны.

  3. Сбор материалов по краеведению.

  4. Оформление материалов.

  5. Создание и оформление этнографического уголка.

  6. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

  7. Обработка фото- и видеоматериалов.

Прогнозируемые результаты программы:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения отдельных блоков). Образовательная и воспитательная работа должна носить деятельный характер. Недостаточно изучить теоретический материал, рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, милосердии, необходимы реальные дела по сплочению детского коллектива, вовлечению в совместную творческую деятельность.

Итогом года обучения является участие во встречах со старожилами села, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями из первоисточника. Приобретённые знания по истории родного края, традициям народа учащиеся могут применить, отдыхая в летнем православном лагере в селе Печёнкино.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Форма подведения итогов реализации образовательной программы:

  1. Проведение выставок предметов русского быта, собранных у жителей села.

  2. Проведение выставок декоративно-прикладного народного творчества учащихся.

  3. Организация праздников православного, народного календаря.

  4. Участие в муниципальных конференциях по православному воспитанию.

  5. Участие в Варнавинских чтениях.


СОДЕРЖАНИЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ - 9_ КЛАСС»

Введение.

Что есть Истина? Представления об Истине. Три позиции Истины. Истина как знание. Истина как счастье. Истина как Бог. Две жизненные позиции. Поиск Истины в земном мире. Человека направляют на единение с Богом.

Творческое задание: подобрать пословицы о знании, счастье.

1. Пути к Истине: взгляд человеческий.

Любовь и Семья – мужские и женские миры, любовь и влюблённость, семья как подвиг во имя Истины, как сбиваются с пути к Истине, семья как Малая Церковь.

Творческое задание: составить родословную своей семьи.

Воспитание в православной семье–устройство жизни православной семьи, самое важное для христианской семьи, жизнь по церковному календарю, книги, иконы.

Встреча с настоятелем храма.

Слава и успех–Слава по достоинству, успех по заслугам, чем привлекают успех и слава, виды славы, границы и время славы.

Творческое задание: рефераты об известных людях Костромской области.

Власть – «Поля власти» и её возможности, соблазны власти, лики власти, Власть Слова и Духа.

Чтение Священного Писания: Повествование об искушении властью самого Иисуса Христа.

Богатство - богатство дела, богатство слова, богатство духа, как не ошибиться и правильно распорядиться богатством.

Творческое задание: пословицы и поговорки о богатстве.

Православный храм (экскурсия) - что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История храма «Всех святых» села Одоевское.

Творческое задание: нарисовать храм.

Знание – что знает и что не может знать человек. София – Премудрость Божия. «Кто любит Бога, тому дано знание»

Творческое задание: рефераты на темы: Мистика. Философия. Религия. Наука

Итоговое занятие:

Диспут - Человек, мир, религия – что такое жизнь? Религия и атеизм. Путь разума в поисках Истины.

2. Начало пути к Истине:

Нищие духом – кто такие «нищие духом» и что такое «нищета духовная», самоуверенные и самодовольные, духовно нищие и нищие духовно.

Творческое задание: мудрые мысли, пословицы и поговорки о смирении.

Нагорная проповедь–заповеди Блаженства, притча о благоразумном строителе, суть учения Иисуса Христа.

Чтение детской библии.

Плачущие – плачущие от страдания, плачущие от сострадания, плачущие от радости, плачущие в покаянии.

Творческое задание: рисунок храма Василия Блаженного, реферат на тему: «Жизнь Василия Блаженного»

Кроткие – кто они? О славолюбии и тщеславии, какая бывает кротость.

Костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери – история возникновения иконы на Костромской земле, Феодор Стратилат, икона в наши дни.

Творческое задание: реферат на тему «Костромские святые»

3. Дела на пути к Истине:

Утешители – Ближние, друзья и родные, природа. Сам в горе, но другого утешай. Ложные утешения; лучше не дари, да после не кори.

Творческое задание: стихи о природе, пословицы и поговорки о родных и друзьях.

Благодетели – ступени благодеяния. Как возникает желание помочь ближнему. Малые дела ведут к большому добру.

Миротворцы –множественность понятия «мир». Суть миротворчества. Хотите мира – готовьтесь к войне. Враги миротворчества. Мир как духовный труд.

Патриархи Московские и всея Руси – история Русской православной церкви в лицах, особенности облачения и атрибуты патриарха.

Творческое задание: рефераты о патриархах Всея Руси.

Труженики – о правилах труда у наших предков. Как труд ведёт к Истине? Труд как священное действие. Лень - мать зля, обманный путь.

Кострома – земля тружеников –Промыслы: ручное ткачество, лоскутное шитьё, художественная вышивка, плетение из прута, плетение из бересты, керамика и глиняная игрушка, резьба по дереву, тестопластика, художественная ковка, ювелирное искусство.

Творческое задание: художественная вышивка платка, пословицы о труде

4. Испытания на пути к Истине:

Чистые сердцем – какими чертами наделяется сердце в Библии? Два сердца – физическое и духовное. Как сберечь чистоту сердца. Что несёт человеку чистое сердце.

Святые Православной церкви, которые достигли состояния духовной чистоты – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Блаженная Ксения Петербургская, Николай Чудотворец.

Творческое задание: реферат на тему «Чистые сердцем».

Беспокойные – делатель, делец, болтун, завистник, равнодушный.

Знаменитые люди Костромской земли – художники, архитекторы, музыканты, поэты.

Творческое задание: стихи поэтов Костромской земли.

Правдолюбцы – Равнодушные к Правде. Помнящие о Правде. Уважающие Правду. Борющиеся за Правду. Мысли борцов за Правду. Ищущие Правду.

История Русской Православной церкви – Проникновение христианства на Русь. Крещение Руси.

Творческое задание: стихи о Крещении Руси.

Русская Православная Церковь в современной России – административное управление, источники содержания. Монашество. Духовное образование. Социальная деятельность РПЦ. Средства массовой информации. Церковь и медицина. Миссионерская деятельность. Духовенство и армия. Молодёжные православные объединения.

Святые места Костромской земли, храмы и монастыри - Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь,Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, Свято-ПредтеченскийИаково-Железноборовский мужской монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Троице-СыпановПахомиево-Нерехтский женский монастырь, Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь, Знаменский женский монастырь, Макариево-Писемский женский монастырь, Паисиево-Галичский женский монастырь, Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь.

Творческое задание:реферат на тему: «Святые места Костромской земли».
ЛИТЕРАТУРА.

Учебник «Истоки» 9 класс А.В. Камкин

«История Русской Православной Церкви» О.Н. Яшина

«История Русской Православной Церкви в лицах» Ю. Тутина, А. Дорофеев.

«Азы Православия» К. Слепинин

«Шедевры русской иконописи» Н. Майорова, Г. Скоков.

Видеофильм «Жемчужины России Костромская область»

Костромские православные сайты.




Кол-во часов

Тема урока

Цель урока

Основное содержание

Форма учебного занятия

Учебник

1.

1

Вводный урок

Дать представление о различных взглядах на Истину.

Истина как знание.

Истина как счастье.

Истина как Бог.

Две жизненные позиции.

Урок получения новых знаний.

Стр.3 - 6

Пути к Истине: взгляд человеческий (8 часов)

2.

1

Любовь и семья

Сформировать понятие о любви. Рассмотреть этапы становления и развития любви в семье.

Мужские и женские миры.

Любовь и влюблённость – где радостный путь к Истине?

Семья как подвиг во имя Истины. Семья как маленькая Церковь.

Урок – беседа, дискуссия, сопровождается презентацией.

Стр. 9-14

Составить Родословную своей семьи

3.

1.

Воспитание в православной семье.

Познакомить учащихся с устройством жизни в православной семье.

Человек по учению церкви состоит из тела, души и духа.

Воспитание «страха Божия».

Соблюдение поста.

Жизнь по церковному календарю.

Урок-беседа с приглашение настоятеля храма.

Стр. 13-14

4.

1

Слава и успех

Формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать ответственное отношение к выбору жизненного пути.

Слава по достоинству, успех по заслугам.

Слава незаслуженная, эгоистичная.

Слава заслуженная.

Слава небесная.

Границы времени и славы.

Комбинированный урок

Стр. 15-20

Рефераты об известных людях костромской земли.

5.

1

Власть

Дать представление о «полях власти». Познакомить учащихся со Священным Писанием.

«Поля власти» и её возможности.

Что соблазняет человека во власти?

Лики власти.

Власть без лика.

Власть Слова и Духа.

Урок- размышление

Стр. 21-26

6.

1

Богатство.

Формировать у учащихся способности выбора жизненных установок.


Богатство дела. Богатство слова.

Богатство духа.

Как богатством распорядиться и не ошибиться?

Комбинированный урок

Стр. 27-32

Пословицы и поговорки о богатстве.

7.

1

Православный храм.

Знакомство с православным храмом своего села.

Что такое храм? Внешний облик православного храма.

Внутреннее убранство храма. Иконостас.

Царские врата. Престольный праздник.

Экскурсия в храм

Рисунки храма

8.

1

Знание.

Дать представление учащимся о том, что знает и что не может знать человек.

Что знает и что не может знать человек.

Что требует от человека путь к Истине.

София – Премудрость Божия.

Урок – размышление.

Стр.33-39

Реферат на темы: Мистика. Религия. Философия. Наука.

9.

1

Человек, мир, религия.

Формировать представление учащихся о понятии жизненного выбора современного человека.

Что такое жизнь?

Религия и атеизм.

Путь разума в поисках Истины.

Диспут




Начало пути к Истине.(5 часа)

10.

1

Нищие духом.

Познакомить с понятиями «Нищие духом и нищета духовная». В

чём их общее предназначение?

Кто такие «нищие духом» и что такое «нищета духовная»?

Самоуверенные и самодовольные.

Духом нищие и нищие духом.

Комбинированный урок

Стр. 43-48

Пословицы, поговорки, мудрые мысли о смирении.

11.

1

Нагорная проповедь.

Познакомить учащихся с нагорной проповедью с заповедями Блаженства.

Слайд – фильм по одноимённому рассказу В.И. Даля «Детям о Заповедях».

Чтение нагорной проповеди.

Поэтическая композиция

Чтение детской библии

12.

1

Плачущие

Формировать представление о том, что истинная благодатная сила - это покаяние.

Плачущие от страдания.

Плачущие от сострадания.

Плачущие от радости.

Плачущие в покаянии.

Урок получения новых знаний.

Стр.49-57

Рисунок храма Василия Блаженного, реферат о Василии Блаженном.

13.

1

Кроткие

Сформировать представление учащихся, что «кротость» - это путь к внутренней гармонии, согласию между мыслями, чувствами и желаниями.

Кроткие – кто они?

О славолюбии и тщеславии.

Какая бывает кротость?

Комбинированный урок

Стр.58-66

14.

1

Костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери.

Познакомить с Костромской святыней, в честь кого она имеет своё название.

Феодоровская икона Божией Матери.

Феодор Стратилат.

Икона в наши дни.

Урок получения новых знаний.

Реферат «Костромские святые»

Дела на пути к Истине(8 часа)

Дела на пути к Истине(4 часа)

15.

1

Утешители

Познакомить учащихся, сформировать представление о том, чем же утешаются люди мира сего.

Ближние.

Друзья и родные.

Природа.

Сам в горе, но другого утешай.

Ложные утешения.

Лучше не дари, да после не кори.

Урок-беседа

Стр.69-74

Стихи о природе, пословицы о родных и друзьях.

16.

1

Благодетели

Формировать чувство милосердия к людям, желания помочь ближнему.

Ступени благодеяния.

Как возникает желание помочь ближнему.

Малые дела ведут к большому добру.

Комбинированный урок

Стр.75-83

17.

1

Миротворцы

Дать представление о том, что «мир» имеет множественные понятия.

Множественное понятие «мир».

Суть миротворчества.

Хотите мира – готовьтесь к войне.

Враги миротворчества.

Мир как духовный труд.

Урок получения новых знаний.

Стр.84-90

18.

1

Патриархи Московские и Всея Руси.

Познакомить учащихся с историей Русской Православной Церкви в лицах.

Биография 16 патриархов.

Презентация

Комбинированный урок.

Рефераты о патриархах Московских и всея Руси.

19-21

2

Труженики

Формировать у учащихся трудовые, нравственные качества, воспитывать ответственное отношение к выбору жизненного пути.

О правилах труда у наших предков.

Как труд ведёт к Истине?

Труд как священное действие.

Лень – мать зла, обманный путь.

Урок – беседа

Экскурсия в музей

Стр.91-932

22-23

2

Кострома – земля тружеников.

Познакомить учащихся с народными промыслами Костромского края.

Ручное ткачество.

Лоскутное шитьё.

Художественная вышивка.

Плетение из бересты.

Плетение из прута.

Керамика и глиняная игрушка.

Резьба по дереву.

Тестопластика.

Художественная ковка.

Ювелирное искусство.

Комбинированный урок

Художественная вышивка платка.

Пословицы о труде.

Испытания на пути к Истине (9 часа)

24- 25

2

Чистые сердцем.

Святые Православной церкви.

Познакомить учащихся со святыми Православной Церкви, которые достигли состояния духовной чистоты.

Два сердца.

Как сберечь чистоту сердца.

Что несёт человеку чистое сердце?

Комбинированный урок

Стр.97-102

Реферат на тему: «Чистые сердцем»

26.

1

Беспокойные

Раскрыть учащимся богословское толкование жизни.

Делатель.

Делец.

Болтун.

Завистник.

Равнодушный.

Пусть будет больше беспокойных делателей.

Урок-размышление

Стр.103-110

27.

1

Знамениты люди Костромской земли.

Познакомить учащихся со знаменитыми людьми Костромской земли.

Художники.

Поэты.

Музыканты.

Архитекторы.

Урок – беседа.

Стихи поэтов Костромского края.

28.

1

Правдолюбцы

Сформировать чёткое представление о правде как о борьбе с малодушием, слабостью, трусостью.

Равнодушные к Правде.

Помнящие о Правде.

Уважающие Правду.

Борющиеся за Правду.

Мысли борцов за Правду.

Ищущие Правду.

Урок получения новых знаний.

Стр.111-117

29.

1

История Русской Православной Церкви.

Познакомить учащихся с историей РПЦ.

Проникновение христианства на Русь.

Крещение Руси.

Урок получения новых знаний.

Стихи о Крещение Руси.

31-32

2

Русская Православная Церковь в современной России.

Познакомить учащихся с административным управление РПЦ в современной России.

Административное управление.

Источники содержания.

Духовное образование.

Церковь и медицина.

Средства массовой информации.

Миссионерская деятельность.

Духовенство и армия.

Молодёжные православные объединения.


Беседа, диспут.

-

33.

1

Святые места Костромской земли, храмы и монастыри.

Познакомить учащихся со святыми местами своей малой Родины.

История создания монастырей Костромской области.

Презентация, фильм-экскурсия «Жемчужины России»

Реферат на тему: « Святые места Костромской земли».

34.

1

Обобщение темы курса:

«В поисках Истины»

Обобщение темы: «В поисках Истины»

Подведение итогов.

Урок-обобщение

Стр.118

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск