Скачать 194.46 Kb.
|
Программа «Истоки 9 класс» Автор: Сафонова Наталия Павловна Место работы: МОУ Одоевская средняя общеобразовательная школа, Шарьинского муниципального района, Костромской области. Должность: учитель предмета «Истоки» Учебная программа «Истоки – 9 класс» Данная программа «Истоки – 9 класс» написана для того, чтобы учитель мог чётко и планомерно вести уроки, знать цели и задачи по данному курсу. Программа разработана с учётом изучения истории Костромского края, его православным традициям и обычаям. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОКИ – 9 КЛАСС» Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием – уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие. Предмет «Истоки-9» введён в нашей школе с 20011 – 2012 учебного года. Для того чтобы планомерно вести уроки по данному курсу, чётко знать цели и задачи данного курса, и встал вопрос о написании программы. Основной цельюпрограммы является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу отечественных традиций. Он призван сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, в воспитании деятельного, порядочного, совестливого и честного человека. В основу курса положены фундаментальные нравственные ценности российской культуры и образа жизни. Они органично связаны с Евангельскими истинами, прежде всего с нравственными ориентирами Нагорной проповеди Христа, ставшими интегрирующим базисным контекстом мирового христианства, неотъемлемой частью которого является и русская культура. Именно их осмыслению и посвящён курс «Истоки» для 9 класса. Цели программы:
Реализация задач возможна при условии проведение систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм занятий, выполнение творческих работ. Основные направления программы: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: изучение малой Родины, историческое, духовное краеведение. Формы проведения занятий:
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Это позволяет закрепить полученные знания. Курс «Истоки – 9 класс», включённый в школьное расписание, предполагает проведение уроков один раз в неделю, длительность изучения 34 часа за учебный год. Межпредметная интеграция занятий:
Механизм реализации программы:
Прогнозируемые результаты программы: Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения отдельных блоков). Образовательная и воспитательная работа должна носить деятельный характер. Недостаточно изучить теоретический материал, рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, милосердии, необходимы реальные дела по сплочению детского коллектива, вовлечению в совместную творческую деятельность. Итогом года обучения является участие во встречах со старожилами села, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями из первоисточника. Приобретённые знания по истории родного края, традициям народа учащиеся могут применить, отдыхая в летнем православном лагере в селе Печёнкино. Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Форма подведения итогов реализации образовательной программы:
СОДЕРЖАНИЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ - 9_ КЛАСС» Введение. Что есть Истина? Представления об Истине. Три позиции Истины. Истина как знание. Истина как счастье. Истина как Бог. Две жизненные позиции. Поиск Истины в земном мире. Человека направляют на единение с Богом. Творческое задание: подобрать пословицы о знании, счастье. 1. Пути к Истине: взгляд человеческий. Любовь и Семья – мужские и женские миры, любовь и влюблённость, семья как подвиг во имя Истины, как сбиваются с пути к Истине, семья как Малая Церковь. Творческое задание: составить родословную своей семьи. Воспитание в православной семье–устройство жизни православной семьи, самое важное для христианской семьи, жизнь по церковному календарю, книги, иконы. Встреча с настоятелем храма. Слава и успех–Слава по достоинству, успех по заслугам, чем привлекают успех и слава, виды славы, границы и время славы. Творческое задание: рефераты об известных людях Костромской области. Власть – «Поля власти» и её возможности, соблазны власти, лики власти, Власть Слова и Духа. Чтение Священного Писания: Повествование об искушении властью самого Иисуса Христа. Богатство - богатство дела, богатство слова, богатство духа, как не ошибиться и правильно распорядиться богатством. Творческое задание: пословицы и поговорки о богатстве. Православный храм (экскурсия) - что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История храма «Всех святых» села Одоевское. Творческое задание: нарисовать храм. Знание – что знает и что не может знать человек. София – Премудрость Божия. «Кто любит Бога, тому дано знание» Творческое задание: рефераты на темы: Мистика. Философия. Религия. Наука Итоговое занятие: Диспут - Человек, мир, религия – что такое жизнь? Религия и атеизм. Путь разума в поисках Истины. 2. Начало пути к Истине: Нищие духом – кто такие «нищие духом» и что такое «нищета духовная», самоуверенные и самодовольные, духовно нищие и нищие духовно. Творческое задание: мудрые мысли, пословицы и поговорки о смирении. Нагорная проповедь–заповеди Блаженства, притча о благоразумном строителе, суть учения Иисуса Христа. Чтение детской библии. Плачущие – плачущие от страдания, плачущие от сострадания, плачущие от радости, плачущие в покаянии. Творческое задание: рисунок храма Василия Блаженного, реферат на тему: «Жизнь Василия Блаженного» Кроткие – кто они? О славолюбии и тщеславии, какая бывает кротость. Костромская святыня – Феодоровская икона Божией Матери – история возникновения иконы на Костромской земле, Феодор Стратилат, икона в наши дни. Творческое задание: реферат на тему «Костромские святые» 3. Дела на пути к Истине: Утешители – Ближние, друзья и родные, природа. Сам в горе, но другого утешай. Ложные утешения; лучше не дари, да после не кори. Творческое задание: стихи о природе, пословицы и поговорки о родных и друзьях. Благодетели – ступени благодеяния. Как возникает желание помочь ближнему. Малые дела ведут к большому добру. Миротворцы –множественность понятия «мир». Суть миротворчества. Хотите мира – готовьтесь к войне. Враги миротворчества. Мир как духовный труд. Патриархи Московские и всея Руси – история Русской православной церкви в лицах, особенности облачения и атрибуты патриарха. Творческое задание: рефераты о патриархах Всея Руси. Труженики – о правилах труда у наших предков. Как труд ведёт к Истине? Труд как священное действие. Лень - мать зля, обманный путь. Кострома – земля тружеников –Промыслы: ручное ткачество, лоскутное шитьё, художественная вышивка, плетение из прута, плетение из бересты, керамика и глиняная игрушка, резьба по дереву, тестопластика, художественная ковка, ювелирное искусство. Творческое задание: художественная вышивка платка, пословицы о труде 4. Испытания на пути к Истине: Чистые сердцем – какими чертами наделяется сердце в Библии? Два сердца – физическое и духовное. Как сберечь чистоту сердца. Что несёт человеку чистое сердце. Святые Православной церкви, которые достигли состояния духовной чистоты – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Блаженная Ксения Петербургская, Николай Чудотворец. Творческое задание: реферат на тему «Чистые сердцем». Беспокойные – делатель, делец, болтун, завистник, равнодушный. Знаменитые люди Костромской земли – художники, архитекторы, музыканты, поэты. Творческое задание: стихи поэтов Костромской земли. Правдолюбцы – Равнодушные к Правде. Помнящие о Правде. Уважающие Правду. Борющиеся за Правду. Мысли борцов за Правду. Ищущие Правду. История Русской Православной церкви – Проникновение христианства на Русь. Крещение Руси. Творческое задание: стихи о Крещении Руси. Русская Православная Церковь в современной России – административное управление, источники содержания. Монашество. Духовное образование. Социальная деятельность РПЦ. Средства массовой информации. Церковь и медицина. Миссионерская деятельность. Духовенство и армия. Молодёжные православные объединения. Святые места Костромской земли, храмы и монастыри - Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь,Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, Свято-ПредтеченскийИаково-Железноборовский мужской монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Троице-СыпановПахомиево-Нерехтский женский монастырь, Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь, Знаменский женский монастырь, Макариево-Писемский женский монастырь, Паисиево-Галичский женский монастырь, Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь. Творческое задание:реферат на тему: «Святые места Костромской земли». ЛИТЕРАТУРА. Учебник «Истоки» 9 класс А.В. Камкин «История Русской Православной Церкви» О.Н. Яшина «История Русской Православной Церкви в лицах» Ю. Тутина, А. Дорофеев. «Азы Православия» К. Слепинин «Шедевры русской иконописи» Н. Майорова, Г. Скоков. Видеофильм «Жемчужины России Костромская область» Костромские православные сайты.
|