ГБОУ СОШ № 71 Калининский район г. Санкт-Петербург Учитель начальных классов Нестерова Лариса Вениаминовна
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4 класс.
Тема: «Россия – наша Родина».
Цель: - формирование чувства гордости за свою Родину
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей
- воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны - воспитывать уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны - учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, развивать коммуникативные и речевые действия учащихся Используемые учебники: учебник для общеобразовательных учреждений «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы» А.Я.Данилюк. Издательство «Просвещение», Москва 2012 год
( учебник входит в систему « Школа России») Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, экран аудиозапись гимна Российской Федерации
презентация Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Знакомство с содержанием курса.
Сегодня мы начинаем изучать новый предмет. Он называется « Основы религиозной культуры и светской этики». Перед вами учебник, рассмотрите его.
- Чем он отличается от других учебников? 3. Введение в тему урока. - Запишите в тетрадь тему урока.
- Как вы понимаете эту тему?
- Как называется наша страна? ( Россия) (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради) - А кто знает, как звучит полное название нашей страны? (Российская Федерация) (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради) - Что означает слово Федерация? Слово Федерация говорит о том, что в стране объединено много республик, краёв, областей. В них живут люди разных национальностей. – Россия самая большая страна на нашей планете. Она занимает 1 место в мире по территории и по численности населения (слайд 1,2)
Необъятная страна (стихотворение наизусть рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна.
(В. Степанов) - У каждой страны есть государственная символика.
- Какие символы государства вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Что означает слово герб? (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради)
Слово герб пришло из немецкого языка и обозначает – наследство. Фигуры и предметы, которые изображены на гербе, выражают исторические традиции государства (рассказывает подготовленный ученик)
- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл – символ могущества государства – со знаками власти в когтистых лапах) (слайд 6)
- На столах у вас лежат листы. Нарисуйте флаг нашей страны (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради)
- Сколько цветов имеет флаг нашего государства? (3)
Трёхцветный флаг России утверждён первым российским императором - Петром 1. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к её флагу (рассказывает подготовленный ученик)
- Как вы думаете, что могут означать цвета на флаге нашей страны? В настоящее время не существует официального толкования цветов флага России. Однако сейчас они трактуются следующим образом:
Белый цвет - мир, чистота;
синий цвет - вера, верность ;
красный цвет - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество (слайд 5) (рассказывает подготовленный ученик)
- Что ещё относится к государственной символике? (гимн) (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради)
Слово гимн образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Гимн слушают стоя (рассказывает подготовленный ученик)
Гимн России – это торжественная песня о красоте, величии нашей Родины. Первый российский гимн появился в 1833 году при императоре Николае Первом. Современный гимн на музыку Александрова и слова Михалкова был принят 8 декабря 2000 года (рассказывает подготовленный ученик) (слушание гимна, аудиозапись гимна Российской Федерации, слайд 7)
4. Определение темы урока « Россия – наша Родина».
Слайд 3. - Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? ( Россия – наша Родина)
- Что можно увидеть на карте?
- Что обозначает слово « Родина»? (запись слова учителем на доске, а учащимися в тетради) (Работа с Толковым словарём)
Родина – это:
1.Отечество, родная страна 2. Место рождения. Нашу страну мы тоже называем Родиной.
Слово Родина образовано от слова «род»- происхождение, семья, место рождения (ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Подберите к слову Родина родственные слова (Родной, родимая (сторона), родители)
- Подберите к слову Родина слова – синонимы (Отечество, Отчизна, родная страна, мать – земля).
- Объясните смысл этих слов. (Слайд 14)
- С какими воспоминаниями у тебя связано слово «Родина»? (Слайд 13)
- А вот как об этом пишет З. Александрова (Слайд 9,10,11,12)
Стихотворение учащиеся читают по слайдам.
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!
- Как вы понимаете строки: «Родина бывает разная, Но у всех она одна!»
5. Работа с пословицами. (Слайд 15)
- Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родился, там тот и пригодился. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Всякому мила своя сторона. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
6. Физкультминутка.
7. Комментированное чтение статьи из учебника (стр.4,5), сопровождающееся показом слайдов.
В ходе чтения и комментирования статьи основные понятия записываются учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
Мир, окружающий нас бесконечен и многообразен. Материальный мир (вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы) (Слайд 17,18) Духовный мир, мир культуры (знания и информация, содержащиеся в книгах…) (Слайд 17,18) Внутренний мир (душа человека). Противоположные начала внутреннего мира (Слайд 19, 20) Традиции. Дороги духовного мира (Слайд 21,22) Культурные традиции – богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на вечных ценностях, таких как: добро, честь, справедливость, милосердие. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. 8. Закрепление изученного. -Что узнали нового?
- Ответить на этот вопрос вам помогут термины и понятия, записанные на доске и в тетрадях.
9. Творческая работа учащихся. - Устно составьте предложения со словами Россия, герб, флаг, гимн, Отечество, Родина.
- Устно составьте предложения с понятиями: духовный мир, материальный мир, внутренний мир, традиции, духовные ценности. - Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского. - Как вы его понимаете?
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия». - Закончи предложения: Отечеством мы её зовём, потому что … Родиной мы её зовём, потому что.… А матерью – потому, что … Обсуждение результатов творческой работы. 10. Домашнее задание (по желанию)
- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
- Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? |