Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 47.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.11.2013
Размер47.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
© Филатов П.В.

ИРИ РАН

«Сельское духовенство первой половины XIX века: очерк социальной истории (по материалам Нижегородской епархии)»

I. «Духовная ситуация времени» (см. Карл Ясперс)

  1. Современную цивилизацию отличает два характерных признака: бездуховность и бесчеловечность. Исследователи говорят о трансгуманизме — потере человеком своей человеческой сущности — не только предикатов, но и субъекта.

  2. Происхождение трансгуманизма:

  • модерн, жестко демонтирующий традицию, начало детеизации и, как следствие, дегуманизации (провозглашенная Ницше «смерть» Бога)

  • постмодерн, осталяющий человека в духовной пустоте, в состоянии «все-что-угодно», что обусловило обесценивание понятие «истина» и расщепление целостной картины мира на фрагменты («тексты»), которые каждый интерпретирует по-своему.

  • трансмодерн, потеря человеком атрибутов человечности духовных (смысложизненные ориентации) и телесных (например, половая идентификация, появление трансгендера).

  1. Необходимо «работать над ошибками», искать в истории «исторического человека», создававшего народную культуру и являвшемуся ее носителем.

  2. В какой истории его искать? Необходимо вспомнить концепцию исторического времени Ф.Браделя, предполагавшую уровни истории:

  1. Глобальные процессы

  2. Региональные процессы

  3. Уровень повседневности

В контексте 1 и 2 уровня необходимо исследовать 3, при данном исследовании и можно увидеть «лицо» «исторического человека» в социокультурной ситуации его времени.

Основа народной культуры — культура сельская, крестьянская, и между русской крестьянской культурой и культурой религиозной можно смело ставить знак равенства (см. Т.А. Бернштам).

Культура сельского духовенства является частью культуры русского села, и связана с крестьянской культурой через систему культурных универсалий. Одновременно культура сельского духовенства обладает рядом особенностей, что делает ее (и связанный с ней социальный опыт) уникальной. Сельское духовенство можно считать особым носителем религиозной (народной) культуры России.

II. Особенности культуры сельского духовенства первой половины XIX века.

  1. Почему исследуется первая половина века?

Я взял время до бурного развития капитализма в России, которое изменило культурный облик русского села. Российская империя с ее консерватизмом представляет собой благодатную почву для исследования «долгого средневековья» русского села. А благодаря имперской бюрократической машине до нас дошли многие архивные документы, позволяющие более или менее верно реконструировать повседневность микроистории, показать «крупным планом» (см. Зигфрид Кракауэр) на первый взгляд незначительные события и «маленьких людей».

  1. Назначение на приход как значимое событие в жизни сельского клирика.

Воспринималось как поставление на великое служение Богу. Чаще всего, преемственность на приходе была семейной, назначаемый на приход состоял в родстве (или свойстве) в приходским духовенством. Отношения свойства устанавливались в результате браков внутри сословия. Семинарист, женившись на дочери, либо внучке сельского клирика после рукоположения поступал в клир прихода. Внутрисословные браки были чаще всего очень крепкими — сказывалась схожесть воспитания, социальных установок, культуры. Во владельческих селах архиерей вынужден был считаться с мнением помещика при назначении клирика на приход.

  1. Обязанности служения.

Собственно пастырские — богослужения, требы, гомилетическая практика.

Государственные — доведение до сведения прихожан постановлений (указов, манифестов и пр.) государственной власти.

Церковно-хозяйственные: учет церковных земель, урожайности различных культур на церковных землях, ремонт церковных зданий, жилья причта.

Делопроизводство — ведение текущей документации, составление отчетов (занимались дьяконы, либо церковнослужители, контролировал настоятель)

Таким образом, статус священнослужителя, его обязанности, существенным образом перекликались со статусом и обязанностями чиновника. Зачастую, что отмечают представители «пишущего духовенства» указанного времени (саратовский сельский священник А.И. Розанов), это отвлекало от собственно пастырского служения.

  1. Материальное обеспечение и быт.

  • доходы от выполнения треб и приходских денежных сборов (небольшие, зависели от уровня жизни прихожан)

  • «доброхотные даяния» прихожан (также незначительные, также зависевшие от урожайности на землях, уровня жизни прихожан)

  • доходы от эксплуатации церковных земель (в Нижегородской губернии, зоне рискованного земледелия, невысокие; необходимость работать на земле делала сельское духовенство «земледельцами в рясе» и отвлекала от пастырских обязанностей, не гарантируя высокий доход вследствие небольшой урожайности сельскохозяйственных культур на нижегородских землях; при этом хозяйства представителей сельского клира духовенства были образцовыми, отличались высокой культурой).

В целом, доход хозяйств клириков Нижегородской епархии указанного времени был невысоким, что обуславливало, при наличии большого количества членов семей, балансирование на уровне бедности.

Бытовые условия жизни сельского клира:

  • дом и усадьба идентичны крестьянским, что обусловлено общностью территории проживания, хозяйственной и социальной практики.

  • одежда для повседневных нужд (не для церковного служения) была идентична крестьянской, внешний облик имел только одну особенность — длинные волосы. В первой половине XIX века в обиходе духовенства не было теплых зимних ряс, их заменяла шуба.

  • рацион питания также идентичен крестьянскому, это заключение сделано на основе анализа компонентов хозяйств сельских клириков в сравнении с крестьянскими (сельскохозяйственных культур, домашнего скота), об этом свидетельствует и тот факт, что представители сельского духовенства не отказывались от участия в общей трапезе с крестьянами, следовательно, состав и способы приготовления блюд были привычными для сельского клира (об этом дополнительно свидетельствует и исследование компонентов домашнего убранства и хозяйственной утвари).

Итак, сельский клир посредством таких культурных универсалий как сельскохозяйственный труд, бытовые условия, гигиена и культура питания, участие в частных (семейных) и публичных праздниках, личную дружбу с представителями крестьянства был связан с крестьянским «миром». Одновременно, не сливался с ним, имея особые органы управления, нормативно-правовые нормы, источники дохода, особое, религиозное служение. Подобное положение делает культуру и систему социальных отношений сельского духовенства уникальной частью культуры России и представляет большой интерес как для исследований в области различных гуманитарных и общественных наук (история повседневности, история частной жизни, историческая антропология, культурология и т.д.), так и для междисциплинарных исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск