Скачать 47.36 Kb.
|
© Филатов П.В. ИРИ РАН «Сельское духовенство первой половины XIX века: очерк социальной истории (по материалам Нижегородской епархии)» I. «Духовная ситуация времени» (см. Карл Ясперс)
В контексте 1 и 2 уровня необходимо исследовать 3, при данном исследовании и можно увидеть «лицо» «исторического человека» в социокультурной ситуации его времени. Основа народной культуры — культура сельская, крестьянская, и между русской крестьянской культурой и культурой религиозной можно смело ставить знак равенства (см. Т.А. Бернштам). Культура сельского духовенства является частью культуры русского села, и связана с крестьянской культурой через систему культурных универсалий. Одновременно культура сельского духовенства обладает рядом особенностей, что делает ее (и связанный с ней социальный опыт) уникальной. Сельское духовенство можно считать особым носителем религиозной (народной) культуры России. II. Особенности культуры сельского духовенства первой половины XIX века.
Я взял время до бурного развития капитализма в России, которое изменило культурный облик русского села. Российская империя с ее консерватизмом представляет собой благодатную почву для исследования «долгого средневековья» русского села. А благодаря имперской бюрократической машине до нас дошли многие архивные документы, позволяющие более или менее верно реконструировать повседневность микроистории, показать «крупным планом» (см. Зигфрид Кракауэр) на первый взгляд незначительные события и «маленьких людей».
Воспринималось как поставление на великое служение Богу. Чаще всего, преемственность на приходе была семейной, назначаемый на приход состоял в родстве (или свойстве) в приходским духовенством. Отношения свойства устанавливались в результате браков внутри сословия. Семинарист, женившись на дочери, либо внучке сельского клирика после рукоположения поступал в клир прихода. Внутрисословные браки были чаще всего очень крепкими — сказывалась схожесть воспитания, социальных установок, культуры. Во владельческих селах архиерей вынужден был считаться с мнением помещика при назначении клирика на приход.
Собственно пастырские — богослужения, требы, гомилетическая практика. Государственные — доведение до сведения прихожан постановлений (указов, манифестов и пр.) государственной власти. Церковно-хозяйственные: учет церковных земель, урожайности различных культур на церковных землях, ремонт церковных зданий, жилья причта. Делопроизводство — ведение текущей документации, составление отчетов (занимались дьяконы, либо церковнослужители, контролировал настоятель) Таким образом, статус священнослужителя, его обязанности, существенным образом перекликались со статусом и обязанностями чиновника. Зачастую, что отмечают представители «пишущего духовенства» указанного времени (саратовский сельский священник А.И. Розанов), это отвлекало от собственно пастырского служения.
В целом, доход хозяйств клириков Нижегородской епархии указанного времени был невысоким, что обуславливало, при наличии большого количества членов семей, балансирование на уровне бедности. Бытовые условия жизни сельского клира:
Итак, сельский клир посредством таких культурных универсалий как сельскохозяйственный труд, бытовые условия, гигиена и культура питания, участие в частных (семейных) и публичных праздниках, личную дружбу с представителями крестьянства был связан с крестьянским «миром». Одновременно, не сливался с ним, имея особые органы управления, нормативно-правовые нормы, источники дохода, особое, религиозное служение. Подобное положение делает культуру и систему социальных отношений сельского духовенства уникальной частью культуры России и представляет большой интерес как для исследований в области различных гуманитарных и общественных наук (история повседневности, история частной жизни, историческая антропология, культурология и т.д.), так и для междисциплинарных исследований. |