Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер148.24 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект

Конспект занятия



по составлению рассказа с элементами творчества

с детьми дошкольного возраста на тему:




« Медвежья услуга»
/ на основе сказки «Медведь»

по сюжету Б. Н. Сергуненкова /


Учитель-логопед

Шилова Лариса Павловна

МБДОУ «Детский сад №30»

комбинированного вида

Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности.

Обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и т.д.). Поэтому работа по обучению составлению творческих рассказов проводится, в основном, на втором году обучения, и этому предшествует большой подготовительный период.

На начальных этапах важным моментом в развитии связной речи являлось обогащение словарного запаса детей, устранение пробелов в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) и формирование у них углубленного понимания семантики слов и словосочетаний.

Особенность завершающего этапа коррекционного обучения состоит в том, что в это время появляются возможности в полной мере осуществлять работу над всеми компонентами речевой системы, восполнять все пробелы, имеющиеся в формировании связной речи, а также оказывать коррекционные воздействия на формирование внимания, памяти, самоконтроля, на воспитание коммуникативных умений , навыков речетворчества и фантазии детей.

С детьми данной группы (I и II период II года обучения) была проведена серия занятий по обучению творческому рассказыванию. Дети учились:

1 составлять описательные рассказы о фруктах, овощах, диких и домашних животных;

2.составлять описательные рассказы-сравнения по теме «Сад-огород»;

3.составлять описательные рассказы по собственным рисункам о диких и домашних животных;

4.составлять сказки о посуде по аналогии;

5.составлять развернутые описательные рассказы с включением микро- тем по схеме о домашних животных;

6.составлять описание зимующих птиц по индивидуальным картинкам;

7.составлять рассказ «Здравствуй, Зимушка-Зима» по данному началу и плану с опорой на предметные картинки;

8.составлять рассказы-миниатюры из 3-4 предложений по представлениям детей по мотивам сюжетной картины;

9.составлять продолжение сказки «В гостях у Дедушки Мороза» с заданным началом и концом по собственному рисунку.

В данный момент работа по обучению рассказыванию с элементами творчества продолжается. Ниже представляю конспект занятия по развитию связной речи.
Тема: « Медвежья услуга»

Составление рассказа с элементами творчества на основе сказки «Медведь»

по сюжету Б.Н.Сергуненкова.
Цель занятия: Формировать у детей навык составления связного развернутого высказывания с элементами творчества.
Задачи:
1) Образовательные:

-формирование навыков рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста, используемого для пересказа;

-закрепление навыка использования диалога, выразительной передачи интонации разных героев;

-закрепление навыка грамматически правильного оформления высказываний.
2) Коррекционно- развивающие :

-развитие навыков планирования развернутого высказывания;

-развитие умения анализировать содержание предложенного текста;

-развитие зрительного внимания, зрительно-пространственной ориентировки, логического мышления;

-развитие пространственных и временных представлений, воссоздающего и творческого воображения.
3)Воспитательные:

-воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей. Положительно оценивать рассказы своих товарищей.
Группа: подготовительная детей с задержкой психического развития.



Оборудование и материалы:
Наглядный материал: карточка 30х30 с изображением наложенных контуров персонажей сказки; иллюстративное панно с изображением лесного массива, плоскостные фигурки персонажей сказки и предметов, связанных с отдельными эпизодами сказки (дом, мост, гнездо); картинки для игры «Помоги лисе»; медведь из кукольного театра; набор карточек для оценки рассказов каждого ребенка.

Текст сказки



Жил-был медведь. Шел он однажды по лесу. Видит: заяц себе избушку строит.

-Давай, косой, помогу, - говорит медведь.

Взял медведь бревно, стал наверх укладывать. Надо было потихоньку, осторожно, а он как бросит! Развалил избушку и зайца чуть не задавил. Заплакал заяц.

-Сломал ты, медведь, мою избушку. Что я теперь делать буду?

Идет медведь дальше. Видит: лиса мост через реку строит, чтобы хвост свой не намочить. Хвост у нее большой пушистый.

-Давай, лиса, помогу , - говорит медведь.

Только ступил на мост-мост и обрушился. Упала лиса в воду. Тут уж не до хвоста, живой бы выбраться.

-Нехорошо как получилось , - подумал медведь, махнул лапой и пошел дальше. Идет и видит: ворона своих птенцов в гнезде качает.

-Дай, ворона, деток покачать.

Не успела ворона и ответиь , а медведь уже тут как тут. Качнул гнездо - выпали воронята, чуть не разбились. Рассердилась ворона, закричала: «Что ты наделал?! Не можешь другим помочь, так не берись». Расстроился медведь, голову опустил и побрел дальше. Вышел медведь из леса, а навстречу ему идет охотник с ружьем. Увидал охотник, что медведь идет грустный, ничего вокруг не замечает, и жалко ему стало медведя. Подошел охотник к нему и спрашивает:

-Что ты, Миша, такой невеселый?

Медведь ему все рассказал. Выслушал охотник медведя и говорит:

-Это что за беда? Ступай, Миша обратно в лес, да больше так не делай. Если хочешь помочь кому-нибудь, сначала подумай, как это лучше сделать. Желаю тебе удачи! Повеселел медведь и пошел обратно в лес.
Пропедевтическая работа:


  1. Чтение сказки «Медведь»

  2. Беседа по содержанию сказки (с включением элементов языкового разбора материала).

  3. Моделирование сюжета с помощью наглядной схемы.

  4. Составление детьми пересказа сказки по фрагментам.

  5. Игра «Путаница».

  6. Игры-драматизации по данной сказке под руководством воспитателя.



Индивидуальная работа (с детьми низкого уровня)


  1. Повторное чтение текста с использованием приема дополнения детьми отдельных незаконченных предложений нужным по смыслу словом или словосочетанием (подчеркнуты в тексте).

  2. Воспроизведение слов (словосочетаний), обозначающих существенные детали повествования:

-видит: заяц себе…избушку строит;

-идет и видит: ворона своих птенцов в гнезде…качает и т.д.

  1. Воспроизведение слов со значением места действия, связанные с развитием сюжета сказки, некоторые слова-определения:

-шел… по лесу; вышел… из леса;

-упала лиса… в воду;

-хвост у нее… большой, пушистый и др.
Словарная работа.

Активизировать словарь:

-существительных: воронята, птенцы, гнездо, охотник, ружье, мост;

-прилагательных: грустный , невеселый, расстроенный, заботливый, неаккуратный, неуклюжий, сильный, пушистый, красивый;

-глаголов: как бросит, не намочить, обрушился, задавил, качает, не разбились, побрел, влез, не замечает, сломал, идет, видит, вышел, пошел, выслушал, ступай, упала.

Методы:

Словесные: вопросы, указания, напоминания, вопросный план, обсуждение, анализ.

Игровые: сюрпризный момент, пластические этюды, обыгрывание ситуаций.

Наглядно-практические: демонстрационное панно для иллюстрирования ребенком своего рассказа с помощью плоскостных фигурок, персонажей и предметов; моделирование сюжета, пересказа с помощью наглядной схемы;

Дидактическая игра «Помоги лисе», «Путаница».

Приемы индивидуальной помощи и активизации детей:





    1. При затруднении составления рассказа предложить:

      • вариант возможного сюжетного решения поставленной творческой задачи в виде направляющих вопросов или трёх-четырёх «установочных фраз»

      • образец начала рассказа;

      • предваряющий вопросный план;

      • вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа.



    2. При трудности удержания программы высказывания, нарушении логической связности текста использовать наглядные опоры (схемы, картинки), моделирование сюжета рассказа.




    1. При лексических и синтаксических затруднениях использовать помощь других детей в виде подсказки, подбора нужной лексемы, словоформы, предложения.


4. При недостаточной информативности рассказа использовать вопросы других детей, помогающие установить неточности, допущенные в рассказе, отдельные смысловые несоответствия, пропуски сюжетных моментов.


Структура

деятельности

Деятельность логопеда

Прогнозируемая деятельность детей

1 группа

(слабый уровень)

2 группа

(средний уровень)

I.Организационный момент.

Игра «Путаница»


II.Основная часть занятия

Сюрпризный момент

Сообщение цели занятия

2.Пересказ сказки «Медведь»

3.Психогимнастика.

Пластические этюды.

4.Придумывание

продолжения к пересказанному тексту сказки по направляющим вопросам логопеда и моделированию сюжета рассказа.

Игра «Продолжи сказку»

Демонстрационное панно с плоскостными фигурками персонажей и предметов сказки

Составление короткого рассказа по фрагменту: «Медведь и ворона»

Составление короткого рассказа

по фрагменту:

«Лисичкин мост»

Игра «Помоги лисе»

Составление короткого рассказа

по фрагменту:

«Зайкина избушка»

Составление концовки сказки

III.Итог занятия

Логопед демонстрирует карточку наложенных контуров:

«зайца», «медведя», «лисы», «вороны», «охотника»


Вопрос: « Какие сказочные персонажи спрятались на картинке?»
Вопросы: «Из какой они сказки? Как вы догадались?»
Вопрос: «Кто главный герой сказки?»
Логопед демонстрирует появление медведя (персонаж кукольного театра):

«А вот и главный герой сказки!»
Логопед обращает внимание на то, что медведь грустный. Вопрос: « Как вы думаете, почему медведь такой грустный?»


Вопрос: «Что можно сказать о медведе? Какой он?»

Вопрос: «Почему у медведя не получилось помочь сказочным героям?».


Медведь соглашается с ребятами и просит помочь ему исправить ошибки, научить его как надо поступить.

Вопрос: «Ребята, хотите помочь медведю?»
Сообщение: «Ребята, давайте поможем медведю. А для этого вспомним всю сказку. Затем придумаем продолжение сказки, где расскажем медведю, как ему правильно поступить».
Логопед предлагает кому-нибудь из детей начать рассказывать сказку, а остальным детям – внимательно слушать товарища, чтобы дополнить его рассказ или продолжить.

Помогает оценивать составленные рассказы.
Указывает, обращает внимание на незамеченные ошибки, на не отмеченные положительные моменты рассказов.

Медведь хвалит детей за интересный выразительный пересказ сказки.
Медведь предлагает детям поиграть.
Логопед спрашивает: «Мишка, Мишка, где ты был?»

Медведь:

-Долго по лесу бродил.
Встретил зайца возле дома
И лисичку у моста,
А ещё видал ворону на берёзе у гнезда.
По ходу игры логопед напоминает детям: «Какой был зайчик, ворона, лиса?»

Медведь продолжает:

-Всем помочь пытался я,

отругали все меня.

Очень стыдно мне друзья!

Логопед:

-Мишка, как ты думаешь, что делают звери после твоего ухода?

Медведь:

-Не знаю.

Логопед предлагает изобразить эти ситуации.
Медведь видит, что он натворил и просит исправить ситуацию.
Вопрос логопеда:

-Что посоветовал медведю охотник?

Логопед:

-И нам, ребята, надо хорошо подумать, как помочь мишке. Для этого послушайте мои вопросы:

-Что было дальше?

-Кого встретил медведь, когда вернулся в лес?

-Что делали в это время ворона, лиса, заяц? Помог ли им медведь?

-Кого ещё видел медведь в лесу?

-Чем закончилась сказка?
Логопед обращает внимание на демонстрационное панно:

-В этом лесу медведь встретился с героями сказки.

Что было дальше после встречи с охотником?

Логопед помещает картинку медведя на панно.
Вопрос:

-Кого встретил медведь, когда вернулся в лес?

Логопед предлагает выбрать нужную картинку с изображением персонажа и предмета в соответствии с происходящими в сказке событиями.

Вопрос:

-Как может помочь ей медведь?

Предлагает рассказать продолжение сказки по фрагменту: «Медведь и ворона»
При затруднении в составлении продолжения рассказа логопед даёт образец первой его части, например: «Повеселел медведь и пошел обратно в лес. Идет и видит: лежит на траве гнездо, а вокруг ворона кружится, хочет гнездо поднять, да никак не может поднять. Увидала медведя и ну, пуще прежнего на него бранится. А медведь подошёл, взял осторожно гнездо двумя лапами и поднял его на дерево. Обрадовалась ворона, снова стала качать своих деток. А медведь пошёл дальше.

Вопрос: «Что было дальше?»


Вопрос: «Как помог медведь лисе?»

Логопед предлагает выбрать любую карточку-подсказку: бревно, лодка, спасатель, хвост и использовать её в своём рассказе.

Вопрос: « Кого встретил медведь дальше?»

Вопрос: «Что сделал медведь?»
Вопрос: «Чем закончилась сказка?»
Обсуждение вариантов. При затруднении предложить возможные варианты:

1.Все звери подружились с медведем.

2.Медведь ищет охотника, чтобы поблагодарить его за хороший совет.

3.Медведь отправляется дальше в лес в поисках других зверей, которым нужна помощь.

Анализ детских рассказов.

Отмечается полнота рассказа, связность изложений, обращается внимание на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.
Медведь благодарит детей: «Спасибо вам, ребята, за помощь. Возьмите от меня в знак благодарности бочонок мёда, а я побегу в лес исправлять свои ошибки». (Уходит)
Логопед поощряет детей за дружную работу, внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, оказание помощи при составлении рассказов.

Отмечает, как по- разному можно было рассказать сказку в зависимости от предложенного варината.
Предлагает в группе поставить спектакли разных вариантов сказки.

Рассматривают
Называют сказочных

Ответы словосочетанием, простым предложением.


Ответ:


Дети приветствуют

Ответы: «Обидел всех. Он расстроенный».


Ответы: «Медведь в сказке

аккуратный, неловкий».

Повторение слов-признаков за другими детьми.
Ответы словосочетанием, простым предложением.
Дети
Дети

При затруднении составляют рассказ с опорой на наглядную схему, вспомогательные вопросы.
Пересказ составляется

цепочке. Остальные дети

обсуждении составленного

В ходе коллективного

дети (по указаниям

ния, уточнения, указывают

употреблении слов и

Дети оценивают рассказ

карточек:

мне
есть

После того, как ребенок

дети поднимают карточку.

понравился рассказ или

ности.

Дети передают мимикой и


Изображают медведя.
Изображают, как зайчик
Изображают, как лиса

строит мост.

Изображают, как ворона
Дети самостоятельно отвечают или повторяют слова-признаки за другими детьми.
Изображают медведя,

Обыгрывают ситуации:

Лиса тонет в реке, ворона


Ответ: «Подумать»

Слушают вопросный

Ответ: Повеселел медведь


Ответ: «Встретил ворону с

помещает на панно

шееся гнездо.

Дети предлагают возможн

Обсуждение и выбор наибо

ситуации.

Один ребенок рассказывает

Остальные дети

оценивают рассказ.

Ответы:Медведь встретил

Иллюстрируют на панно

Помещают картинки: лиса

мост.

Ребёнок выбирает любую

панно. Составляют разные

бенка, остальные дети


Ответ: « Встретил

Помещают на панно
развалившаяся избушка.


Составляет рассказ один

помогают, дополняют.

Дети предлагают
Составляют концовку

женному варианту.


Дети оценивают придуман

части занятия).

3-4секунды карточку
персонажей

Ответы сложно-подчиненными распространенными предложениями.
«Медведь».


медведя

Ответ: «Медведь грустный, потому что он хотел всем помочь, но у него ничего не получилось».
неуклюжий, неумелый, не-
Объясняют, почему они так считают.
Ответ: «Потому, что он не знал, как это надо лучше сделать, не подумал и т.д.».

соглашаются
соглашаются

Составляют пересказ текста без опоры на наглядную схему.

одним-тремя детьми по

активно участвуют в

рассказа.

обсуждения пересказа

логопеда) вносят дополне-

на допущенные ошибки в

словосочетаний.

товарища с помощью

нравится
ошибки

закончит рассказывать,

Объясняют, чем им

какие были ошибки, неточ-
движением поведение зверей
строит дом.
любуется своим хвостом,
качает своих деток.
Отмечают: «Веселый, радостный, работящий, нарядная, красивая, ласковая, заботливая и т.д.»
которому стыдно.

зайка у сломанной избушки,

у развалившегося гнезда.


Ответ: «Если хочешь помочь кому-нибудь, сначала подумай, как это лучше сделать».


план.

и отправился обратно в лес


воронятами». Ребёнок

картинки: ворону, развалив-


ые варианты помощи.

лее удачного решения
продолжение сказки,

дополняют, уточняют,


лису.

продолжение сказки.

тонет в реке развалившийся
карточку, помещает её на

варианты рассказов 1-2 ре-

помогают.


Зайчика»

картинки: зайка плачет,
ребенок, остальные
варианты
сказки по своему или предло-

ные рассказы ( как в первой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск