Скачать 39.19 Kb.
|
МКОУ «Школа № 5» Автор – составитель: Адамбаева Л.А. Свердловская область город Ирбит Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока «Культура и религия» Цель: формирование понятий «культура», «религия». Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей разных убеждений, культур. Ход урока:
Опрос домашнего задания:
Вывод: У людей, живущих в одной стране, говорящих на одном языке, понятие «Родина» сходится по смыслу.
Учитель: Мы с вами часто говорим о культуре. А кто сможет объяснить, что это такое? (Учащиеся пытаются объяснить значение слова.) Учитель: Я вам предлагаю вывести краткое понимание слова «культура», прочитав текст в электронном приложении к нашему уроку. (Работа в группах (3 минуты) со значением слова «культура» в электронном приложении с представлением результатов [1]. Учитель: Вы очень плодотворно поработали в группах и смогли прийти к общему мнению. Вы все правы, так как культура - это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом. Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. Например, становится более заботливым, менее ленивым. Главное в культуре – это причина, по которой человек решает поступать так, а не иначе. Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах. Мы с вами сейчас в этом сможем убедиться, прочитав текст в учебнике.
А) Работа с текстом (2). Учитель: Прочитайте следующий абзац: «В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами». Учитель: Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей, что арабского путешественника поразило больше всего в культуре русского народа? (Высказывания детей.) Учитель: Ребята, я предлагаю вам снова работу в группе над таким проблемным вопросом: «Какие черты русской культуры вы можете назвать?» (Презентации групп.) Б) просмотр слайд – шоу в электронном приложении к уроку [1] Учитель: В подтверждении ответов групп, мы с вами просмотрим слайд – шоу в электронном приложении к уроку. 5. Знакомство с понятием «религия». Учитель: Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей.) Учитель: Вы, ребята, конечно, правы. Русский народ издавна - православный народ, а это значит: вера в Бога, в высший разум, религиозность. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире неодинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть видимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи. Учитель: Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Учитель: Давайте познакомимся с толкованием понятия «христианин» в электронном приложении к нашему уроку «Хрестоматия» [1]. (Учащиеся прочитывают текст, учитель обязательно комментирует и делает вывод.) Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек говорит это слово, он невольно обращается к Богу. И это тоже наша русская культура. 6. Закрепление знаний и умений. Учитель: Я очень рада, что сегодня на уроке вы приняли активное участие в толковании понятий «культура» и «религия». Мне очень хочется, чтобы вы подтвердили полученные знаний в работе с контрольными вопросами. [1]. 7. Д/задание: обсудить с родителями, какие культурные ценности или традиции есть в их семье. Источники: 1. Электронное приложение. Урок «Культура и религия» - Словарь. Хрестоматия. Контроль. 2. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. С. 7 |