УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_______________
\Нефедова Л.А.\
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саткинский педагогический колледж»
ПРОГРАММА
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Специальность: 050704 (52) Дошкольное образование
Курс: 3
Группа: 32
Преподаватель:
Бабенко С.В.
2012-2013 уч. год.
Содержание: 1. Квалификационные требования к выпускнику ГОУ СПО по дисциплине педагогика.
2. Дидактические единицы, соответствующие требованиям ГОС, выносимые на контроль.
3. Программа экзамена по педагогике:
3.1. Содержание экзамена по педагогике.
3.2. Основная литература по педагогике.
3.3. Вопросы промежуточной аттестации по педагогике.
3.4. Билеты по педагогике.
3.5. Критерии оценки.
1. Квалификационные требования к выпускнику ГОУ СПО по дисциплине педагогика.
В результате изучения учебного материала за 3 курс студент должен
знать:
формы, методы и средства педагогической деятельности;
основные принципы и подходы к созданию развивающей среды в ДОУ;
- основы теории физического воспитания детей;
- значение, задачи, условия, методы и средства физического воспитания;
- особенности построения режима дня в дошкольном учреждении;
- основы теории умственного воспитания и обучения детей;
- сущность дошкольного обучения;
- основы теории нравственного воспитания детей;
- задачи, методы, условия и средства нравственного воспитания дошкольников;
- об особенностях воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста;
- разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания;
- методику руководства трудом детей в разных возрастных группах;
- особенности экономического воспитания дошкольников на современном этапе;
- теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- принципы, задачи, методы, условия и средства эстетического воспитания дошкольников;
- принципы построения развивающей среды в ДОУ;
уметь:
- ориентироваться в структуре и содержании проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- определять и проектировать условия для физического воспитания ребенка в современном дошкольном учреждении и семье;
- планировать и организовывать различные виды детской деятельности в целостном педагогическом процессе и педагогически грамотно руководить;
создавать развивающую среду;
анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
анализировать педагогический процесс в условиях организации жизни детей в ДОУ;
планировать создание развивающей среды в ДОУ;
осуществлять педагогическую диагностику обученности и воспитанности ребенка на разных этапах обучения и проектировать его развитие с учетом индивидуальных особенностей;
отбирать содержание, выбирать и использовать формы, методы и средства воспитания и обучения в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, а также социально-психологическими особенностями детской группы;
владеть компетенциями:
профессиональные компетенции:
- способность использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации профессиональной деятельности в ситуативном контексте;
способность использовать современные научные знания, передовые технологии в сфере образования;
- готовность применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
готовность организовывать образовательно-воспитательный процесс в образовательном учреждении;
способность использовать современные научные знания, передовые технологии в сфере образования;
готовность и способность содействовать защите права ребенка на охрану жизни и здоровья;
- готовность к проектированию образовательного процесса;
- способность к рефлексии, самоконтролю и коррекции процесса и результата педагогической деятельности;
- позитивное отношение к педагогической деятельности в целом;
- способность использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации профессиональной деятельности в ситуативном контексте;
- готовность к проектированию образовательного процесса;
- способность к рефлексии, самоконтролю и коррекции процесса и результата педагогической деятельности;
- анализировать социально-профессиональные ситуации;
- готовность к постоянному профессиональному росту;
социально-личностные компетенции:
- представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и ценностей других людей;
- способность продуктивно взаимодействовать с членами группы, команды, решающих общую профессиональную задачу;
- представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и ценностей других людей;
- приверженность к нравственным ценностям;
общекультурные компетенции:
- оценивать необходимость той или иной информации для собственного профессионального роста;
- способность к научной организации труда;
потребность и способность поддерживать свое физическое и психическое здоровье;
быть готовым к профессиональному самовоспитанию и самообразованию;
быть готовым к профессиональному самовоспитанию и самообразованию;
стремление и способность к творческой самореализации;
- осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;
- способность к научной организации труда;
- готовность к творческой деятельности;
2. Дидактические единицы, соответствующие требованиям ГОС, выносимые на контроль. общие основы педагогики: теория образования и обучения (дидактика), основные педагогические понятия; целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике; ребенок как субъект целостного педагогического процесса;
дошкольная педагогика: воспитание в деятельности; основные виды деятельности дошкольников, их характеристика: учебно-познавательная, трудовая, художественная деятельность, общение, методика руководства деятельностью детей; организация жизни детей в образовательном учреждении.
3. Программа экзамена по педагогике:
3.1. Содержание экзамена по педагогике.
Физическое воспитание.
Основы теории физического воспитания детей. Понятия «физическое воспитание» и «физическое развитие». Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Единство физического и психического развития. Воспитание здорового ребенка. Проявление заботы о здоровье ребенка с эмбрионального периода развития. Общение взрослого с ребенком - основа физического и психического здоровья детей.
Задачи физического воспитания: оздоровительные; воспитательные; образовательные. Взаимосвязь задач.
Виды работы по физическому воспитанию детей и формы ее организации.
Методы физического воспитания. Средства физического воспитания: оздоровительные силы природы; физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения; художественные средства; гигиенические и социально - бытовые факторы; режим занятий, отдыха, питания, сна.
Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка. Физиологические основы режима. Педагогические требования к режиму.
Построение режима в дошкольном учреждении в разных возрастных группах и семье. Значение каждого режимного процесса. Особенности методики проведения режимных процессов в разных возрастных группах. Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима.
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН). Усложнение объема культурно-гигиенических навыков с возрастом. Методика формирования.
Условия успешного физического воспитания: создание гигиенической обстановки; обязательное выполнение научно обоснованного режима детской жизни; мероприятия по закаливанию: осуществление медицинского контроля и лечебно-профилактической работы; оснащение современным физкультурным оборудованием. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам физического воспитания.
Умственное воспитание.
Основы теории умственного воспитания и обучения детей. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Факторы, определяющие умственное развитие. Особое значение и необходимость умственного воспитания детей с раннего возраста. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста. Умственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи умственного воспитания.
Объективная потребность современного общества в обогащении содержания умственного воспитания детей; возрастание его роли на современном этапе.
Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка. Вклад выдающихся зарубежных и отечественных педагогов в разработку системы сенсорного воспитания. Содержание и методы сенсорного воспитания. Роль занятий, наблюдений, игр, игровых упражнений, слова в сенсорном воспитании детей. Создание условий для обогащения сенсорного опыта.
Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. Вопросы детей как показатель их умственной активности, познавательных интересов. Характеристика и содержание детских вопросов. Требования к ответам.
Средства умственного воспитания: ознакомление с окружающим, игра, труд, обучение, деятельность детей, наблюдения, произведения духовной и материальной культуры.
Условия обогащения личного опыта ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Обучение.
Ведущая роль обучения в умственном развитии ребенка. Разработка вопросов теории обучения в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике.
Сущность дошкольного обучения. Компоненты процесса обучения. Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте.
Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование. Модели и типы обучения. Методы и приемы обучения, их классификация. Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе. Характеристика методов и приемов обучения. Технология использования.
Организация обучения. Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные. Вариативное, дифференцированное, инновационное обучение. Занятие как форма обучения детей раннего и дошкольного возраста. Сходство и различие форм обучения в дошкольном учреждении и школе. Типы занятий в зависимости от дидактических задач. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Содержание занятий и других форм организации обучения. Методика проведения занятий в разных возрастных группах. Экскурсия как особая форма обучения; организация и методика проведения. Подготовка педагога. Воспитательные возможности учебно-познавательной деятельности детей. Общение педагога с детьми и детей друг с другом в учебно-познавательной деятельности.
Прямое и опосредованное руководство познавательной деятельностью детей. Организация самостоятельной познавательной деятельности. Спонтанный опыт ребенка. Репродуктивные, продуктивные, поисковые и творческие задания, их сочетания.
Обучение детей вне занятий. Роль обогащения предметной среды. Учет интересов, способностей и возможностей каждого ребенка.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам умственного воспитания и обучения дошкольников.
Нравственное воспитание.
Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности. Решающая роль среды и воспитания в нравственном развитии ребенка. Факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте. Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Подходы к определению задач нравственного воспитания.
Особенности нравственного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Средства нравственного воспитания детей. Использование средств народной педагогики потешек, пословиц, поговорок, сказок, игр в нравственном воспитании.
Методы нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. Разнообразные подходы к классификации методов нравственного воспитания. Ценность практических методов в нравственном воспитании детей. Эмоциональная окрашенность используемых методов. Взаимосвязь методов, их комплексное использование. Принципы отбора методов, их соответствие задачам и содержанию нравственного воспитания, возрасту детей.
Условия нравственного воспитания.
Роль игры, труда, занятий в нравственном воспитании детей. Учет индивидуальности нравственного развития детей.
Содержание нравственного воспитания. Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, смелости, настойчивости, сдержанности, ответственности.
Воспитание гуманности. Содержание гуманизма. Методика работы по воспитанию гуманизма в раннем и дошкольном возрасте. Условия воспитания гуманизма.
Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Воспитание культуры поведения. Сущность понятий «этикет», «культура поведения дошкольников». Воспитание культуры деятельности, воспитание культуры общения, воспитание культурно-гигиенических навыков. Методы обучения этикету. Связь ДОУ с семьей по воспитанию культуры поведения. Методика работы по воспитанию культуры поведения.
Правила поведения для детей разного возраста и пути их усвоения. Причины нарушения правил поведения. «Трудные» дети, причины трудновоспитуемости. Меры педагогического воздействия и условия успешной работы с «трудными» детьми.
Формирование начал коллективизма. Детские объединения. Структура' детских объединений. Мотивы. Воспитание коллективизма. Своеобразие понятия «детский коллектив». Роль общества сверстников в социализации ребенка. Педагогические условия формирования коллектива. Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение. Сопоставление понятий «личность» и «коллектив».
Воспитание любви к Родине. Своеобразие проявления чувства любви к Родине у детей дошкольного возраста, постепенное его осознание, углубление. Основные средства воспитания любви к Родине. Воспитание у детей этики межнационального общения. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам нравственного воспитания.
Трудовое воспитание.
Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Труд как деятельность. Воспитание в процессе трудовой деятельности.
Своеобразие труда детей.
Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания: группа задач, нацеленных на оказание помощи ребенку в овладении трудовой деятельностью; группа задач, направленных на развитие личности ребенка в труде.
Формирование предпосылок трудовой деятельности; практических умений и навыков. Организация деятельности планирования, контроля, целеполагания. Воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику.
Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.
Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.
Индивидуальный подход к детям при организации трудовой деятельности. Учет уровня развития трудовых навыков, интереса к определенному виду труда, совместимость с партнерами по труду. Методика руководства трудом детей в разных возрастных группах. Использование разнообразных методов воспитания в процессе руководства трудовой деятельностью.
Условия успешной организации труда: обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка; обеспечение объема труда; учет нагрузки; обеспечение оборудованием; создание положительной эмоциональной атмосферы; учет индивидуальных интересов; соблюдение гигиенических
требований.
Средства трудового воспитания. Последовательность преподнесения детям знаний о труде: о процессе труда, об отношении к труду, о личных качествах труженика, об общественной значимости труда, его коллективном характере; художественные и аудиовизуальные средства. Взаимосвязь средств трудового воспитания.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.
Экономическое воспитание дошкольников. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом. Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика» («труд-продукт», «реклама», «деньги», «общественно-полезные навыки и привычки в быту»). Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.
Эстетическое воспитание.
Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания. Направленность задач на формирование эстетического отношения детей к окружающему и формирование художественных умений в области разных искусств.
Условия и средства эстетического воспитания: эстетика быта, природа, искусство, праздники и развлечения, художественная деятельность, игры, обучение, труд. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей. Требования к отбору художественных произведений для детей.
Художественная деятельность. Характеристика художественной деятельности детей как реализация отношения ребенка к различным видам искусства.
Виды художественной деятельности детей. Возможность и необходимость воспитания у детей творческих способностей, поддержка желания участвовать в художественной деятельности разных видов.
Значение самостоятельной художественной деятельности детей для гармоничного развития личности. Роль художественной деятельности в развитии детского творчества. Своеобразие детского художественного творчества. Необходимость создания педагогических условий для развития детского творчества. Детская одаренность.
Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования.
Подходы к классификации форм организации эстетического воспитания детей: по принципу управления деятельностью детей, по способу объединения детей, по видам деятельности.
Развлечения и праздники в дошкольном учреждении. Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников. Их подготовка и проведение. Совместная деятельность детей и взрослых. Участие детей в оформительской деятельности. Использование продуктов творческой деятельности детей в оформлении дошкольных учреждений. Организация выставок, конкурсов, концертов. Кружковая и студийная работа.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.
Художественное развитие дошкольников как результат эстетического воспитания. Развитие художественного творчества средствами эстетического воспитания. Этапы творческой деятельности. Условия развития детского творчества и особенности его проявления в разные возрастные периоды воспитания детей.
Среда развития ребенка в структуре государственного стандарта дошкольного образования (комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психологических условий). Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Принципы построения развивающей среды: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, принцип стабильности-динамичности развивающей среда, принцип комплексирования н гибкого зонирования, принцип эмоциогенности среды, принцип сочетания привычных н неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных особенностей детей.
3.2. Основная литература по педагогике.
Закон РФ «Об образовании» (1992). - М.1996
Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М., «Академия», 2011.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова - М., «Академия», 2000.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии ред. С. А. Смирнова М., «Академия», 2000
Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике/ ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк. - М., «Академия», 2000
3.3. Вопросы промежуточной аттестации по педагогике.
Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Содержание, задачи, условия и средства физического воспитания дошкольников.
Режим дня в ДОУ: значение, требования к режиму, особенности в дошкольном возрасте, роль взрослых в организации режимных процессов, примерные режимы.
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (утренний прием, прогулка).
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (прием пищи, укладывание на сон).
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (II половина дня). Схема конспекта организации режимных процессов.
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте: условия и приемы формирования КГН, перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Своеобразие умственного воспитания и умственного развития в современной образовательной системе. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Необходимость умственного воспитания дошкольников. Связь умственного воспитания с другими сторонами формирования личности ребенка.
Характеристика задач умственного воспитания дошкольников: Формирование системы элементарных знаний об окружающем, развитие мыслительной деятельности детей, становление речи.
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.
Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. Вопросы детей как показатель их умственной активности, познавательных интересов. Характеристика и содержание детских вопросов. Требования к ответам.
Средства умственного воспитания. Сотрудничество ДОУ с родителями как условие умственного воспитания дошкольников.
Обучение. Компоненты процесса обучения. Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте. Уровни учебной деятельности.
Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.
Модели и типы обучения.
Классификации методов и приемов обучения. Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе.
Характеристика наглядных методов и приемов обучения. Технология использования.
Характеристика словесных методов и приемов обучения. Технология использования.
Характеристика практических методов и приемов обучения. Технология использования.
Характеристика игровых методов и приемов обучения. Технология использования.
Характеристика форм организации обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Занятие как форма обучения детей дошкольного возраста. Сходство и различие форм обучения в дошкольном учреждении и школе. Типы занятий. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Содержание занятий и других форм организации обучения. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.
Экскурсия как особая форма обучения; организация и методика проведения. Подготовка педагога и детей.
Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности.
Факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте.
Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Подходы к определению задач нравственного воспитания. Механизм нравственного воспитания.
Характеристика условий и средств нравственного воспитания детей.
Понятие метода нравственного воспитания. Соотношение понятий «метод», «прием», «средство» нравственного воспитания. От чего зависит выбор метода нравственного воспитания. Разнообразные подходы к классификации методов нравственного воспитания.
Характеристика методов формирования сознания личности.
Характеристика методов организации деятельности, общения, опыта поведения.
Характеристика методов стимулирования и мотивации опыта деятельности и поведения.
Воспитание гуманности. Содержание гуманизма. Методика работы по воспитанию гуманизма в раннем и дошкольном возрасте.
Воспитание культуры поведения. Сущность понятий «этикет», «культура поведения дошкольников». Воспитание культуры деятельности, воспитание культуры общения, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Методы обучения этикету. Связь ДОУ с семьей по воспитанию культуры поведения. Методика работы по воспитанию культуры поведения.
Формирование начал коллективизма. Своеобразие понятия «детский коллектив». Роль общества сверстников в социализации ребенка. Педагогические условия формирования коллектива.
Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение. Сопоставление понятий «личность» и «коллектив».
Пути, методы и средства воспитания начал патриотизма и гражданственности в дошкольном возрасте.
Формирование планетарного сознания у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей этики межнационального общения.
Современная концепция трудового воспитания. Труд как деятельность. Своеобразие труда детей. Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания.
Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.
Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.
Условия и средства трудового воспитания. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом.
Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика». Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.
Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи и принципы эстетического воспитания.
Условия и средства эстетического воспитания. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей.
Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.
Характеристика форм организации эстетического воспитания детей.
Художественное творчество дошкольников: сущность, условия развития, этапы развития детского творчества.
Среда развития ребенка и основные требования к ней.
Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Характеристика принципов построения развивающей среды.
3.4. Билеты по педагогике. Билет №1
Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Содержание, задачи, условия и средства физического воспитания дошкольников.
Концепция построения развивающей среды В.А. Петровского. Характеристика принципов построения развивающей среды.
Билет №2
Режим дня в ДОУ: значение, требования к режиму, особенности в дошкольном возрасте, роль взрослых в организации режимных процессов, примерные режимы.
Среда развития ребенка и основные требования к ней.
Билет №3
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (утренний прием, прогулка).
Художественное творчество дошкольников: сущность, условия развития, этапы развития детского творчества.
Билет №4
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (прием пищи, укладывание на сон).
Характеристика форм организации эстетического воспитания детей.
Билет №5
Методика организации режимных процессов в разных возрастных группах (II половина дня). Схема конспекта организации режимных процессов.
Характеристика методов формирования сознания личности.
Билет №6
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте: условия и приемы формирования КГН, перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Понятие метода нравственного воспитания. Соотношение понятий «метод», «прием», «средство» нравственного воспитания. От чего зависит выбор метода нравственного воспитания. Разнообразные подходы к классификации методов нравственного воспитания.
Билет №7
Своеобразие умственного воспитания и умственного развития в современной образовательной системе. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Необходимость умственного воспитания дошкольников. Связь умственного воспитания с другими сторонами формирования личности ребенка.
Характеристика программы Шатовой «Дошкольник и … экономика». Средства и методы ознакомления дошкольников с экономикой.
Билет №8
Характеристика задач умственного воспитания дошкольников: Формирование системы элементарных знаний об окружающем, развитие мыслительной деятельности детей, становление речи.
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе. Сущность понятия «экономическое воспитание». Концепции экономического воспитания за рубежом.
Билет №9
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания дошкольников.
Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. Эстетическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Задачи и принципы эстетического воспитания.
Билет №10
Воспитание познавательной активности. Любознательность и познавательные интересы. Вопросы детей как показатель их умственной активности, познавательных интересов. Характеристика и содержание детских вопросов. Требования к ответам.
Условия и средства трудового воспитания. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам трудового воспитания детей.
Билет №11
Средства умственного воспитания. Сотрудничество ДОУ с родителями как условие умственного воспитания дошкольников.
Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. Подходы к определению задач нравственного воспитания. Механизм нравственного воспитания.
Билет №12
Обучение. Компоненты процесса обучения. Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте. Уровни учебной деятельности.
Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.
Билет №13
Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.
Современная концепция трудового воспитания. Труд как деятельность. Своеобразие труда детей. Разнообразные подходы к классификации задач трудового воспитания.
Билет №14
Модели и типы обучения.
Формирование планетарного сознания у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей этики межнационального общения.
Билет №15
Классификации методов и приемов обучения. Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе.
Пути, методы и средства воспитания начал патриотизма и гражданственности в дошкольном возрасте.
Билет №16
Характеристика наглядных методов и приемов обучения. Технология использования.
Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение. Сопоставление понятий «личность» и «коллектив».
Билет №17
Характеристика словесных методов и приемов обучения. Технология использования.
Формирование начал коллективизма. Своеобразие понятия «детский коллектив». Роль общества сверстников в социализации ребенка. Педагогические условия формирования коллектива.
Билет №18
Характеристика практических методов и приемов обучения. Технология использования.
Методы обучения этикету. Связь ДОУ с семьей по воспитанию культуры поведения. Методика работы по воспитанию культуры поведения.
Билет №19
Характеристика игровых методов и приемов обучения. Технология использования.
Воспитание культуры поведения. Сущность понятий «этикет», «культура поведения дошкольников». Воспитание культуры деятельности, воспитание культуры общения, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Билет №20
Характеристика форм организации обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Воспитание гуманности. Содержание гуманизма. Методика работы по воспитанию гуманизма в раннем и дошкольном возрасте.
Билет №21
Занятие как форма обучения детей дошкольного возраста. Сходство и различие форм обучения в дошкольном учреждении и школе. Типы занятий. Виды занятий. Требования к организации. Структура занятий. Содержание занятий и других форм организации обучения. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.
Характеристика методов стимулирования и мотивации опыта деятельности и поведения.
Билет №22
Экскурсия как особая форма обучения; организация и методика проведения. Подготовка педагога и детей.
Характеристика методов организации деятельности, общения, опыта поведения.
Билет №23
Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности.
Условия и средства эстетического воспитания. Сочетание различных средств в решении задач эстетического воспитания детей.
Билет №24
Факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте.
Формы организации труда детей: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Характеристика каждой формы организации труда. Своеобразие их использования в разных возрастных группах. Содержание работы детей.
Билет №25
Характеристика условий и средств нравственного воспитания детей.
Методы эстетического воспитания, своеобразие их использования. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей.
3.5. Критерии оценки.
Степень овладения теоретическими основами учебного курса, предусмотренного учебной программой.
Наличие обобщенности и логики в изложении содержания конкретного вопроса, обоснованность суждений.
Заинтересованность, высказывание своих позиций, предложений.
Степень владения понятийным аппаратом, адекватное и грамотное использование в речи терминологии.
Умение использовать опыт педагогической практики в обосновании теоретических вопросов, мобилизация личного опыта общения с детьми.
Наличие интеграции в изложении материала, реализация межпредметных связей при ответе.
Речевая культура, логичность, последовательность изложения материала, завершенность ответа.
Умение ответить на дополнительные вопросы.
|