Скачать 151.81 Kb.
|
Дополнительнаяобщеобразовательная программа«Юный дизайнер»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства. Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства. Задачи программы Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
Развивающие:
Воспитывающие:
Организация деятельности кружка. Программа работы творческого объединения рассчитана на трёхгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 2-4 классов. Количество детей в группе для освоения программы – 15 – 20 человек. Режим работы кружка – 1 час в неделю. Структура программы Программа кружка «Юный дизайнер» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В программу включены следующие разделы:
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках. Формы и методы работы Приоритет отдается активным формам преподавания: - Практическим: упражнения, практические работы, практикумы; - Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; - Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие; Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Условия реализации программы Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий. Характеристика ожидаемых результатов. В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:
умения:
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки. Есть жажда творчества, уменье созидать, На камень камень класть, вести леса строений. Не спать ночей, по суткам голодать, Вставать до звезд и падать на колени. Остаться нищим и глухим навек, Идти с тобой, с своей эпохой вровень, И воду пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен. Брать в руки гипс, склоняться на подрамник Весь мир вместить в дыхание одно. Одним мазком весь этот мир и камни Живыми положить на полотно. Не дописав, оставить кисти сыну, Так передать цвета своей земли, Чтоб век спустя все так же мяли глину И лучшего придумать не могли. Н. Майоров. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «Юный дизайнер» (4 часа в неделю)
Материальное обеспечение
Литература для руководителя кружка. 1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г. 2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001 3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992 4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990 5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985 6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков 7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва 8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004 9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005 10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005 11. Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006 12.Журнал «Школа и производство» 13. Газета «Делаем сами» 14. Газета «Мастак» 15. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил. 16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С. 17. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил. 18. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе.. – М.: тц Сфера, 2005 , 192 19. Технология организации кружковой в работе. Конспекты. Литература для кружковцев. Журнал «Ксюша/ 1.О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194. 2.Е.Стольная. «Цветы и деревья из бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил. |