Скачать 61.81 Kb.
|
План-конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ по модулю «Основы мировых религиозных культур» Тема «Культура и религия» Цель: помочь учащимся осознать сущность культуры и религии, взаимосвязь культуры и религии. Задачи: Образовательная: раскрыть понятие «культура и религия», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, мировые религии, национальные религии, формирование понятий : культура, религия. Развивающая : через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную. Воспитательная : воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, культуры речи. Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: материальная культура, духовная культура, религия, мировые религии, национальные религии. Оборудование: учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл. А.Л.Беглов , Е.В.Саплина , Е.С.Токарева и др.; карточки с заданиями. Ход урока
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит начать свое знакомство с мировыми религиозными культурами.
Расскажите, о чём вы беседовали с родными и друзьями. Что нового для себя вы узнали? Какие пословицы о Родине вы смогли найти?
Что такое Родина? Что такое духовный мир человека?
Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Это Родина, культура и религия. С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слова «родина», «культура» и «религия? Подпишите под каждым понятием свои слова, которых вы можете отнести. Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и религии? Не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность , основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь). Как названа наша страна? Как она называлась в древности? А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране? Многие мечтают уехать в другую страну. Хотели бы вы уехать? Почему? Появившись на свет, мы узнаём, что наша Родина зовётся Россией. С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна – Россия. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга. Россия объединяет всех нас, россиян. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И, что важнее всего, единая культура. Объясните, как вы понимаете, что такое «культура»? Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды. Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие). Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры. Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет. В науке есть такое определение: «Культура –это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории». Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудие труда, деньги, украшения. Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре. Рассмотрите фотографии учебника на стр. 8,9 и скажите, к какой культуре они относятся? Чтение рубрики «Это интересно» . Игра. Учащиеся разбиваются на 2 группы и получают карточки со словами: церковь , танец, карета, мечеть, кукла, ислам, песня, копье, бумага, книга. 1- я группа выбирает карточки связанные с материальной культурой, 2-я группа - с духовной культурой. Итак, какой вывод, можно сделать? Мы говорим о ком –то , что он культурный человек? Что это означает? Что входит в понятие «культура поведения». Выполнение творческого задания. 1й группе придумать свои правила культурного поведения в школе, 2й группе- в гостях. Комментированное чтение с последующим выводом «Влияние религии на культуру» стр 9. V.Физкультминутка- игра «Ручеек»: первая пара детей обращаются к водящему: «Если хочешь быть со мной, что отдашь земле родной?». Водящий должен отвечать. После его ответа все поднимают руки, ребенок проходит под ними и выбирает кого-либо. А что такое религия? Какие религии преобладают в нашем крае? В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Запись в тетрадях. Религия (лат . religio - совестливое отношение , благочестие, святость, почитание) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование сверхъестественного: богов, ангелов, духов. Как и когда возникла религия? Религия — ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности. Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов — у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться. В начале своего развития, в первобытном обществе, человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек пытался договориться с высшими силами и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения — так возникла религия. А сейчас обратимся к учебнику и прочтём материал из рубрики “Какие бывают религии?” и сделаем вывод. Запись в тетрадях. Национальные религии- это иудаизм, индуизм. Мировые религии- это буддизм, христианство, ислам. Какие религии распространены на территории России? Традиционные религии России- иудаизм, буддизм, православие, ислам. VI.Самостоятельная парная, творческая работа, выступление. В начале урока был поставлен вопрос, как вы понимаете слова Родина, культура и религия? Расширились ли ваши представления об этих явлениях? Что вы теперь знаете? Какие дополнительные понятия можно включить? VII. Итог, домашнее задание. 1.Взять интервью у родных, что они знают о культуре и религии. 2.Поговорить со старшими и привести примеры влияния религии на культуру. Использованная литература: Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл. А.Л.Беглов , Е.В.Саплина , Е.С.Токарева и др; http://pedsovet.su/. Гараева Сирина Рафаэлевна ,учитель начальных классов, МБОУ «Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Башкирова |