Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации21.11.2013
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4



Июнь 2013

6



МОУДПО (ПК) С

«Учебно-методический центр»

г. Серпухов

Педагогический альманах

" Поиски. Открытия. Находки».

6 2013

УДК 37.013

ББК 74.05

М 34
М34 Методические материалы педагогов г. Серпухова, [электронный ресурс]/- Серпухов: МОУДПО (ПК) С УМЦ.- 2013 – 34 с.
Разработки публикуются в авторской редакции.
Техническая верстка Казакова Е.В.


Опубликовано на сайте

МОУДПО (ПК) С «Учебно-методический центр»
http://www.serpumc.narod.ru/sotrudniki/metodicheskii_portal/

МОУДПО (ПК) С "Учебно-методический центр"

142205 г. Серпухов, ул. 1905 года, д. 15

Директор Заборская Нэлли Мухаметфатовна

Тел.: 38-15-59
Информационно - аналитический отдел

Тел.: 35-71-89

Е-mail: umc-serpuhov@mail.ru
Издается 1 раз в месяц

Июнь 2013
Оглавление

Проблемы дополнительного образования,

Гирба Е.Ю., заместитель директора по НМР, методист,

МОУДПО ПК(С) «Учебно- методический центр», г. Серпухов ……………………………4
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования

«Введение в образовательную программу». Конкурсное занятие в учреждении

дополнительного образования,

Гирба Е.Ю., заместитель директора по НМР, методист,

МОУДПО ПК(С) «Учебно – методический центр», г. Серпухов……..………………………..5
Методические рекомендации к изучению некоторых тем на занятиях

по радиоспорту,

Монастырный В.В., педагог дополнительного образования,

МОУДОД «Дом детского и юношеского технического творчества»,

г. Серпухов………………………………………………………………………………………………..18
Радиоприемник прямого преобразования,

Грибков А.Ф., педагог дополнительного образования,

МОУДОД «Дом детского и юношеского технического творчества»,

г. Серпухов…………………………………………………………………………………………………20
Пояснительная записка,

Тенихина О.Н. , педагог дополнительного образования,

МОУДОД «Дом детского и юношеского технического творчества»,

г. Серпухов………………………………………………………………………………………………..23
Конспект занятия по НТМ,

Филина Н.А., педагог дополнительного образования,

МОУДОД «Дом детского и юношеского технического творчества»,

г. Серпухов……………………………………………………………………………………………….30


Проблемы дополнительного образования

Гирба Е.Ю.,

заместитель директора по НМР, методист,

МОУДПО (ПК)С «Учебно-методический центр»,

г. Серпухов

Какова ситуация по правам ребенка в части развития и реализации своих способностей? Сегодня реально нависла угроза массового закрытия учреждений дополнительного образования детей (в дальнейшем УДОД). Механизм постепенного свертывания учреждений идет через их отчуждение. Отчуждение учреждений дополнительного образования производится посредством манипуляций под эгидой оптимизации бюджетных расходов. В 2004 г финансирование УДОД было переложено на муниципальный уровень, притом, как всегда, в субвенции были предусмотрены только ФОТ и оплата коммунальных услуг. Возникает вопрос: как и чем тогда предусмотрено развитие учреждения?

Не секрет, что за последние десятилетия система дополнительного образования потеряла значительную часть своей ресурсной базы: кадровый, материально-технический и финансовый. Многое держится на патриотическом энтузиазме отдельно взятых педагогов.

А ведь дополнительное образование играет ключевую роль в развитии и реализации способностей детей и подростков, т.е. это означает, что слабое развитие или стагнация дополнительного образования есть системное нарушение прав детей на качество жизни сейчас и в будущем. В современных реалиях востребованности инновационного движения со стороны государства дополнительное образование могло бы стать инкубатором лидеров отечественной инноватики.

Современным родителям на выходе из школы нужен уже готовый, адаптированный, социализированный, беспроблемный ребенок. И учителя, и родители, в большинстве своем, настроены на успешную сдачу ЭГЭ и поступление в вуз и потому почти согласны на свертывание УДОД по умолчанию. С другой стороны, родителей вводит в заблуждение слова «образовательная услуга». Если услугу по обучению представить легко, то услугу по созданию среды, атмосферы представить уже труднее, а услугу по воспитанию вообще не вообразить. Как ответить на современные риски, вызовы дополнительному образованию? Не является ли «внеурочка» одним из таких рисков?

Таким образом, пока сами работники дополнительного образования вместе с родительской общественностью не будут отстаивать права детей и подростков на развитие и реализацию их способностей, воз проблем не сдвинется с места и многие способности несовершеннолетних пропадут за невостребованностью.

Для справки. «В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён. У ингушей и чеченцев до принятия ислама удод («Тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой» (Википедия) Символично. Правда? Только и осталось написать на плакате: "Не убивайте УДОД!"

Методические рекомендации

педагогам дополнительного образования

«Введение в образовательную программу».

Конкурсное занятие в учреждении дополнительного образования

Каждый педагог дополнительного образования, начиная реализовывать свою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать или представить образовательную программу так, чтобы дети заинтересовались ей, чтоб продолжили свое образование по этой программе именно у данного педагога. Успех может принести удачно проведенное занятие "Введение в образовательную программу". Но и здесь немало затруднений, вопросов возникает не только у начинающего педагога, но и у педагогов с большим опытом работы.

Определение понятия "введение в образовательную программу" можно использовать из справочника по педагогическим инновациям (Самара, 1998 г.). Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время "погружения" обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

Психологические особенности вводного занятия:

  • преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

  • создание имиджа педагога дополнительного образования;

  • определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;

  • предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

  • создание атмосферы быстрого знакомства. Организационные особенности;

  • быстрое включение детей в деятельность;

  • использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).



Варианты проведения вводного занятия1
Первый вариант. Коррекция ожиданий.

Ход занятия: Участникам предлагается коротко сформулировать свои ожидания от занятия на карточках одного цвета, а свои ожидания от всего курса на карточках другого цвета (например: цвета - желтый, красный). В основной части занятия дети последовательно включаются в наиболее типичные для данного курса виды деятельности (в форме игры-путешествия, соревнования групп и т.д.). В заключительной части занятия участникам предлагается:

а) в ходе обсуждения высказать свое отношение к ожиданиям от занятия на карточках желтого цвета, сбылись или не сбылись их ожидания;

б) на карточках красного цвета - каковы теперь их ожидания, что они ждут от всего курса.
Второй вариант. Эмоциональное заражение.

Ход занятия: На занятии моделируется типичная для данного курса проблемно-поисковая ситуация, по мере разворачивания которой педагог постепенно вводит все более эмоционально-окрашенные процедуры.

В кульминационный момент занятия проблемно-поисковая ситуация разрешается, в заключительной части педагог организует комплекс процедур, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций, формирование радостных ожиданий от следующего занятия.

Третий вариант Закладка информационных оснований.

Ход занятия: Во вводной части педагог в доверительной беседе выясняет у обучающихся начальный уровень знаний о предмете курса, характер уровня мотивации. Представляется сам и формирует первое представление о группе. В основной части в ходе размеренного диалога с вкраплениями игровых, игро-технических и иных дидактических упражнений, приемов, развертывает перед обучающимися перспективу их занятий в коллективе, снабжая необходимой организационной и иной информацией. В заключительной части педагог отвечает на вопросы детей (возможно, стимулируя их появление при помощи специальных приемов).

Карточки с началом вопросов. Обучающиеся разбиваются на группы. Педагог еще раз акцентирует внимание на главном и конкретных указаниях по подготовке к следующему занятию.

Четвертый вариант. Образец (больше подходит для танцевальных, спортивных коллективов).

Ход занятия: В начале занятия педагог проводит короткую эмоциональную настройку обучающихся, побуждая их ответить на вопрос, готовы ли они отдать все силы на выполнение, освоение программы. В основной части проводится интенсивных комплекс тренировочных упражнений, требующих от обучающихся значительных физических, эмоциональных затрат. В заключительной части проводится беседа, в ходе которой обучающиеся отвечают на вопросы типа: Что было самым трудным? Как вы это преодолевали? Готовы ли вы к новым трудностям? Каких результатов хотите добиться? Дается установка на следующее занятие.

Возможны и другие варианты проведения вводного занятия и педагогически обоснованные комбинации элементов, изложенных выше.
Некоторые приемы оптимизации занятия
В опыте работы педагогов дополнительного образования, в научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игро - технических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.
Назовем лишь некоторые:

1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например: прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно - деятельностные игры или их элементы.

6. При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчики, мишка.


  1. Целеполагание


Педагогическая деятельность - целенаправленная по определению, предполагает эффект вполне определенный - позитивные изменения (приращения) в ценностной, когнитивной, операционной, эмоциональной и др. подсистемах личности обучающегося, предусмотренные программой обучения и трактуемые, как его результат. Результат этот складывается на основе суммирования изменений (приращений) состояний актуальных подсистем личности, происходящих в каждой единице образовательного процесса, каковыми являются учебные занятия. Поэтому, желая достигнуть конечной цели, невозможно не определять цели каждой единицы процесса, причем последовательно, в нужной логике и взаимосвязи (преемственности). Без конкретной цели занятия невозможно определить, ведет ли оно к достижению конечной цели обучения, какова его роль с этой точки зрения, то есть, вообще, зачем это занятие проводится, ради чего затрачиваются усилия и время педагога и учащихся.

Между тем, мониторинг сферы дополнительного образования детей констатирует, что "учителя часто ведут кружки без определенной конечной цели. Что-то ученики у них делают, и вроде бы все идет нормально. При таком подходе сколь-нибудь серьезных успехов не добиться, ведь если нет конкретной конечной цели, нет четко очерченных задач, не будет и практического результата: какая поставлена цель, такой и будет результат. Ведь если человек поставил перед собой ясную чёткую конечную цель, то он будет искать и четкие пути ее достижения. Если же конечная цель не ясна или отсутствует вообще, то собственно, не ясно чего достигать.

Если отсутствует четко определенная цель занятия, на первый план выходит латентная, неосознаваемая цель. К числу наиболее распространенных латентных целей занятия отнесем такие - "занять детей, доставить им удовольствие", "получить удовольствие от общения с детьми в излюбленной педагогом манере" и т.п. В данном случае речь идет не о педагогике или дополнительном образовании, а об организованном досуге.

Четкая и грамотная постановка цели каждого конкретного занятия является обязанностью и неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, непременным условием поступательного движения к конечному результату реализации программы занятий объединения дополнительного образования.

Из множества определений цели выберем наиболее полное и полезное практику. Таковым является определение В.С.Лазарева:

цель - образ результата с фиксированным временем его получения, соответствующего потребностям и возможностям организации мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения операционально определенного (контролируемого).

Обладая этими признаками, цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создания условий необходимых и достаточных для их достижения.

Следуя далее за В.С.Лазаревым, отметим, что основные цели и задачи образования (в т.ч. дополнительного) формулируются в рамках следующих общих функций учебно - воспитательного процесса:

* Когнитивной, познавательной функции, "выходом" которой является система знаний, система специальных предметных умений и навыков, умений осуществлять учебно - познавательную деятельность, включая и самообразование. Исключительная ориентация только на такие результаты (ЗУНМ) вряд ли может быть признана разумной и в последние годы подвергается разной критике с гуманистических позиций.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск