Скачать 250.23 Kb.
|
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив МБ ДОУ «Детский сад №276» комбинированного вида работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и образовательной программе МБ ДОУ «Детский сад №276» комбинированного вида. Эти программы обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Применяя в своей воспитательно-образовательной деятельности программы и методические рекомендации, педагоги добились хороших результатов в своей работе: В старшей и подготовительной к школе группах для детей с нарушением речи работа осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программе обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа)» Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой. В 2012-2013 учебном году в дошкольном учреждении функционировало 4 группы с общим количеством детей 109, из них две (старшая и подготовительная к школе группы) логопедические. Во всех возрастных группах перекомплект по наполняемости.
Анализ педагогического состава. Педагогический коллектив состоит из педагогов, среди них: воспитатели – 8 Административно-управленческий персонал: 1. заведующая – 1 2. заместитель заведующей по воспитательно-методической работе – 1 Специалисты 1. музыкальный руководитель – 1 2. учитель – логопед - 2 Образовательный уровень педагогов.
Кадровый состав педагогов по квалификационной категории.
По стажу педагогической работы
Расстановка педагогических кадров
Коллектив МБ ДОУ «Детский сад № 276»: сплоченный, квалифицированный, имеет достаточный уровень педагогической культуры; стабилен – 74.7% сотрудников работают в коллективе от 10 до 25 лет; работоспособный, опытный. На данный момент дошкольное учреждение укомплектовано сотрудниками согласно штатному расписанию, коллектив объединен едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат. Вывод: можно отметить, что в детском саду сохраняется стабильный педагогический коллектив более 10 лет. Повышение квалификации педагогов. Повысили свой квалификационный уровень в 2012-2013 учебном году следующие педагоги.
Вывод: знания, полученные на курсах, педагоги применяют в своей работе. Подали заявку на повышение квалификации: зам. заведующей по ВМР Шокита Н.Г., воспитатель Литвинова Т.Л., учитель – логопед Сайибова Т.Х., педагог-психолог Путинцева Н.Ю. В 2012-2013 учебном году аттестацию педагогических кадров прошли:
Вывод: концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим в МБ ДОУ проводится систематическая работа по повышению квалификации педагогов. Готовность педагогов постоянно повышать профессиональная компетентность, осваивать новые технологии, методики. Коллектив МБ ДОУ «Детский сад № 276» комбинированного вида принимал участие в районных мероприятиях:
Работа коллектива МБ ДОУ «Детский сад № 276» комбинированного вида в 2013-2014 учебном году была направлена на решение следующих задач:
В рамках работы над решением данной задачи принимали участие медицинский персонал учреждения во взаимосвязи с родителями. Свою работу мы начали с изучения состояния здоровья. Для выявления оценки состояния здоровья дошкольников медицинский персонал на начало учебного года провел мониторинг здоровья детей (группы здоровья, диспансерный учет, физическая нагрузка). Педагоги групп провели анализ листов здоровья, выявили группу детей с наиболее часто встречающимися заболеваниями и определили мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию данных заболеваний. Оценка состояния здоровья позволяет сделать выводы: ДОУ посещает 100 человек, из них с 1 группой здоровья – 26 детей, со 2 группой здоровья – 71 ребёнок, с 3 группой здоровья – 2 ребёнка, с 4 группой здоровья – 1 ребёнок. Количество детей, перенесших инфекционные заболевания – 1 (ветряная оспа), количество ни разу не болевших детей - 35. Воспитание и формирование у детей представлений о своем здоровье осуществляется на занятиях серии «Забочусь о своем здоровье», эти занятия позволяют обогатить представления детей о своем организме, его функционировании и развитии. Обследование усвоения ЗУН у детей по валеологической культуре в группах показывает, что дети всех возрастных групп владеют элементарными знаниями по сохранению и укреплению здоровья, согласно требованиям программы. В старшей группе затрудняются с ответами по теме «Кто такой здоровый человек?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», в средней группе затрудняются с ответами «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Результаты представлены в таблице. Рекомендовано составить подборку конспектов непосредственно образовательной деятельности по валеологической культуре во всех возрастных группах, кроме подготовительной. Создание оптимальных условий пребывания детей в ДОУ и эффективного решения задач здоровьесберегающей направленности требует преемственности во всех направлениях, во взаимосвязи со всеми специалистами, а также семьями воспитанников. Необходимо информировать родителей по вопросам здоровьесбережения. Во всех группах планируются различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми: утренняя гимнастика, гимнастика после сна (упражнения для профилактики плоскостопия, коррекция осанки, дыхательные упражнения), закаливающие и профилактические мероприятия, динамические паузы, подвижные игры и упражнения, индивидуальная работа. Педагоги планируют мероприятия по здоровьесбережению (ОБЖ, ПДД, валеологической культуре), досуги и развлечения. В планах и отражена работа с родителями по здоровьесбережению (консультации, индивидуальные беседы, наглядная агитация). Во всех группах выполняются инструкции по охране жизни и здоровья детей, нарушений не выявлено. Оценка профессионального мастерства педагогов по проблеме сохранение и укрепление здоровья дошкольников определялось знаниями, умениями и навыками воспитателя. Результаты представлены в «Карте оценки профессионального мастерства…» Хороший уровень профессионального мастерства показали воспитатели Грицаенко Г.В., Клинкова О.А., Иванова Т.М., Литвинова Т.Л. Они умело осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к детям, обеспечивая интенсивность двигательной деятельности в течение дня, владеют методикой физического воспитания; отмечена интересная разнообразная по форме и содержанию работа на занятиях с использованием различных эвристических методов и приемов для повышения активности детей в области сохранения и укрепления здоровья. Определенное место в работе с детьми занимает гигиеническое воспитание детей 1 младшей группы. Воспитатели Гаан И.Н. и Моисеенко Т.Н. приучают детей к чистоте, аккуратности, самообслуживанию. Гигиенические процедуры сочетаются с закаливанием, мытьем рук и лица прохладной водой. Используют в работе различные формы и методы по охране и укреплению здоровья детей, повышают двигательную активность в течение дня. Все мероприятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется проводить с детьми дыхательную гимнастику. Анализ организации двигательного режима в ДОУ показал, что во всех группах педагоги систематически используют различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в соответствии с режимом ДОУ: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие и профилактические мероприятия, динамические паузы, подвижные игры и упражнения, ведется индивидуальная работа. При проведении всех мероприятий соблюдается гигиенические требования, длительность проведения, подбор содержания осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обследование предметно-развивающей среды показало, что условия для развития двигательной активности детей созданы во всех возрастных группах, спортивно-музыкальном зале, в логопедических кабинетах и отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования. В группах предусмотрены и оборудованы физкультурные уголки, содержание которых соответствует нормам и требованиям. Для повышения интереса к физическим упражнениям в уголках имеется достаточное количество разнообразного стандартного и нестандартного многофункционального оборудования, эстетически оформленного. Это дает возможность для разнообразной самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Спортивный зал оборудован недостаточным количеством оборудования для занятий, не хватает гимнастических стенок. В группах имеется подбор подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений. Все предлагаемые детям игры и пособия педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Во всех группах созданы условия для проведения гигиенических процедур, коррекционной работы и проведения закаливающих мероприятий. Оборудование на участке и содержание выносного материала позволяют воспитателям использовать разнообразные подвижные игры и упражнения. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников позволяет сделать выводы, что работа по данной проблеме ведется регулярно, планируются беседы, консультации. В «Уголках для родителей» представлена разнообразная информация о том, как сохранить и укрепить здоровье детей данной возрастной группы. Материалы оформлены эстетически аккуратно, грамотно, доступны для понимания. Рекомендуется в «Уголке для родителей» оформить постоянно действующую рубрику по здоровьесбережению дошкольников. Вывод: работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей с целью эффективного решения задач здоровьесберегающей направленности ведется планомерно, целенаправленно, систематически в соответствии с СанПиН и требованиями программы.
В рамках работы над задачей было проведено тематическое изучение и выявлено, что в ДОУ работа по коррекции речи дошкольников осуществляется в системе и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Документация по календарно-перспективным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Следующим условием для речевого развития детей является предметно-развивающая среда. Следует отметить, что в этом году воспитатели уделили достаточно большое внимание данному разделу в своих группах. Везде выделены речевые уголки в группах, и каждый уголок группы содержит игры и пособия по развитию речи детей. Речевые уголки в группах хорошо оборудованы и удачно расположены с учётом гигиенических требований к освещению. Группа младшего дошкольного возраста оснащена разнообразными дидактическими играми по развитию разных направлений речи. В первой младшей группе разработаны интересные игры на развитие дыхания, мелкой моторики, в средней группе на развитие обобщающих понятий, связной речи, дыхания и др. В старших группах воспитатели уделили внимание играм на звуковую культуру речи, подготовку к обучению грамоте. Пособия выполнены из качественных современных материалов, имеют практическую ценность, многофункциональны в использовании. За этот год группы хорошо пополнили свои «запасники» игрушками и пособиями для занятий. Рабочая группа особо отметила все возрастные группы. Во всех группах созданы книжные уголки. Книги разделены на жанры художественной литературы (рассказы, сказки, стихи). На полках оформляются выставки книг и иллюстраций по различным тематикам. В средней и старшей группах отмечено грамотное расположение этих уголков и их сочетание с уголками уединения и спокойными играми. Во всех группах достаточный список художественной литературы. Недостаточно в группах материала о художниках-иллюстраторах. Большое значение для развития речи оказывает театрализованная деятельность детей. Данному виду деятельности детей педагоги также уделили большое значение. В этом году очень качественно и эстетично оформили театральный уголок во всех возрастных группах. Первой младшей группе необходимо приобрести фланелеграф. Все пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Таким образом, содержание речевых уголков в этом году соответствует методическим требованиям и требованиям новой Программы, у педагогов отмечена высокая компетентность при их создании. Оценка профессионального мастерства педагогов основывалась на анализе проведения занятий воспитателями, опроснике педагогов, анализе предметно-развивающей среды с точки зрения компетентности воспитателя при её создании. Опросник для оценки профессионализма воспитателей по разделу «Речь и речевое общение» показал, что знания методики развития речи у педагогов хорошие, знают основные направления работы данного раздела и программные задачи своей возрастной группы. Хорошо педагоги ориентируются в формах работы с родителями. Смотр занятий во всех возрастных группах выявил следующее: просмотренные занятия отличались большим разнообразием в содержании, структуре и манере их проведения и организации. Конспекты занятий у всех педагогов очень интересные, содержательные, методически грамотные. Занятия прошли успешно. Занятия интегрированные, речевые задачи тесно связаны с познавательными, изобразительными. При анализе занятий отмечена хорошая подготовка воспитателей, которые продумали наличие большого количества наглядного материала. На занятиях прослеживалась большая предварительная работа с детьми. Снижению утомляемости детей на занятиях способствовала смена разных видов деятельности, физ. минутки, различные формы организации детей. Много внимания уделяется речевому развитию детей вне занятий в различных режимных моментах. Досуговой деятельности уделяется напротив незначительное внимание. Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями по развитию у детей речевых умений и навыков. Родительские уголки содержат наглядную информацию в данном направлении. Много папок и ширм-передвижек, систематическая их сменяемость по данному разделу. Все материалы оформлены эстетично: в печатном виде, заламинированы и заброшюрованы. Работа по информированию родителей проводится недостаточно, носит индивидуальный характер (по запросу родителей), групповых консультаций почти не проводится. Таким образом, педагогам необходимо усилить внимание в своих планах на речевое развитие детей, простроить систему работы с детьми и систему работы с родителями в данном направлении.
Анализ планирования работы по трудовому воспитанию показал, что:
Все педагоги расписывают в планах индивидуальную работу с детьми по трудовому воспитанию. Следующим условием для трудового воспитания детей является предметно-развивающая среда. Следует отметить, что в этом учебном году воспитатели уделили достаточно большое внимание данному разделу в группах. Выделены разные виды уголков дежурств в соответствии с возрастом детей. Начиная со средней группы, оформлены уголки дежурства по столовой (фартучки, косынки, стенд для картинок детей, щётки-смётки и совок). В уголке дежурства по уголку природы находятся стенд для картинок детей, клеёнчатые фартуки, пульверизаторы, лейки, тряпочки для протирания листьев, палочки-рыхлители. Уголки дежурства по занятиям и ручному труду оформлены в старшей и подготовительной к школе группах. Всё необходимое оборудование находится в свободном доступе для детей. Таким образом, содержание уголков дежурств в этом году соответствует методическим требованиям и требованиям новой Программы, у педагогов отмечена высокая компетентность при их создании. Оценка профессионального мастерства педагогов основывались на опроснике педагогов, анализе предметно-развивающей среды с точки зрения компетентности воспитателя при её создании. Опросник для оценки профессионализма воспитателей по разделу «Трудовое воспитание дошкольников» показал, что знания методики у педагогов хорошие, знают основные направления работы данного раздела и программные задачи своей возрастной группы (за исключением Гаан И.Н., Моисеенко Т.Н. – эти педагоги неправильно ответили на вопросы №5,6 опросника). Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями по развитию у детей речевых умений и навыков. Родительские уголки содержат наглядную информацию в данном направлении. Много папок - передвижек, систематическая их сменяемость по данному разделу. Работа по информированию родителей проводится недостаточно, носит индивидуальный характер (по запросу родителей), групповых консультаций почти не проводится. Таким образом, педагогам необходимо усилить внимание в своих планах на трудовое воспитание детей, построить систему работы с родителями в данном направлении. По всем выше перечисленным годовым задачам были проведены следующие мероприятия.
Вывод: все мероприятия дали возможность повысить уровень компетентности педагогов по данным вопросам годовых задач. В течение года воспитателями и специалистами были проведены все запланированные мероприятия. Ведение образовательной работы в ДОУ по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», программе нового поколения под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с первой младшей до подготовительной группы позволил вести работу планомерно и последовательно в период всего пребывания дошкольников в ДОУ. В течение года систематически проводились заседания родительского комитета, общие и групповые родительские собрания, на которых решались разнообразные вопросы по организации жизнедеятельности детей в ДОУ. Анализ воспитательно-образовательной работы педагогов показал, что воспитатели и узкие специалисты ежемесячно проводят работу с родителями, включая такие формы, как плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка, привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества, педагогическое консультирование, оформление наглядно-информационных стендов, ширм, папок-передвижек. Во всех возрастных группах имеется наглядная информация для родителей, направленная на ознакомления родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ. Предлагаемый материал эстетично оформлен, педагогически целесообразен, краток и доступен для родителей. Планомерно велась работа по "Основам безопасности жизнедеятельности" – это мероприятия по противопожарной безопасности, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Опираясь на приоритеты образовательной политики государства в условиях модернизации образования и запросы родителей – главных заказчиков оздоровительных и образовательных услуг, нами определена: Цель: совершенствование коррекционно-образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Задачи на 2013 – 2014 учебный год:
|