Скачать 197.18 Kb.
|
Публичный отчет муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области по итогам 2007 – 2008 учебного года. Информационная справка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 40 «Колокольчик» (далее детский сад) – активный участник различных конкурсов. Функционирует в режиме развития. Педагоги реализуют инновационные технологии. Общая характеристика образовательного учреждения. Детский сад открыт в 1970 г. Находится в муниципальном подчинении администрации Щелковского муниципального района. По проекту рассчитан на 110 мест. Представляет собой отдельно стоящее здание, расположенного в Щелковском районе поселка Фряново. Ближайшее окружение составляют МОУ «Средняя образовательная школа № 1», МДОУ детский сад № 39 «Золотой ключик» и МДОУ центр развития ребенка № 68 «Сказка». Миссией детского сада является подготовка ребенка к дальнейшему обучению, сохранение его психического и физического здоровья, развитие индивидуальных способностей через преемственность дошкольного и школьного звена. Цель нашего учреждения – воспитать из каждого ребенка социально зрелую личность, готовую к самоопределению, способную к адаптации и самореализации на каждой ступени своего развития. Для достижения цели коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи: - охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие; - развивать творческие способности воспитанников через приобщение к общечеловеческим ценностям; - обеспечивать преемственность между сферами социального становления ребенка: семья – детский сад – школа. Основными направлениями деятельности детского сада являются: - воспитание и обучение детей дошкольного возраста; - оздоровление воспитанников; - реализация программ дошкольного образования; - реализация дополнительных образовательных программ – экологической, художественно-эстетической и физкультурно-спортивной. Приоритетными направлениями в работе ДОУ являются: - Экологическое - Физическое. Наш коллектив нацелен на демократический подход в процессу воспитания и обучения детей, реализацию принципа индивидуально-личностного подхода к воспитанникам. Основной принцип взаимодействия с детьми – педагогика сотрудничества, доброжелательное отношение к ребенку. К перспективным направлениям деятельности детского сада относятся:
Сведения о контингенте воспитанников В 2007-2008 уч.г. в детском саду функционировало 5 групп, из них: - для детей раннего возраста – 1 группа; - для детей дошкольного возраста – 4 группы. Детский сад посещают дети в возрасте от 1,5 до 7 лет. Учреждение работает по 12-ти часовому режиму – с 7.00 до 19.00, пять дней в неделю. Общее число воспитанников составляет 90 человек. Динамика посещаемости детского сада воспитанниками такова (см. таблицу 1):
Кадровый состав детского сада Образовательное учреждение работает в режиме развития. Особое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Главные критерии подбора кадров – любовь к детям, порядочность, педагогическое образование, профессиональная компетентность. Сегодня педагогический коллектив детского сада стабилен, его составляют 14 педагогов. Из них: - 14 % педагогов имеют первую квалификационную категорию; - 71 % педагогов имеют вторую квалификационную категорию Высшее образование имеют 43 % педагогов. Средний возраст работников – до 40 лет. С точки зрения психологов, данный возраст является наиболее продуктивным для профессиональной деятельности. Отчасти именно этим объясняется стремление педагогического коллектива к овладению современными образовательными технологиями, достижению поставленных целей. Стаж педагогических работников составляет: - свыше 20 лет - 28 % - от 10 до 20 лет - 14 % - от 5 до 10 лет - 37 % - от 2 до 5 лет – 14 % - до 2 лет - 7 % Образовательная деятельность детского сада Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организуется и проводится с учетом следующих принципов: - принцип личностной ориентации; - принцип деятельности; - принцип психологической комфортности; - принцип минимакса; - принцип вариативности; - принцип целостного представления о мире; - принцип творчества; - принцип непрерывности. Детский сад осуществляет свою воспитательно-образовательную деятельность по комплексной программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также на подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Также педагогический коллектив реализует парциальные программы, такие как: - «Наш дом - природа», Н.А. Рыжова и «Юный эколог», С.Н.Николаева - программа экологического воспитания детей дошкольного возраста, направленная на развитие экологической культуры и развитие творческой личности; - «Музыкальное воспитание детей», О.П. Радынова – программа, ориентированная на формирование у детей разнообразных умений, способностей и качеств посредством занятий музыкой; - «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н.Н. Авдеева – программа, направленная на формирования основ осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Дополнительное образование: Также помимо обязательных занятий, предусмотренных основной программой воспитания и обучения в детском саду, в учебный процесс включена кружковая работа, которая проводится для реализации всестороннего раскрытия творческого потенциала воспитанников. Воспитателями были разработаны рабочие программы для дополнительного образования: «Экология – малышам» - направленная на формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Руководитель кружка Бибикова Е.А. «Нептун», направленная на общефизическое развитие дошкольников, закаливание, профилактику детской заболеваемости. Руководитель кружка Никологорская Е.А. «Музыкальный фольклор», направленная на приобщение детей к русскому народному творчеству. Руководитель кружка Абузина О.А. Педагоги детского сада активно внедряют в практику инновационные образовательные технологии: - развивающего обучения; - здоровьесберегающий; - проектных методов; - интенсивного развития; - игровые и т.д. Использование данных технологий способствует более успешному усвоению комплексных и парциальных программ, развивает логическое мышление ребенка, память, внимание, общую и мелкую моторику. Метод проекта направлен на развитие у воспитанников познавательных навыков. Детский сад реализует проект «Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни при организации воспитательно-образовательного процесса». Созданы оптимальные условия для профилактики заболеваемости малышей. Проводятся регулярные осмотры детей, общеукрепляющие и закаливающие процедуры. Традицией детского сада стало проведение спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», который способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи. В систему физкультурно-профилактического направления работы детского сада входят: - утренняя гимнастика; - физические упражнения; - физкультурные занятия; - занятия в бассейне; - спортивные игры; - спортивные праздники; - прогулки. Результаты воспитательно-образовательной деятельности Уровень усвоения знаний по программе воспитания и обучения отслеживается воспитателями в течение учебного года. На основании результатов мониторинга обучаемости детей проводится своевременная корректировка учебно-воспитательного процесса. В программу обучения включены: - развитие речи; - формирование элементарных математических представлений; - обучение грамоте; - музыкальное воспитание; - физическое воспитание; - рисование; - экологическое воспитание; - лепка; - аппликация; - конструирование; - ручной труд; - ознакомление с художественной литературой; - ознакомление с окружающим миром Важной составляющей системы воспитания и обучения в детском саду является овладение детьми родным языком как средством и способом общения и познания, формирования национального самосознания. Дошкольники обучаются всем видам речевой деятельности с учетом преемственности содержания дошкольного и начального образования. Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах – на занятиях, в совместной деятельности, на прогулках. Такой подход к обучению способствует активизации речи детей, пополнению словаря и развитию их творческих способностей. Основным направлением деятельности педагогического коллектива в плане познавательного развития воспитанников является ознакомление их с новыми понятиями окружающей действительности. В качестве основной задачи выдвигается формирование начал планетарного мышления, а именно: связей между человеком и другими людьми, культурой, обществом, природой, вселенной. Интеллектуально-личностное развитие воспитанников осуществляется на занятиях познавательного цикла, в процессе игровой, конструктивной и других видов деятельности. Работа по формированию элементарных математических представлений реализуется на занятиях, в занимательных играх, совместной деятельности с математическим содержанием. Социально-нравственное развитие ребенка осуществляется в процессе работы, направленной на усвоение нравственных общечеловеческих ценностей и национальных традиций, развитие чувства гражданственности и любви в своей родине. Обогащение культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира. Развитие эмоциональной сферы включает в себя умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, обычаями и традициями своего народа. Основными средствами художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном учреждении является организация активного восприятия действительности и искусства через интеграцию художественных видов деятельности. Художественно-эстетическое развитие воспитанников в детском саду обеспечивают: - занятия по изобразительной и театрализованной деятельности; - музыкальные занятия; - обучение игре на музыкальных инструментах; - организация развивающей среды в группах, уголков детского творчества; - кружковая деятельность. Наблюдения за воспитанниками показывают, что дети пытаются анализировать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, различают их образную специфику, выражают свое отношение к ним. Детские работы размещаются в фойе и групповых помещениях. На выставке могут быть представлены работы детей одной группы, совместные (педагога и ребенка, детей и родителей), а также авторские – ребенка. Музыка в течение всего дня сопровождает жизнь воспитанников – на занятиях, в совместной деятельности, развлечениях. В воспитательно-образовательном процессе детского сада широкое применение находят интегрированные формы проведения музыкальных занятий, позволяющие детям проявлять творческие способности и решать познавательные задачи. В процессе музыкальной деятельности дети приобщаются к искусству. На занятиях разного типа (традиционных, комплексных, развивающих, в кружке «Музыкальный фольклор») дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки. В детском саду созданы условия для проявления творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В каждой группе и комнате сказок имеется мини-театр (настольной, пальчиковый, кукольный, би-ба-бо). Театрализованные игры используются в музыкальных праздниках и развлечениях. Приобщая детей к театральному искусству, детский сад сотрудничает с кукольными театрами («Кактус», «Филимон» и др.). Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира, в котором они живут. В игре формируется личность ребенка, поэтому игровая деятельность сопровождает ребенка в течение всего времени его пребывания в группе детского сада. Учитывая, что каждый вид гры несет в себе определенные воспитательные задачи, практикуем следующие вида: - сюжетно-ролевые; - театрализованные; - подвижные; - дидактические; - развивающие и др. Для развития различных видов игр в детском саду создана среда, соответствующая возрастным особенностям детей. Например, в каждой группе оборудован уголок подвижных и занимательных игр, способствующих развитию логики, смекалки, сообразительности. Условием полноценного развития игровой деятельности считаем создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям детей: - зонирование; - многофункциональность; - целесообразное насыщение предметами, материалами, игрушками; - приближенность к домашней, неформальной атмосфере и т.д. Медико – социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Медицинский персонал детского сада работает в тесном контакте с педагогическим коллективом. Благодаря систематической работе медицинского персонала в детском саду намечается тенденция к снижению числа некоторых видов заболеваний (см. таблицу).
1.1. Имеется медицинское оборудование для проведения профилактических мероприятий (установка тубус – кварц, фитоаэронизатор). 1.2. Имеются специально выделенные помещения (кабинет медсестры, процедурный кабинет). Большое значение в работе придается питанию. Оно сбалансировано и построено на основе 10-ти дневного меню по сезонам, с учетом потребностей детского организма. Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, проводится витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. В рационе круглый год присутствуют свежие фрукты, летом соки. Меню включает разнообразный ассортимент первых, вторых, овощных блюд и салатов. Материально – технические и медико – социальные условия пребывания детей в ДОУ.
В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста (от 1,5 года до 3 лет).
Создание развивающей среды для детей от 3 до 7 лет. 1. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей. - Имеются аудивизуальные средства (диапроектор, видеомагнитофон, ДVД, музыкальный центр, телевизор, магнитофоны с кассетами). -Имеются альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями. - В группах имеются дидактические игры (лото, домино, пазлы, наборы картинок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки для развития детей в разных видах деятельности. - Имеются игры для интеллектуального развития (шашки). - Имеются игрушки, игры и оборудование для сенсорного развития. - Имеется наглядный и иллюстрированный материал.
1.7. В группах созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 2. В ДОУ созданы условия для художественно – эстетического развития детей. 2.1 В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал).. 2.2. Эстетическое оформление помещений способствует художественному развитию детей (экспозиции картин, произведений народного творчества, выставки работ сотрудников ДОУ, детей, родителей, цветы и т.д.). 3. В ДОУ созданы условия для театрализованной деятельности детей. 3.1. Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, настольный, пальчиковый). 3.2. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты). 3.3. В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций. 4. В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности. 4.1. Имеется музыкальный зал. 4.2. Имеются музыкальные инструменты (пианино, аккордеон). 4.3. Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны, маракасы, гармонь, трещотки и др.). 4.4. Имеются музыкально – дидактические игры и пособия (в том числе и альбомы, иллюстрированный материал). 4.5. В группах оборудованы музыкальные уголки, имеются музыкальные игрушки. 5. В ДОУ созданы условия для конструктивной деятельности детей. 5.1. В группах имеются:
6. В ДОУ созданы условия для развития экологической культуры детей. 6.1. Имеются:
6.2. В ДОУ содержатся животные (птицы, рыбки, морские черепахи, морские свинки, хомячки ) 6.3. На участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (цветники, огород, плодово – ягодные кустарники). 6.4. На участке имеются:
7. В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.
8. В ДОУ созданы условия для физического развития детей.
- На участке созданы условия для физического развития детей (беговая дорожка, яма для прыжков, спортивно – игровое оборудование). - Собрана библиотека методической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - разработаны перспективные планы, конспекты занятий, досугов, праздников и развлечений по физическому развитию. 9. В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений. В группах имеется:
10. В ДОУ созданы условия для развития у детей естественнонаучных представлений. 10.1. Имеются:
11. В ДОУ созданы условия для развития речи детей. 11.1. Имеются:
12. В ДОУ созданы условия для игровой деятельности:
Таким образом, содержание предметно – развивающей среды в детском саду соответствует интересам ребенка, постоянно варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, охрану их жизни и укрепление здоровья, на развитие индивидуальных и творческих способностей дошкольников. Взаимодействие с родителями воспитанников Педагоги нашего учреждения уделяют большое внимание работе с родителями. Мы стараемся формировать доверительные отношения и привлекать к созданию единого пространства развития ребенка. Детский сад систематически проводит общие и групповые родительские собрания, дни открытых дверей, осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания дошкольников. Основными направлениями взаимодействия с семьями являются: - изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах для определения перспективы развития учреждения (с этой целью проводятся анкетирования, опросы, социологические исследования); - просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры. В настоящее время 5 % родителей принимают активное участие в управлении детским садом, 60 % родителей интересуются учебно-воспитательным процессом. Социальные партнеры детского сада Преемственность в содержании воспитательно-образовательного процесса отражается во взаимосвязи детского сада с социальными партнерами, такими как:
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе. Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей. Социальная активность детского сада Коллектив детского сада занимает активную позицию в городском поселении Фряново, стремится поделиться опытом работы с педагогической общественностью, является постоянным участником поселковых мероприятий. Финансовое обеспечение деятельности детского сада Финансирование детского сада в 2007-2008 уч.г. отражено в таблице: Финансирование детского сада
Были приобретены: Столы Стулья Уголки природы Мебель для методического кабинета Ковровые покрытия Дорожки Заменен линолеум Игровые стенки Игровая зона «Больница» Заменены светильники Одна группа, в которой находилась бухгалтерия, была полностью отремонтирована. В нее было приобретено: Линолеум Светильники Игровая стенка Игровые зоны: парикмахерская, кухня, уголок природы Спортивный уголок Машина Столы Стулья Дидактический стол Был проведен косметический ремонт в спальне и туалетной комнате группы раннего возраста. Пожертвования от родителей воспитанников были приняты в виде материальных ценностей и использованы для обеспечения функционирования детского сада и косметического ремонта групп. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского сада осуществляется на основе оптимального сочетания бюджетного финансирования и дополнительных источников финансирования. |