Скачать 1.65 Mb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей №1144 Москва, 2012г. Структура Образовательной программы.
1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ: * гибкий режим деятельности, подходы к воспитанию и обучению дошкольников;
1.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: Материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией образовательной деятельности по всем образовательным областям.
2 часть. Региональный компонент.
* условия реализации образовательной программы ДОУ Пояснительная записка. Образовательная программа ГОУ д/с №1144 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно - эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей №1144 расположен в самом «сердце» Москвы - центральной части города. Москва - столичный город со своим неповторимым прошлым и настоящим. Центр нашего города - исторический заповедник с уникальными памятниками архитектуры и скульптуры. Именно здесь даёт нашему дошкольному учреждению огромное преимущество и возможность для ознакомления детей с родным городом, воспитания чувства патриотизма и все возможности по реализации художественно -эстетического направления развития детей. Детский сад расположен в 2-х зданиях по адресам Малая Бронная улица, д. 13, стр. 2, ул.Большая Никитская, д.24, стр,3/4. Здание па адресу ул.Большая Никитская, д.24, стр,3/4 постройки 1907 года, по адресу Малая Бронная улица, д. 13, стр. 2 - 1978 года постройки, общей площадью 1987,4 кв.м. Свидетельство о государственной регистрации права от 22 марта 2012 г. серия 77 № 014487642. Здание ГБОУ детский сад № 1144 по адресу ул.Большая Никитская, д.24, стр.3/4 имеет следующие характеристики: В ГБОУ функционирует 2 дошкольные группы – младше-средняя и старше-подготовительная, 1 группа кратковременного пребывания: общей численностью 53 воспитанника.
Наличие современной информационно-технической базы. В ГБОУ д/с № 1144 имеются следующие технические средства:
Социально-бытовое обеспечение воспитанников, сотрудников: Заключен договор с детской поликлиникой № 13 и взрослой поликлиникой № 112, КВД № 1. Диспансеризация детей и сотрудников проходит по плану. В ГБОУ имеется пищеблок, полностью укомплектованный технологическим оборудованием. Продукты доставляются из 000 «Моспродторг 20» Договор заключен централизованно. Музыкальный и спортивный залы в ГОУ объединены, площадь 58 кв.м., сенсорная комната площадью около 25 кв.м. Лицензионный норматив по площади на одного воспитанника в соответствии с требованиями выдерживается. Были проведены выборочные капитальные ремонты: помещений пищеблока с заменой вентиляционного оборудования, частичной заменой труб водоснабжения; помещений переоборудованных для медицинского блока; косметический ремонт групповых помещений ДОУ. Произведен ремонт помещения для оборудования комнаты сенсорной коррекции. В 2006 году помещения детского сада оборудованы системой АПС с дымовыми извещателями и громкой связью, установлена тревожная кнопка, с выводом на пульт вневедомственной охраны. Здание ГБОУ детский сад № 1144 по адресу ул.Малая Бронная, д.13, стр.2 имеет следующие характеристики: В ГБОУ функционирует 5 дошкольных групп – 1-я младшая, 2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная: общей численностью 115 воспитанников.
Наличие современной информационно-технической базы. В ГБОУ д/с № 1144 имеются следующие технические средства:
Для всех групп приобретена новая игровая мебель, игрушки и пособия, стенды, раздевальные шкафчики и полотенечницы, приобретено разнообразное спортивное оборудование: мелкий спортивный инвентарь, мягкие модули, комплекс «Геркулес», гимнастические скамейки, и игровое оборудование для спортивных и подвижных игр. На пищеблоке идет постепенная замена технологического оборудования, приобретены стеллажи, бытовой морозильник, посуда из нержавеющей стали, обновлены емкости для кладовой. Пополнен пособиями и материалами для занятий и свободного творчества детей методический кабинет, приобретены новые стеллажи для игрушек, приобретены различные материалы для художественной деятельности детей, пополняются пособиями кабинет психолога, сенсорная комната, спортивный зал. Для всех возрастных групп приобретены игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных игр, и др. видов деятельности. В музыкальный зал приобретены центр-караоке, народные инструменты для детского музыкального творчества, синтезатор для проведения музыкальных занятий и праздников на участке. В своей деятельности ГОУ детский сад общеразвивающего вида №1144 руководствуется:
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева). Основными приоритетными направлениями в деятельности ГОУ д/с №1144 являются:
-образовательной работы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями:
В соответствии с методическими рекомендациями ДО города Москвы, ЦОУО в дошкольном учреждении составлены развернутые планы по актуальным текущим социальным проблемам в «Год равных возможностей». В Программе развития учреждения отражены перспективы деятельности с 2011 по 2014 гг.:
- участие в реализации комплексной целевой окружной программы «Образование как ресурс повышения качества жизни населения округа»; - развитие вариативных форм дошкольного образования. Развивающая среда содержит социо-культурные предметные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка, способствует духовному развитию, развитию воображения, интеллектуальной активности, возникновению стремления узнавать новое, возникновению ярких эмоций, стремления приобщаться к общечеловеческим ценностям: «Мини - музей «Русская Матрёшка», «Музей Мультфильма», «Музей Народного костюма», «Музей Москвы», «Музей Кошек», «Музей Народных Игрушек». Развивающая среда современна, обладает релаксирующим воздействием на личность дошкольника. Оснащение специальных кабинетов: педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагога дополнительного образования позволяет проводить работу по всестороннему воспитанию детей, коррекции недостатков психо-речевого развития в полном объеме. В коридорах здания размещены «Аллея искусств», которая включает в себя – «Театр», «Музыкальную гостиную», «Музей» и «Творческую мастерскую»; стенды «Музыкальная гостиная», «Наши праздники», «Растем вместе с Москвой», «Такой разный транспорт», сезонно-тематические стенды, «Здоровый ребенок», созданные по собственному дизайн - проекту творческой группы педагогов и родителей. Организация работы психолого – педагогической и коррекционно-логопедической службы в ДОУ. С целью обеспечения эмоционального благополучия, предупреждения переутомления, отслеживания результатов развития детей в детском саду работает психологическая служба, основными задачами которой являются: первичная, текущая и контрольная диагностика интеллектуального и личностного развития детей, определение психологической готовности к школьному обучению; определение умственной работоспособности детей на занятиях, проведение развивающих занятий на формирование познавательной деятельности детей, психологическое сопровождение детей во время экспериментальной работы. Коррекционная помощь детям с нарушениями речи оказывается в соответствии с учебным планом (индивидуальные и подгрупповые занятия), также учитель - логопед осуществляет взаимодействие с педагогами и родителями дошкольников. Коррекционная логопедическая работа проводится на логопедическом пункте по следующим направлениям: · диагностическое; · коррекционное; · консультативное; · методическое. Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Диагностическое обследование состояния устной речи у детей дошкольного возраста, устной и письменной речи у младших школьников проводится в течение учебного года. По результатам диагностического обследования составляются индивидуальные планы коррекционной работы и перспективные направления взаимодействия учителя-логопеда, педагогов и родителей. Коррекционная работа по специальным коррекционно - развивающим программам, направленная на устранение дефектов устной речи, проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. На индивидуальных занятиях работа ведется по следующим направлениям: формирование правильного произношения; воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия. Подгрупповая работа строится на основе комплектования групп детей, имеющих однородные речевые нарушения. Работа направлена на автоматизацию звуков, обогащению и активизацию словаря, развитию грамматического строя речи, формирование навыков словообразования, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование связной речи. На фронтальных занятиях проводится следующая работа: 1. Закрепление правильного произношения звуков. 2. Различение на слух звуков. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков. 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности. 5. Формирование грамматического строя речи. 6. Развитие диалогической и монологической речи. Коррекционная работа, направленная на профилактику нарушений письма у младших школьников ведется по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, развитие пространственно-временных представлений, работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство, дифференциация фонем, имеющих аккустико-артикуляционное свойство). Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования. Коррекционная работа на синтаксическом уровне акцентирует свое внимание на формирование синтаксических обобщений и представлений о структуре предложений. В рамках оказания практической помощи педагогам и родителям, проводятся систематические консультации, тематические собрания, открытые и совместные занятия с детьми и родителями. По результатам запросов участников образовательного процесса оформляется стендовая сменная информация. В рамках образовательной программы учреждения разработана программа логопедического и психологического сопровождения дошкольников подготовительной группы «Зрительно- моторная координация в системе готовности ребенка к школьному обучению». Коррекционная помощь детям с нарушениями речи оказывается в соответствии с учебным планом (индивидуальные и подгрупповые занятия), также учитель - логопед осуществляет взаимодействие с педагогами и родителями дошкольников. Работа учителя - логопеда построена на использовании следующих программ и технологий: С 2012 года в ДОУ функционирует «Адаптационная» группа кратковременного пребывания – для детей от 2 до 3 лет. Задачи данной группы: - оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; -обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения; -консультирование по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания. А так же их целью является всестороннее развитие детей, ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения, педагогическое просвещение родителей. Весь педагогический процесс строится на основной деятельности ребёнка-дошкольника - игре, развитие и познание окружающего происходит в игровой форме по различным циклам, обеспечивающим всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста, проводятся индивидуальные занятия с педагогом-психологом. Одним из приоритетных в ГОУ д/с №1144 является художественно - эстетическое направление развития воспитанников. В основе художественного воспитания и развития лежит воспитание у детей чувства сопричастности к истокам мировой культуры и живого интереса к истории своей Родины. Данное направление в деятельности дошкольного учреждения реализуется через систему занятий художественно - эстетического цикла: изобразительное искусство, театрализованная деятельность, художественную литературу и систему работы по музейной педагогике. В Образовательной программе учреждения отражены цели и задачи художественно - эстетического развития: приобщение детей к общечеловеческим ценностям и создание максимальных условий для реализации художественно - эстетического направления развития, простроена система работы по данному направлению, имеется перспективное и тематическое планирование по всем направлениям художественно - эстетического воспитания, взаимодействия с родителями, кадровое обеспечение и связи с социумом по указанному направлению деятельности. Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей. ДОУ имеет приоритет физического направления развития воспитанников. В учреждении действует комплексная система физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий, способствующая формированию у воспитанников основ двигательной и гигиенической культуры. Целесообразна и актуальна работа коллектива по обучению детей и родителей искусству сохранения и укрепления физического и психического здоровья. В ДОУ имеется тесное взаимодействие в решении задач физического совершенствования детей педагогического и медицинского персонала, организующих закаливающие процедуры, тренировку защитных сил организма. С этой целью групповые комнаты оснащены фотокаталитическими очистителями воздуха «Аэролайф-л». Физкультурно-игровое оборудование физкультурного зала, спортивной площадки разнообразно, в наличие крупные модули, тренажеры. Физкультурные занятия всех типов, утренняя гимнастика в зале и на улице, прогулки, упражнения на расслабление – 2-3 раза в день, спортивные досуги, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе - основные формы физкультурно-оздоровительной работы. Особое внимание уделяется режиму двигательной деятельности воспитанников. Двигательный режим составлен в соответствии с рекомендациями В.Н. Зимониной (Программа «Росинка»), Большое внимание в ДОУ уделяется педагогике сотрудничества с семьёй, изучается социальный статус семьи, планируются мероприятия по взаимодействию. Весь блок работы по взаимодействию с семьями воспитанников построен в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период «Развитие образования города Москвы» (2012 -2016 гг.) («Столичное образование») и программой «Московская семья - компетентные родители». Формы сотрудничества с семьей, направленные на повышение уровня их педагогической компетентности разнообразны: наряду с традиционными формами работы с семьями воспитанников:
используются и нетрадиционные формы: функционирование гостиных «Станем друзьями», «Играть с ребёнком... как?», семейные экскурсии выходного дня в музеи. Результаты: - создание фильмов о ДОУ -создание коллажей «Я и моя семья», семейных альбомов,
движения», « Музей для всех и каждого»,
«Музыкальную гостиную», «Музей» и «Творческую мастерскую» Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется на основе годового плана работы с семьей. На договорной основе ГОУ д/с №1144 постоянно взаимодействует с ЦО №1441 «На Бронной слободе», имеется План взаимодействия, проходят Дни открытых дверей, методические и культурно - массовые мероприятия. |