Скачать 81.86 Kb.
|
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина» Воспитатель 1 категории Ломоносова И.А. Электросталь 2013 г. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно. 2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках. 3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы. 4. Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики). Развивающие: 1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды. 2. Развивать творческие способности, память, воображение. 3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 4. Приобщать к владению русским языком: учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух. Воспитательные:
Словарь: Обогащение: ветхая, невод, землянка. Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки. Предварительная работа: Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта. Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб. Использование образовательных технологий: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе». «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой. «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей». Ход занятия: Воспитатель: Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании, Благополучного конца. (В. Берестов) Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…» Но что это? Я, кажется, слышу её голос. Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги. Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул. Бабушка – рассказушка: Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите? Ответы детей: Жили - были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д. Бабушка – рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд: 1. Вы ж голубушки-сестрицы Выбирайтесь из светлицы. Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, А другая (ПОВАРИХА) 2. Ты волна моя, волна Ты бурлива и вольна… Пожалей ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу! - Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН) 3. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого (ПЕТУШКА) 4. Правду молвит молодица, Уж и впрямь была царица Высока, стройна, бела И умом и всем взяла. Ей в приданное дано Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно 5. Вот открыл царевич очи, Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой. И среди своей столицы С разрешения царицы, В тот же день стал править он И назвался – князь (ГВИДОН) 6. Негде, в тридевятом царстве В тридесятом государстве Жил был славный царь (ДАДОН) Дети читают ключевое слово: ПУШКИН Бабушка – рассказушка: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему? Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям. Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок. Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку: 1. Маленький, кругленький, А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК) Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч. Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу. Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна? Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила». Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…» Физминутка: У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идут друг за другом по кругу Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Движения руками вправо, влево Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками Шевеля пальцами, поднимают руки вверх Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Идут по кругу на внешней стороне стопы Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена. Дети садятся на стульчики. Голос кота: (магнитофонная запись) - Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы? Воспитатель: Ребята, мы справимся с заданиями? Дети: Справимся. Конверт № 1 1. Продолжи фразу: - Кабы я была царица – говорит одна девица ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР. - Царь с царицею простился В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ, - И царица у окна СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА. — Жил-был поп ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ, - Пошел поп по базару ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ. — Ей в приданое дано БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО; - Свойство зеркальце имело: ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО! — Жил старик со своею старухой У САМОГО СИНЕГО МОРЯ. - Они жили в ветхой землянке РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА! — Ветер по морю гуляет И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ. — Белка песенки поет ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ, - А орешки не простые, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ! Конверт № 2 1.Игра «Собери сказки» В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам. Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне». Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке». Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане». Конверт № 3
На доске написаны слоги:
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
«землянка» - жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли. «ветхая» - старая, покосившаяся. «невод» - сеть для ловли рыбы. Конверт № 4 1. Задание называется: «Поиграем в рифмы» Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка Совет – ответ, привет. Майка – гайка, зайка, зазнайка Палка – галка, скалка, скакалка Кот – бегемот, кашалот Кружка – подружка, клюшка Крыльцо – кольцо Берёзы – розы, мимозы, слёзы Осины – апельсины Град – виноград, шоколад, мармелад. Конверт № 5
Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши. Царевна - Лебедь, лиса, комар Мачеха, яблоко, колобок Поп, кот Леопольд, Балда Старуха, золотая рыбка, журавль Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка. Конверт № 6 1.Игра «Доскажи словечко»: «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный (рожок)» «Но царевна в обе руки Хвать – поймала. Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за (обед)» «Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч! Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок. Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи». Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы. Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и за это получаете награду. Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда – Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года Вы радость сказки. Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо! |