Скачать 50.72 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе. Учитель: Овсова Татьяна Владимировна ГБОУСОШ181 СПб Центрального района. Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»). Цели урока: Познакомить уч-ся с основными эпизодами биографии Куприна и повторить сюжет и проблематику ранее изученных произведений. Поработать над содержанием и основными проблемами рассказа «Куст сирени», совершенствовать навыки работы уч-ся над сюжетом, композицией и художественными особенностями произведения, сравнительной характеристикой героев; Развивать речь уч-ся; Воспитывать такие качества, как честь, достоинство, преданность; Тип урока: комбинированный Формы и методы работы: 1) Слово учителя ( с использованием ИКТ) 2) Эвристическая беседа ( c использованием ИКТ) 3) Работа с текстом произведения ( с использованием ИКТ) 4) Работа уч-ся в паре с элементами инсценировки Ход урока
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вновь обратимся к личности и творчеству А.И. Куприна. Давайте посмотрим на экран и прочитаем слова, адресованные этому писателю: «А.И. Куприн принадлежит к плеяде ярких и самобытных писателей, создателей выдающихся произведений о русской жизни, мастеров художественного слова, истоки которого в жизни, труде, творчестве самого народа». Вот и поговорим об этом поподробнее Кто же он такой – А.И. Куприн? Его произведения неразрывно связаны с личностью и судьбой писателя. Я не буду сегодня на уроке подробно говорить о биографии А.И. Куприна, остановлюсь лишь на основных моментах его жизни, а она так многообразна, пестра и богата событиями, что ее хватило бы на приключенческий роман. Родился в небольшом городке Пензенской губернии Наровчате, очень рано потерял отца, вместе с матерью и сестрами переехал в Москву, где семья поселилась во вдовьем пансионе. Мать мечтала о военной карьере сына, и поэтому его определили учиться по сиротству в Московскую военную гимназию по окончании которой он продолжил учебу в юнкерском училище, а затем 4года прослужил подпоручиком на Украине в пехотном полку. Но военная стезя была не его, Куприна позвала «госпожа литература и терпкая, трудная, подчас мучительная, но прекрасная доля русского писателя. В24 года он подает в отставку, чтобы посвятить себя литературе, хотя профессиональным писателем Куприн стал не сразу – нужно было зарабатывать на жизнь, и он поменял десятки профессий. Кем он только не был, чего только не повидал и чем только не занимался после отставки с военной службы! Был репортером, служил управляющим, актером, заведовал кузницей и столярной мастерской, Был лесным объездчиком, землемером, грузчиком арбузов в одесском порту, подрабатывал в цирке, управлял имением и т.д. Он поднимался в небо на первых самолетах, спускался под воду в скафандре, и много событий было в его богатой приключениями жизни. Судьба забрасывала К. и к нам в Коломну. Узнаете этот дом в старом городе, здесь гостил писатель у своей родственницы. Бесконечные жизненные странствия давали ему богатейший фактический материал для рассказов. Вот что говорил об этом сам Куприн «.:…живые рассказы бегают за умелым наблюдателем повсюду… Иные из них – размером,так на десять строк, но их хватило бы на целый роман». И сейчас вы поймете, почему в начале рассказа я сказала: «Вновь обратимся.» Потому что Куприн. написал много рассказов о детях и для детей, и один из них мы сегодня обязательно вспомним, а помогут нам ученики 5 класса, недавно прочитавшие его. (Выступление двух учениц с отзывом на рассказ «Белый пудель») Отзыв 1-я Мне очень понравился рассказ «Белый пудель», который я недавно прочитала. В нем повествуется, как мальчик Сережа, которому было 12 лет, с дедушкой и пуделем Арто выступали вместе маленькой бродячей цирковой труппой. Сережа и Арто показывали разные акробатические номера, а дедушка играл на шарманке. Скудными были их заработки, но они были вместе и помогали друг другу 2- я Я тоже читала этот рассказ. Его написал Куприн. Я могу продолжить. Однажды во время выступления на одной из богатых дач капризный и избалованный барский сынок захотел присвоить себе пуделя Арто. Когда дедушка и Сережа отказались его продать, у них просто украли собаку и насильно привязали ее в подвале. 1-я Сереже было очень жалко пса, и он решил выручить Арто. Ночью мальчик пробрался на эту дачу и освободил собаку. Ты помнишь, как ему было страшно в чужом и опасном для него месте? 2-я Конечно, страшно, ведь Арто охранял садовник. Но мальчик решил, что должен освободить собаку, ведь для него и дедушки это был не просто пес, а настоящий друг, а разве друзей бросают в беде? 1-я Конечно, нет, и Сергей не бросил своего четвероногого друга, не отступил, боролся до конца и поэтому победил Эти рассказы учат добру, умению дружить, любить, быть преданными , не отступать перед трудностями, не бросать в беде, не сдаваться и побеждать. Сейчас вы стали старше, и вам открывается новая грань таланта этого замечательного писателя – рассказы Куприна о любви – «настоящие романы воспитания чувств.» Обратимся к рассказу «Куст сирени» (Эвристическая беседа с уч-ся по тексту рассказа) 1)Как начинается р-з? ( стремительная завязка) 2)Какие детали рассказа помогают читателю понять сильнейшие переживания героя? (работа с текстом) 3) Что же произошло в жизни Н. Алмазова и так его растроило? 4) Что особенно тяготит Николая в постигшей его неудаче? 5) Почему он уверен, что ничего уже не исправишь? Как передает писатель его душевное состояние? 6) Какую роль в жизни и учебе Николая играет его жена Вера? 7) Сравните поведение Веры и Николая в постигшей их беде? 8) Какой неожиданный выход находит Вера? 9) Как удалось Вере убедить садовника выполнить странную ночную работу? 10) Почему Вера едет ночью за 10 верст вместе с мужем сажать сирень? 11) Каков финал рассказа? 12) Чей характер в рассказе представлен ярче: Веры или Николая? 13) Счастлива ли Вера Алмазова и почему? ( Потому что настоящая самоотверженность, преданность, умение поддержать любимого в трудную минуту и приносят настоящее счастье,- говорит нам мудрый и наблюдательный знаток жизни и человеческих чувств А.И. Куприн. И Вера Алмазова обладает этим величайшим даром, дающимся далеко не всем людям, а только достойным его - даром любви. Этот дар и дал Куприн своей героине и только ли он? Повторение пройденного: Анализ рассказа О. Генри «Дары волхвов», сравнительная характеристика героев рассказов О. Генри и А.И. Куприна. В прошлом году вы прочитали одно произведение из курса зарубежной литературы, которое очень уместно вспомнить сегодня на уроке. Давайте мысленно покрутим глобус и перенесемся в один из американских штатов. А вспомнить этот рассказ вам поможет небольшая сценка, которую мы посмотрим в исполнении ваших одноклассников(Сценка из р-за «Дары волхвов») - Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так! Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к Рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с Рождеством, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой замечательный подарок я тебе приготовила! - Ты остригла волосы? - Да, остригла и продала. Но ведь я все та же, хоть и с короткими волосами - Так значит твоих кос уже нет? - Не ищи, ты их не найдешь. Я же тебе говорю, я их продала, остригла и продала. Не сердись, Джим, потому что сделала я это для тебя. Джим достал из кармана пальто сверток - Не пойми меня ложно, Делл. Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить тебя. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел. Вы вспомнили этот рассказ? Итак, разные авторы, разные сюжеты, разные герои, но мне сегодня очень хочется поставить рядом этих двух героинь: американку Деллу и русскую дворянку Веру. Почему? (Потому что они обладают самыми ценными из всех даров – самоотверженной любовью и преданностью, а это и есть величайшее сокровище – говорят нам О. Генри и А.И. Куприн.) Важно ли умение и желание сохранить этот дар? И что происходит, если его нет между близкими людьми? Об этом рассказ, который вы приготовите к следующему уроку |