Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
| «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
(МГТУ им.Н.Э. Баумана)
| УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор —
проректор по учебной работе
МГТУ им. Н.Э. Баумана
_______________ Е.Г. Юдин
«___» _____________ 201_ г.
Регистрационный номер
Программа учебной дисциплины
Социология
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с основной образовательной программой подготовки ВПО МГТУ им. Н.Э. Баумана. Рекомендуется для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям подготовки.
Наименование направления/специальности
| Для всех направлений и специальностей
|
Обсуждено на заседании кафедры ________
«__»____________ 201_ г.
Протокол № __ Зав. кафедрой______ И.А. Акимова
| Автор(ы) программы: Должность И.О. Фамилия(и) Доценты:
Акимова И.А., Кансузян Л.В., Панина Г.В., Полуэктов Ю.П., Чернышева А.В., Моторина И.Е.
|
Москва, 2011_
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины Курс «Социология» дает базовое представление о содержании социологической науки, отражает основные теоретико-методологические подходы к изучению общества и личности, пониманию социокультурной реальности как совокупности социальных связей и взаимодействий.
В рамках курса общество рассматривается как сложная многофункциональная система с присущими ей динамическими процессами, дается анализ важнейших социальных изменений в условиях глобальных взаимодействий.
Изучение курса предполагает не только получение теоретических знаний, но и практических навыков по проведению конкретных социологических исследований.
Отличительной особенностью курса является его включенность в систему современного инженерного образования, направленная на формирование социальной компетентности как условия профессиональной культуры инженера.
1.1. Цель дисциплины состоит в -
|
| ►
| формирование представлений о социокультурной реальности как взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов общественной жизни, об устройстве общества, тенденциях и перспективах его изменения, месте и роли человека в социокультурном пространстве и времени.
| ►
| актуализации способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании, что достигается путем формирования следующих компетенций:
- владение целостной системой научных знаний о природе и обществе, их неразрывном единстве и взаимодействии, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры (ОК-1);
- способность осуществлять просветительскую и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни (ОК-2);
- готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к другому человеку, обществу в целом, окружающему миру, основные формы регуляции социального поведения и деятельности, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных и технических проектов, проявлять уважение к людям, знание и понимание других культур, готовность к сотрудничеству и поддержанию партнерских отношений (ОК-3);
- умение руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества, человеческой деятельности и технологий на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться на принципах уважения достоинства и автономии личности (ОК-4);
- способность к самостоятельной работе, умение организовать свой труд наиболее эффективным способом, оценить объективно результаты своей деятельности и наметить приемы ее совершенствования (ОК-6);
- способность использовать современные образовательные и информационные технологии (ОК-7);
- способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивания и реализации перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самореализации, способность работать в команде и критически оценивать свои достоинства и недостатки, делая необходимые выводы, направленные на самосовершенствование (ОК-8);
- способность применять знания в области социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, формировать профессиональную культуру в единстве технологических и социокультурных составляющих (ОК-9);
- владение навыками поиска социокультурной информации для использования в продуктивной и социально безопасной профессиональной деятельности (ОК-13);
- владение основными приемами и навыками социокультурной коммуникации, межличностного общения и взаимодействия (ОК-14);
- понимание природы информации, ее роли в современном обществе, сущности и специфики информационного общества, готовность получать и обрабатывать информацию из различных источников, интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде (ОК-15);
- владеть приемами письменного и устного изложения своего мнения, умение создавать и редактировать тексты профессионального и социального назначенияЮ анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-16);
- получать информацию из источников на иностранных языках, анализировать ее и использовать в профессиональной и социальной деятельности (ОК-17);
- участвовать в работе над инновационными проектами, использовать методы исследовательской деятельности, владеть приемами изучения социальной реальности (ОК-18).
|
1.2. Задачами дисциплины являются :
-
- анализ структуры общества, функций и динамики социальных процессов;
|
| - рассмотрение основных противоречий, проблем, специфических особенностей современного общества, способы регулирования социальных отношений;
|
| -выявление тенденций социального поведения индивидов, больших и малых групп, а также специфики технологий социальной деятельности и управления в современном информационном обществе;
|
| - способствование формированию навыков социологического анализа социальных взаимодействий в инженерной деятельности и социальной компетентности молодого специалиста.
|
|
1.3. Изучение дисциплины основано на школьных курсах «История», «Обществознание», а также вузовских курсах «История», «Культурология». 1.4. После освоения данной дисциплины студент подготовлен к изучению следующих курсов учебного плана.
Философия
Правоведение
Политология
Экономика
2. Приобретаемые компетенции После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям, определяемым основной образовательной программой (ООП). 2.1. Студент должен знать
-
содержание основных понятий социологии (ОК-4, ОК-7);
|
| наиболее значимые направления и научные школы социологической науки (ОК-9, ОК-11);
|
| общую методологию и методы социологического исследования (ОК-11, ОК-15, ОК-18);
|
| прикладные теории управленческой деятельности в условиях современной техносферы (ОК-9, ОК-15, ОК-18).
|
| Студент должен уметь
-
ориентироваться в современной социологической проблематике (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8);
|
| сопоставлять и анализировать различные социологические концепции, аргументировать собственную точку зрения (ОК-15, ОК-16, ОК-17);
|
| оценивать социальные процессы как в профессиональной инженерной деятельности, так и в других сферах общественной жизни(ОК-2 ОК-3, ОК-6, ОК-15).
|
| 2.3. Студент должен иметь навыки
-
анализа социальных проблем (ОК-2, ОК-3, ОК-7);
| исследовательской работы по социальной проблематике (ОК-7, ОК-11, ОК-18);
| проведения социологических исследований в небольшом коллективе (ОК-8, ОК-9, ОК-18).
|
Структура дисциплины
| Всего, час (ауд.ч.+сам.р.)/ (кред.ед)
| Трудоёмкость в ауд. часах / неделя отчёта по модулю
|
| 85 час.
(3кред. ед.)
| 01 семестр (17 недель/51 час)
| Модуль 1
Социология как наука
| 26(12+14)/1
| 12/4
| Модуль 2
Общество как система
| 28(18+10)/1
| 18/10
| Модуль 3
Социальные явления и процессы
| 31(21+10)/1
| 21/16
|
Модуль 1. Социология как наука (1-4 недели), 12 часов (1 кредит), тестирование на 4-й неделе.
Работа на семинаре 0-5;
Доклад 10;
Доклад с презентацией 15;
Участие в деловой игре 0-15;
Письменный ответ 0-5;
Тестирование 0-10.
………………………Мин. 15, макс. 30 б.…………………………………….. Модуль 2. Общество как система (5-10 недели), 18 часов (1 кредит), рубежный контроль на 10-й неделе.
Работа на семинаре 0-5;
Доклад 10;
Доклад с презентацией 15;
Участие в деловой игре 0-15;
Письменный ответ 0-5;
Рубежный контроль 0-15.
Мин. 20; макс. 30 б. Модуль 3. Социальные явления и процессы (11-16 недели), 18 часов (1 кредит), сдача домашнего задания на 16-й неделе.
Работа на семинаре 0-5;
Доклад 10;
Доклад с презентацией 15;
Выступление на студенческой конференции 5-15;
Письменный ответ 0-5;
Работа над теоретическим курсом (Задания и конспекты) 0-15;
Домашнее задание 0-20.
Мин. 25, макс. 40 б.
Зачет – 17-я неделя, 3 часа, подтверждение 3-х кредитов.
Всего 3 модуля, 51 час (3 кредита), мин. 15+20+25=60; макс. 30+30+40=100.
4.Содержание дисциплины
4.1. Виды учебной работы
Виды учебной работы
| Объем в часах по семестрам
| Всего
| 01 семестр
17 недель
| 02 семестр
17 недель
| 00 семестр
17 недель
| 00 семестр
17 недель
| Лекции
| 17
| 17
|
|
|
| Семинары
| 34
| 34
|
|
|
| Лабораторные работы
| нет
| Нет
|
|
|
| Практические занятия
| нет
| Нет
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 34
| 34
|
|
|
| Итого в часах
| 85
| 85
|
|
|
| Итого в зачетных единицах*):
| 3
| 3
|
|
|
| Проверка знаний:
| Зачет
| Зачет
|
|
|
| *) зачетные единицы в соответствии с учебным планом и рабочими годовыми учебными планами («отрезками»)
|