Скачать 127.66 Kb.
|
Проект "Дети в музее" Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2550 Проект «Дети в музее» Разработан заведующим Морозовой Н.Л., старшим воспитателем Гришиной Т.А., педагогом-организатором Зюкановой Е.В.. ГБОУ д/с №2550 Город Москва Цели и задачи Цель: использование богатейшего культурного наследия Москвы в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного москвича, становление его личности, приобщение к культуре родного города. Задачи: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, популяризовать персонажи отечественных писателей; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культурный уровень педагогов и родителей, взаимодействовать с социумом . Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, детский писатель Э. Н. Успенский, ветераны района Косино-Ухтомский, сотрудники японской школы, сотрудники музеев города Москвы, СОШ №2032, СОШ №2031 Сроки проведения: ноябрь-июнь 2012 года Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и образовательной деятельности) План реализации проекта включил работу по трем направлениям: Методическая работа Работа с детьми Взаимодействие с родителями Ожидаемый результат: Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах Расширение кругозора воспитанников Повышение социальной компетенции дошкольников Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление их заинтересованности в сотрудничестве с детским садом Актуальность проекта Музеи и мини-музеи в детском саду – одна из реалий современного воспитательно-образовательного процесса: • это и путь приобщения к традициям народа, его истории и культуры (примерно 70% музеев в детских садах этнографической и краеведческой направленности), воспитания уважительного отношения к славным делам предков, • и способ приобщения к миру прекрасного: развитие художественно-эстетических навыков и умений детей, • путь расширения кругозора детей, формирования принципов планетарного мышления. В современном обществе система ценностных ориентиров является неустойчивой, что вызвано рядом причин: - социальная и экономическая нестабильность в условиях формирования рыночной системы отношений в государстве, - социальная стратификация общества, - снижение уровня его пассионарности: в представлении большинства понятия патриотизма, гражданственности, верности Родине имеют размытые границы, - культурный уровень семей как основы общества очень неоднороден. В постоянно меняющемся мире высоких технологий и скоростей слова о «золотом сердце, доброй душе и бескорыстной дружбе» уходят в пассивный словарь. И это очень тревожная для общества тенденция: воспитание потребительского отношения к миру при всех навыках и знаниях – тупиковый путь развития. Поэтому формирование у воспитанников ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе добра и справедливости, развития инициативы, создание условий для их самореализации и самоопределения, воспитания у них чувства гражданина и патриота – вопрос, являющийся одним из наиболее актуальных в современной педагогике. Эта важная воспитательная задача должна решаться в системе «ДОУ - семья» с включением всех участников педагогического процесса: ребенка - родителя-педагога. Важно формировать бережное отношение к окружающему миру, природе, людям. И первый шаг на пути к достижению этой цели - создание благоприятного психологического климата в семье, в группе и детском саду, развивающей среды, способствующей успешной адаптации и социализации. Использование музейной педагогики как сравнительно новой формы организации педагогической деятельности в ДОУ – путь приобщения детей к нравственно-этическим и культурным ценностям общества. Актуальность этого направления деятельности нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик. Проект «Дети в музее» предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия нашего народа. Теоретическое обоснование Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000). Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания. Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев: - образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам; - развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; - просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации; - воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта. Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса. Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века. Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.). Уже в 20-е годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений необходимость снизить этот возрастной ценз. С 90-х годов 20 века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея. В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования нашей страны: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, сотрудники Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Института общего образования Минобразования России. Но богатейшими возможностями музейной педагогики в рамках этой программы могут воспользоваться лишь столичные ДОУ и детские сады, находящиеся близко к центрам культуры. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Этапы реализации проекта Подготовительный этап:
Практический этап:
Итоги реализации проекта
|