Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 64.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.12.2013
Размер64.21 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад № 2 «Теремок»

Кезского района Удмуртской Республики

Конспект развлечения по краеведению

«Таче портэмесь чушконъёс»

(«Такие разные полотенца»)


Разработчик:

музыкальный руководитель -

Дементьева Валентина Ивановна,

высшая квалификационная категория

Цель: Знакомство с обрядами с использованием полотенца удмуртского народа ко Дню государственности Удмуртии.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка»

Задачи:

- познакомить детей с традициями удмуртского народа;

- закрепить знания и способности детей, через исполнение песен, музыкально-двигательную и художественно-творческую деятельность;

- воспитывать любовь к родному краю и языку.

Вед: Зеч буресь, пиналъёс! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина-апай, тётя Ирина. Недавно наша Республика отмечала свой день рождения. А вы знаете название нашей Республики? (Удмуртия) А какой главный город Удмуртии? (Ижевск) А как называется наш поселок? ( Кез) Все мы любим свою родину Удмуртию и знаем о ней песни, стихи, которые мы сейчас споем и расскажем.

1 Мон пичи нылаш - удмурт,

Мынам доре - удмурт гурт

Гуртэ вол-вол пуксемын

Шулдыр удмурт шаерын
2 Мон пичи нылаш - удмурт,

Мынам гуртэ - удмурт гурт.

Эшъёсы мынам уно,

Шудыны дорам лыкто.
3. Map дунне вылын

Котьмалэсь дуно?

Map дунне вылын

Коть малэсь чебер?

Со - одиг кылын –

Вордиськем шаер!
(Исполняется песня «Ты Удмуртский наш край»

Танец с колосьями под удмуртский мотив)

Вед: Я тоже очень сильно люблю свою Родину, поэтому я работаю в музее, где много старых вещей, которыми когда-то

пользовались наши предки: прабабушки, прадедушки. А некоторыми вещами мы пользуемся и сейчас, в наши дни. А хотите, я с некоторыми вещами вас сейчас познакомлю? (Показывает детям старинную утварь, говорит его удмуртское название. Вдруг замечает, что пропало полотенце)
Вед: Кытын меда чушкон? Где же полотенце? Вы его не видели? Да куда же оно могло деться? (входит Лопшо Педунъ)

Л.П: Зеч буресь, пиналъёс!

Дети: Зеч буресь!

Л.П: Ирина-апай, зечбуресь! Ничего не понимаю! Ирина-апай, чего ты там ищешь?

Вед: Зеч бур, Лопшо Педунь! Не знаю, куда подевалось полотенце, хотела детям показать его.

Л.П: А я как раз принес полотенца в твой музей, вон их сколько в моем пестере.

Вед: Ну-ка, ну-ка, доставай. А зачем тебе столько полотенец?

Л.П: А вот зачем! У каждого полотенца своя история и все они очень разные.

Вед: Как интересно! А ты нам расскажешь о них?

Л.П: С удовольствием! Вот посмотрите, какое у меня мягкое яркое полотенце. Такое полотенце дарят на рождение младенца. До сих пор сохранился обряд, обычай у удмуртов «Пинал пыртон» - смотрины малыша. Многие из вас тоже, наверно, ходили на такой праздник к своим родственникам и дарили разные подарки для малыша, а главным подарком было полотенце - чушкон.

Вед: Лопшо Педунь, а давай покажем, как это было, (берут куклу и кладут его на полотенце, Лопшо Педунь берет куклу с полотенцем на руки и, качая ее, поет: «чагыр, чагыр, дыдыке»)

Л.П: Полотенце - это символ чистоты, поэтому ребенку его дарили, что бы он всегда был чистым, аккуратным и чтобы жизнь его была долгой, длинной, как это длинное большое полотенце.

Вед: Спасибо, Лопшо Педунь за рассказ. А это полотенце для чего? Тут вот, я вижу, вышиты петухи.

Л.П: Вот ребенок родился, рос-рос и вырос. Пришло время в армию идти. И опять все собираются - парня в армию провожать, а в подарок полотенца несут. Дарят, приговаривая: «Пусть дорожка будет легкой и не длинной, чтобы скоро домой вернулся живым и невредимым» (Лопшо Педунь приглашает какого-нибудь мальчика к себе и демонстрирует этот обряд, обвешивая ребенка полотенцами и припевая: «как родная меня мать провожала...») А не хотите ли примерить полотенце армейское на себя? Давайте проведем соревнование, кто быстрее отправит новобранца в армию (две команды по 5 человек, у каждого в руках полотенце, 2 «новобранца» стоят на другой стороне, каждый бежит по очереди и вешает полотенце на шею, какая из команд быстрее выполнит задание, та и побеждает)

Вед: Как интересно нам рассказывает Лопшо Педунь! Ребята, а

хотите поиграть? Я предлагаю поиграть в жмурки с полотенцем. (в игре принимают участие зрители - гости, в конце игры все весело пляшут под удмуртские наигрыши)

Вед: Ну, а это что за полотенце?

Л.П: А такое полотенце дарили дочери или сыну, которые уезжали из дома надолго и далеко. Дети берегли такое полотенце, как память о родном доме и семье.

Вед: Я даже стихотворение знаю по этому случаю:

Ты меня на заре провожала

И полотенце вышито на счастье дала.

Л.П: А я песню на удмуртском языке знаю: (муз. В.Романов

сл. Р.Шкляевой из газеты «Удмурт дунне»26 октября2011г)
Кузь сюрес вылэ басьто мон

Пужъятэм удмурт чушкон.

Мэзмикум киям куто но

Чушконме учко, учко.
Анайме тодам вайи ке,

Мозмонэ но кулэсмоз.

Чушконлэн мукет пумыз кем

Вордиськем гуртэ луоз.
Вед: Как трогательно, задушевно! А дальше?

Л.П. Идем дальше... Вернулся солдат из армии и время пришло семьей обзаводиться. Жениться настала пора. Усаживали жениха с невестой за свадебный стол и обвязывали их одним полотенцем. Чтобы никогда они не разлучались и жили в одной упряжке всю жизнь.

Вед: А еще на свадьбе можно играть с полотенцем вот в какую игру: (выбираются две команды, они встают в 2 колонны напротив «жениха» и «невесты», у которых в руках один конец полотенца, а за другой конец заворачивается игрок и касается «жениха» или «невесты», разворачиваясь — передает эстафету другому игроку.)

Л.П: Весело поиграли, а теперь я хочу рассказать еще об одном необычном полотенце - рушнике, а на удмуртском языке оно звучит так: куно пумитан чушкон или полотенце для встречи гостей.

(исполняется танец «Чушконэн эктон»)

Л.П: Именно так и встречают дорогих гостей хлебом солью.

Вед: Как много интересного нам рассказал Лопшо Педунь о полотенцах!

Л.П: А у вас есть полотенца в детском саду? Одно на всех или у каждого есть? И вы их не путайте?

Вед: Нет, Лопшо Педунь, они не путают, ведь у каждого есть свои рисунки возле полотенец, да ты послушай наших ребят.

«Наши полотенца» Н. Найденова.

Мы картинки разные сами рисовали,

Их над полотенцами сами прибивали.

Полотенце Олино Саша не возьмет.

С птичкой он не спутает синий самолет.

Знает свой кораблик Боря-новичок.

Миша - землянику, Машенька - волчок.

У Сережи - яблоко, у Володи - груша.

А картинку с вишнями выбрала Катюша.

Бабочка - у Игоря, заяц - у Наташи...

Мы совсем не путаем полотенца наши.

А дети знают о полотенцах частушки:

1 Полотенец много есть,

В магазине их не счесть.

Полотенца разные

Цвета разнообразные.
2 Дорогих гостей встречаем

Вкусным, пышным караваем.

На рушник его кладем

И гостям преподнесем.
3 Белое махровое,

Полотенце новое.

В баньку нашу я пойду

И с собой его возьму.
4 По традиции удмуртской

Крестных выбирают.

И на новом полотенце

Малыша качают.
5 Брат мой в армию идет

Вся деревня к нам придет.

И солдату молодому

Полотенца принесет.
6 Как за свадебным столом

Сидит невеста с женихом.

Рушником повязаны,

Вместе жить обязаны.

7 Полотенце - это веешь,

В доме каждом оно есть.

Будем мы дружить всегда

С полотенцами, друзья!
Вед: Спасибо тебе Лопшо Педунь за праздник, который ты сегодня нам устроил. И мы за это хотим подарить тебе свои нарисованные полотенца, которые ребята рисовали на занятии в изостудии (ребята рассказывают об удмуртских знаках символах используемых в своих работах)

А давайте на последок весело потанцуем! Ойдолэ, мыноме шудыны!

(игра-танец «Плетень»)

Л.П: Тау, тау, пиналъёс! Спасибо! Я эти полотенца вывешу у себя дома на стене и буду вас долго вспоминать. А вас хочу угостить из своего волшебного пестеря.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск