МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПО ТЕМЕ: «ТОЛЕРАНТЕН ЛИ ТЫ?»
Составила и провела Крутикова Татьяна Владимировна,
преподаватель-организатор ОБЖ, вторая квалификационная категория,
классный руководитель 8 «А» класса Цели и задачи:
1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
3. Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
4. Сформировать представление о толерантном отношении.
Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.
План:
1. Введение темы, актуализация вопроса.
2. Постановка вопроса, деление класса на группы для обсуждения вопросов.
3. Обсуждение групповых работ.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
6. Основной вывод урока.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов.
Ход:
1. Организационный момент. Актуальность вопроса.
В России сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров. Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения.
Во всем мире представление о том, что основы толерантного отношения друг к другу, без которого невозможно даже представить себе здоровое общество, закладываются через воспитание, культуру, гуманное отношение к старикам и инвалидам, животным и природе, давно уже стало аксиомой.
Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?
Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих.
2. Что же такое толерантность?
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности.
16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.
Перевод слова “толерантность” с разных языков язык
| Перевод на русский язык
| английский
| Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
| французский
| Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
| китайский
| Проявление великодушия в отношении других
| арабский
| Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
| персидский
| Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению
| 3. Блок-схема “толерантность”
Делим класс на 4 группы, каждая группа высказывает свое мнение - проявление толерантности :
I группа – в моде.
II группа – в семье и отношение общетва к инвалидам.
III группа – с точки зрения поведения учащихся разных национальностей в русской школе и толерантное отношение друг другу.
IV группа – к молодежным течениям (субкультурам).
Группам дается 7-10 минут для подготовки и обсуждения данного вопроса. Можно подготовить сценку. После этого каждая группа в течение 5 минут представляет свою позитивную точку зрения.В конце выступления ученики из других групп обсуждают услышанное, пробуют рассмотреть на данную проблему с отрицательной точки зрения. Выступающая команда должна отстоять свою точку зрения.
После окончания для выявления толерантности учащихся обсуждаются высказывания:
«Толерантность – это независимость, но не превосходство над другими. Это умение давать верные суждения о других людях».
"Толерантность – это открытость, свобода, гармония. Это доброта, которая хочет мирного неба, жизни без конфликтов и войн".
"Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов, понимание непохожести, отказ от сравнения и противопоставления своего народа другому народу".
"Толерантность – это не безразличие, равнодушие и соглашательство, а умение активно защищать свое мнение, выражать протест против дискриминации".
"Толерантность – это терпение, доверие, доброжелательность, умение не осуждать других, не винить их в своих промахах и неудачах. Это способность к сопереживанию".
"Толерантность – это здорово! Она, как волшебный ключ, открывает сердца и души других людей, делает их поведение понятным и предсказуемым".
4. Подведение итогов:
Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей.
Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.
5. Рефлексия.
А теперь пусть каждая группа называет хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях это качество вам необходимо?
6. Вывод урока:
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Литература.
1. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
3. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.
4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.
5. “Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.
6. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.
Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
| |