А.А. Вовк
Евангелие от Иоанна 1-7.
Конспекты для проповедников. Библейская школа «Слово истины».
Редактор Вовк А.
Корректоры Щеголькова О., Сингина М., Понамарева Л., Головко Н.
Верстка Головко Н., Вовк Н.
Дизайн обложки Алавердян Я.
Содержание
Предисловие………………………………………………………………………………………………..5
Превосходство Христа (1:1-8)……………………………………………………………………………7
Реакция человечества на приход Христа (1:9-13)……………………………………….................19
Воплощение Христа (1:14-18)…………………………………………………………………………..29
Качества верного свидетеля (1:1-28)………………………………………………………………….39
Весть верного свидетеля (1:29-34)……………………………………………………………………...49
Личное ученичество (1:35-51)………………………………………………………………………….59
Начало чудес (2:1-11)……………………………………………………………………………………71
Религиозное нечестие (2:12-22)………………………………………………………………………..79
Проблема поверхностного обращения (2:23-25)…………………………………………………...89
Почему религиозные люди противятся призыву к новому рождению (3:1-10)…………….. 99
Как свидетельствовать религиозным людям (3:11-21)…………………………………………..113
Решение проблемы конкуренции и соперничества (3:22-30)…………………………………..123
Несравненный Христос (3:31-36)……………………………………………………………………..133
Трудности на пути к свидетельству (4:1-9)………………………………………………………...143
Пример свидетельства (4:10-26)………………………………………………………………………155
Уроки свидетельства (4:27-42)………………………………………………………………………...169
Трудности служения (4:43-54)……………………………………………………………………….. 181
Исцеление парализванного (5:1-9)…………………………………………………………………191
Реакция религиозных лицемеров на истину (5:10-16)…………………………………………..203
Равенство Сына и Отца (5:17-30)……………………………………………………………………..211
Противление истине (5:31-47)………………………………………………………………………...221
Человек и всемогущий Бог (6:1-15)…………………………………………………………………..235
Встреча с испытаниями (6:16-21)………………………………………………………………….....247
Разоблачение религиозных заблуждений (6:22-36)……………………………………………...257
Доказательства эффективности Божьего плана (6:37-40)……………………………………...269
Бессилие человека и всемогущество Бога в спасении (6:41-44)………………………………281
Как привлекает Отец (6:45-46)………………………………………………………………………...295
Признаки истинной веры (6:47)……………………………………………………………………...305
Спасение через веру в истины, описывающие личность и служение Христа (6:48-59)…..317
Реакция на Слово Божье (6:60-71)……………………………………………………………………329
Неизменность Божьего плана (7:1-10)……………………………………………………………...345
Преодолевая худую молву (7:11-13)………………………………………………………………….359
Отличия учителя, которому можно доверять (7:14-24)………………………………………….369
Источники христианской смелости (7:25-36)……………………………………………………379
Истинное духовное удовлетворение (7:37-39)…………………………………………………….391
Реакция мира на личность и служение Христа (7:40-53)……………………………………….403
Библиография.
Предисловие
Готовясь каждую неделю к провозглашению Слова Божьего, я всегда старался писать полный конспект будущей проповеди. Все, что планирую сказать перед церковью в воскресенье, я тщательно обдумываю и предварительно записываю в течение недели. Таким образом, на основании этих записей появился материал, который вы сейчас держите в своих руках.
Хотелось бы, чтобы каждый читающий эти заметки понимал, что они не являются комментарием, а представляют собой лишь конспект живой проповеди. Элементы разговорной речи, прямые обращения к аудитории – все это предназначено для того, чтобы сохранить атмосферу прямого общения проповедника со слушателями. Читателей не должно удивлять наличие повторений, встречающихся в каждой проповеди. Сделано это для того, чтобы данный материал воспринимался, прежде всего, на слух, а такое восприятие требует как точных повторений, так и передачи одной и той же мысли разными словами.
Как видно из названия, данный труд адресован, прежде всего, проповедникам. Общий план должен помочь организовать исследуемый отрывок, а подробный конспект – показать, как план подобный скелету оживает, обрастая толкованием и применением Писания, словно плотью.
Надеюсь, что чтение этого материала может быть полезным не только проповедникам, но и многим верующим. Превосходство Христа 1
Ев. Ин. 1:1-8
(Общий план) I. Христос и время (ст. 1(а)) II. Христос и Бог (ст. 1(б)-2) III. Христос и творение (ст. 3) IV. Христос и жизнь (ст. 4) V. Христос и силы тьмы (ст. 5) VI. Христос и величайший из пророков (ст. 6-8)
Превосходство Христа.
Ев. Ин. 1:1-8. Вступление. Евангелие от Иоанна было написано Апостолом Иоанном, любимым учеником Иисуса Христа, примерно в 80-90г.г. от рождества Христова.
Это самое позднее из 4-х Евангелий.
Главная цель написания этого Евангелия изложена в нем самом:
«Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). К концу 1-го столетия нужда в таком Евангелии была огромной:
Во-первых, христианская церковь уже давно вышла за рамки Иудейской культуры, и в большинстве своем находилась в языческом мире. Многие понятия, изложенные в других Евангелиях, особенно в Евангелии от Матфея, были совершенно непонятны язычникам.
Для того чтобы уверовал еврей, необходимо было лишь доказать, что Иисус, распятый на кресте, это тот самый долгожданный Мессия, потомок Давида, исполнивший пророчества Ветхого Завета. Вот почему Евангелие от Матфея начинается с родословной и далее наполнено цитатами из Ветхого Завета.
Когда грек брал в руки такое Евангелие, он ничего не понимал, ему была непонятна родословная, он не знал ни одного имени из тех, которые перечислены в ней.
Когда он встречал слово «Мессия», он также должен был признать, что это понятие ему неведомо. Когда он встречал цитаты Ветхого Завета и слова типа: «сбылось реченное пророками», для него это также было чем-то новым. Одним словом, важная цель написания этого Евангелия состояла в том, чтобы более ясно представить Благую весть людям совершенно другой культуры, незнакомым ни с историей, ни с традициями Израиля. Во-вторых, распространение гностицизма также было одной из причин написания этого Евангелия. Некоторые гностики считали Христа не Богом, а лишь одной из эманаций Бога, вот почему Евангелие переполнено заявлениями о божественности Христа.
Также гностики считали тело и весь физический мир злом, а дух – добром.
Они учили, что Иисус Христос не имел настоящего физического тела, Он только казался в теле, но реально был призраком.
Они говорили: «Как может Святой Бог, Который есть дух, соединиться с материей, которая порочна?»
Вот почему Иоанн пишет в 1:14:
«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». В связи с тем, что гностики атаковали как божественную, так и человеческую природу Христа, Иоанн как истинный пастор, нетерпимый к ереси, дает ответ в своем Евангелии этим заблуждениям.
Отношение Иоанна к гностицизму можно лучше понять из следующей истории, записанной у Иеренея (140-202г.г. н.э.): «Придя однажды в баню вместе со своими спутниками, Апостол Иоанн узнал, что там находится Цирентий (один из лидеров гностиков), тут же вскочив со своего места, Иоанн бросился вон, при этом он сказал своим спутникам: «Уйдем, чтобы баня не завалилась, там внутри находится Цирентий, враг истины»». Иоанн был нетерпим к ереси в отличие от многих современных служителей, именно поэтому он и написал данное Евангелие против заблуждений гностиков. В-третьих, большое количество упоминаний о том, что Иисус Христос превосходит Иоанна Крестителя, наталкивает некоторых исследователей Писания на следующую мысль. Возможно среди Иудеев (или не только среди них) существовала группа сторонников Иоанна Крестителя, превозносящих его и не отдающих Христу должного почтения.
Обобщая все выше сказанное, становится понятно: Иоанн написал это Евангелие для того, чтобы яснее представить Благую весть грекам, всем, выросшим в их культуре и не знакомым с традициями и писаниями евреев. А также для того, чтобы защитить Евангелие от лжеучений, угрожавших ему в те времена. Меня многие спрашивают, почему я решил проповедовать по Евангелию от Иоанна, некоторые просили, чтобы мы изучали послание к Римлянам, некоторые – к Евреям.
Вот почему.
Я хочу показать вам личность Иисуса Христа, Его величие, Его славу, Его святость, Его всемогущество, Его мудрость. Я хочу, чтобы вы лучше познакомились с Ним, чтобы Он стал для вас ближе, понятней.
Меня беспокоит современное христианство без Христа, вернее без ясного библейского понимания Христа. Христос сегодня для многих стал главным гуманистом человеческой истории без гнева на грех, без осуждения ереси, без бескомпромиссных позиций.
Евангелие от Иоанна полностью разрушает подобные взгляды, показывая очищение Иерусалимского храма и постоянные столкновения Христа с фарисеями, в которых Господь обличал их с особой строгостью.
С недавнего времени я задаю ближним, тем, с кем общаюсь, знакомлюсь, простой вопрос: «Кто такой Иисус Христос?» И, к удивлению для себя, слышу ответы, в которых нет ясного понимания личности и природы Христа. Я говорю здесь о людях, которые регулярно ходят в церковь, молятся, поют, говорят о Христе, слушают проповеди.
Хотелось бы, чтобы изучение Евангелия от Иоанна сохранило нас от подобных ошибок и проблем. Вы всю жизнь можете петь Христу; вы всю жизнь можете молиться Христу; вы всю жизнь можете говорить о Христе; вы всю жизнь можете жертвовать Христу.
Но если вы служите не тому Христу, Которого здесь представляет нам Иоанн, не тому Христу, который описан в Библии, то в конце вы обнаружите, что поклонялись всю жизнь вовсе не Богу Библии, а служили выдуманному идолу.
Чтобы этого не произошло, внимательно проверьте сейчас, соответствует ли ваш Христос тому, Которого представляет нам Иоанн в своем Евангелии.
Уже в самых первых строках сокрыто столько истин о Христе, что достаточно для разоблачения очень и очень многих заблуждений. Проверьте, является ли ваш Христос:
превосходнее времени (безначальным);
равным Богу Отцу;
превосходнее жизни;
превосходнее творения;
превосходнее сил тьмы;
превосходнее величайшего из пророков Иоанна Крестителя.
Давайте начнем с первой части 1-го стиха, здесь показано превосходство Христа над временем: I. Христос и время. «В начале было Слово…» (стих 1(а)). «В начале» – это параллель не с 1Ин., где говорится «от начала», а с книгой
Быт. 1:1 «в начале». В 1Ин. речь идет о начале служения Христа, а в Ев. Ин. о вечности прошлого, о том, что было до начала всех начал.
«Было Слово» – под «словом» здесь подразумевается Христос (1:14 «слово стало плотью»), с того момента, как время начало отсчитывать первые мгновения бытия, Христос уже существовал, то есть Он был всегда, Он превосходнее времени, и мы можем сказать, что не Христос появился во времени, а само понятие «время» возникло благодаря Христу. Это указание на безначальность Христа.
«Слово» – перевод греческого |