ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИК»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №4 «Снегурочка» комбинированного вида» с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного и коррекционного направления развития воспитанников
Разработчики программы:
Г.Р. Аникеева, заведующая МДОУ № 4 «Снегурочка»;
З.Р. Айдакова, заместитель заведующей по ВМР;
И.Ф. Кугаевская, воспитатель;
А.Ю. Дронзикова, воспитатель;
Г.В. Кизыма, воспитатель.
г. Салехард. 2010 г.
Основная общеобразовательная программа – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса МДОУ «Детского сада № 4 «Снегурочка» комбинированного вида», которая охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде.
Основная общеобразовательная программа детского сада, наряду с Уставом, служит основанием для лицензирования дошкольного учреждения и определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса, его содержания и форм с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Основная общеобразовательная программа - это документ, который подлежит ежегодной корректировке.
№
| Содержание
| Страницы
|
| Пояснительная записка
| 4
| 1.
| I часть.
|
| 1.1
| Организация режима пребывания детей в ДОУ
| 5-8
| 1.2.
| Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:
| 9-10
| 1.2.1.
| Физическая культура.
| 11
| 1.2.2.
| Здоровье.
| 12
| 1.2.3.
| Безопасность.
| 13
| 1.2.4.
| Социализация.
| 14
| 1.2.5.
| Труд.
| 15
| 1.2.6.
| Познание.
| 16-17
| 1.2.7.
| Коммуникация.
| 18
| 1.2.8.
| Чтение художественной литературы.
| 19
| 1.2.9.
| Художественное творчество.
| 20
| 1.2.10.
| Музыка.
| 21
| 2.
| Содержание коррекционной работы.
| 22-26
| 3.
| Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки).
| 27-31
| 4.
| Система мониторинга.
| 32
| 5.
| II часть.
| 33
| 5.1
| Региональный компонент.
| 34-36
| 5.2
| Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста
| 37-39
| 5.3
| Лекотека
| 40-43
| 6.
| Условия реализации общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения:
| 44-52
| 7
| Приложения
| 53-238
|
Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа, наряду с Уставом МДОУ, служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Основная общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с основными нормативными документами: Законом РФ «Об образовании», Законом «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (от 12.09.2008 г. № 666), Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам, реализуемых в ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655).
Учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление в группах общеразвивающей направленности детей в возрасте от 3 до 7 лет, компенсирующей направленности: для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет, для детей с умственной отсталостью легкой, средней и тяжелой степени в возрасте от 3 до 8 лет, по соответствующим общеобразовательным программам, предусмотренным пунктом 3.18 Устава.
В 2010-2011 учебном МДОУ функционируют 5 возрастных групп для детей от 3-х до 7-лет (группа для детей с ограниченными возможностями здоровья – до 8 лет)
- подготовительная группа № 1 общеразвивающей направленности;
подготовительная группа № 2 общеразвивающей направленности;
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР;
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР;
группа «Надежда» для детей с умственной отсталостью легкой, средней и тяжелой степени.
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является сохранение, укрепление здоровья детей.
Исходя из анализа за последние три года воспитательно-образовательной, оздоровительной работы и потребностей родителей в МДОУ поставлены следующие задачи:
создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей;
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении;
обобщение и распространение передового педагогического опыта;
осуществление активного взаимодействия Учреждения с социумом, семьей, школой, общественными организациями;
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс;
обеспечение права выбора самим ребенком, с согласия родителей (законных представителей), содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
При ежегодном годовом планировании в своей работе коллектив руководствуется следующими принципами построения воспитательно-образовательной работы:
принцип личностно-ориентированного обучения с целью саморазвития и самореализации ребенка через обеспечение свободы выбора и веры в его способность к развитию;
принцип гуманизации и ориентации на личность ребенка через создание условий и возможностей для полноценного проживания каждым ребенком детства;
принцип целостности развивающей педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов;
принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений; установление «иерархии» обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений;
принцип педагогической конфиденциальности: беречь ребенка от психического и физического насилия, научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;
принцип комплексности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложность задания, времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы. Игнорирование одного из этих факторы может привести к отрицательному результату.
принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Основная общеобразовательная программа состоит из следующих разделов:
Пояснительной записки условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения:
Первая часть включает в себя разделы образовательного процесса:
«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
«Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»);
«Содержание коррекционной работы»;
«Планируемые результаты освоения Программы»;
«Система мониторинга».
Вторая часть – включает в себя следующие разделы:
«Региональный компонент»;
«Лекотека».
I часть 1.1 Организация режима пребывания детей в ДОУ
Режим дня в МДОУ устанавливается в соответствии с возрастными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 градусов С° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 градусов С° и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже -20 градусов С° и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в МДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон). Самостоятельной деятельности детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) в режиме дня отводится не менее 3 - 4 часов.
В МДОУ учебные занятия с воспитанниками проводятся из расчета установленной недельной образовательной нагрузки (сетки занятий на текущий учебный год).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:
во второй младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) - 17 занятий, в группе для детей с глубокой умственной отсталостью (дети 5-го и 8-го года жизни) – 11 занятий.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня во второй младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут, для детей инвалидов с глубокой умственной отсталостью – не более 10 минут. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25 - 30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста проводят:
для детей 2-3-го года жизни - не чаще 1 раз в неделю продолжительностью не более 15 минут;
для детей 3-4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут;
для детей 4-5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
для детей 6-7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.
Физкультурные занятия для воспитанников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- во второй младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
- в группе для детей с глубокой умственной отсталостью – 10 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет круглогодично проводится на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. Как правило, занятия проводят при температуре воздуха до -15 градусов в безветренную погоду.
В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в сортивном зале Учреждения.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе. Режим работы - пятидневный с 12 часовым пребыванием детей с 7-30 до 19-30.
Продолжительность занятий, согласно возрастным требованиям (СанПиНа 2.4.1. 2660-10):
подготовительная группа № 1 – 30 минут;
подготовительная группа № 2– 30 минут;
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР – 25 минут;
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОНР – 30 минут;
Группа «Надежда» - 15 минут. Длительность занятий и физической нагрузки строго индивидуально, но не превышает 20 минут.
(Приложение № 1)
Модель ОРГАНИЗАЦИИ образовательного процесса Образовательный процесс выстраивается на основе системно - деятельностного подхода в центре организации содеятельности находится «событие» (праздник, развлечение, коллективное дело, проект) (Приложение № 2).
Название праздника (события)
| Время проведения праздника (события)
|
Цель
| День знаний
| 1 сентября
| Формирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.), труду учителя:
| Международный
день красоты
| 3-я неделя сентября
| Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека:
| День воспитателя
и всех дошкольных работников
| 4-я неделя сентября
| Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму:
| Международный день музыки
| 1-ая неделя октября
| Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству:
| Всемирный
день животных
| 2-ая неделя октября
| Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека:
| Между
народный день врача
| 3-я неделя октября
| Формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной значимости и гуманной направленности (помогать больным восстанавливать здоровье, облегчать страдания):
| Международный день анимации (мультфильмов)
| 4-я неделя октября
| Приобщение к искусству анимации. Формирование первичных ценностных представлений (на содержании лучших образцов анимационного кино):
| День народного единства
| 1-я неделя ноября
| Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей:
| Всемирный
день приветствий
| 3-я неделя ноября
| Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми:
| День матери
| 4-я неделя ноября
| Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней:
| Между
народный день инвалидов
| 1-я неделя декабря
| Формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи инвалидам:
| Новый год
| 3-4-я неделя декабря
| Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника).
В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность».
| Всемирный день «спасибо»
| 3-я неделя января
| Формирования умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения:
| День доброты
| 1-я неделя февраля
| Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле:
| Международный день родного языка
| 2-я неделя февраля
| Воспитание интереса и уважения к родному языку, языковой толерантности:
| День защитника Отечества
| 3-я неделя февраля
| Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества:
| Международный женский день
| 1-я неделя марта
| Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них:
| Всемирный день Земли и водных ресурсов
| 2-3-я неделя марта
| Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека:
| Международный день театра
| 4-я неделя марта
| Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству:
| Международный день птиц
| 1-я неделя апреля
| Аналогично празднику «Всемирный день животных»
| Международный день детской книги
| 2-я неделя апреля
| Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге:
| Всемирный день здоровья
| 3-я неделя апреля
| Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
| День космонавтики
| 12 апреля
| Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей:
| Праздник весны и труда
| 4-я неделя апреля
| Формирование первичных ценностных представлений о труде. Воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей. Создание «весеннего» настроения:
| Международный день семьи
| 2-я неделя мая
| Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях:
| Международный день защиты детей
| 1 июня
| Формирование представлений о детях как особой категории членов общества, которых защищают взрослые люди:
| Пушкинский день России
| 1-я неделя июня
| Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к поэзии, в том числе литературному творчеству А.С.Пушкина:
| День России
| 12 июня
| Формирование первичных ценностных представлений о «малой» и «большой» Родине, чувства гордости за Россию, россиян:
| Международный день друзей
| 3-я неделя июня
| Формирование первичных ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками:
| День ГАИ
| 1-я неделя июля
| Формирование первичных представлений о работе сотрудников ГАИ, необходимости соблюдения правил дорожного движения:
- мастерская (изготовление знаков дорожного движения).
| День российской почты
| 2-3-я неделя июля
| Формирование первичных представлений о почте как средстве связи между людьми, о значении общения в жизни людей. Воспитание положительного отношения к труду работников почты:
| День физкультурника
| 1-я неделя августа
| Формирование первичных ценностных представлений о физической культуре как средстве, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья человека, интереса и опыта здоровьесберегающего и безопасного поведения.
| День строителя
| 2-я неделя августа
| Формирование первичных ценностных представлений и положительного отношения к профессии строителя, результатам труда строителей:
| |